План работы педагога психолога
методическая разработка (4 класс) на тему

Назарова Марина Евгеньевна

Для педагогов психологов школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_pedagoga-psihologa.docx39.89 КБ

Предварительный просмотр:

      Введение ФГОС начального общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.

Актуальность в осуществлении профессиональной деятельности, направленной  на сохранение, укрепление и развитие психического и психологического здоровья учащихся, их родителей, педагогов и других участников образовательного учреждения 

Цель деятельности: 

- создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся школы успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.

Задачи:  

  1. Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учениками, родителями.
  2. Психологическая помощь при подготовке и проведении мероприятий с использованием знаний об индивидуальных особенностях учащихся, взаимоотношений в коллективах.
  3. Развитие у учащихся способностей к самопознанию, самоопределению и саморазвитию.
  4. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов и родителей.
  5. Разработка и внедрение форм и методов работы с педагогами, учениками, родителями, включающей в себя просветительскую и консультативную деятельность.
  6. Оказывать поддержку педагогам школы в освоении и введении в действие ФГОС.

Направления деятельности педагога-психолога 

Психологическая диагностика: 

  • изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;  
  • проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью

-определения оптимального образовательного маршрута;  

  • определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально- психологической дезадаптации обучающихся;  
  • изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.  Психологическая коррекция и развитие: 
  • оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;  
  • проведение коррекционно-развивающих программ в классах ОВЗ.
  • индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;  
  • осуществление коррекции девиантного и асоциального поведения учащихся - оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;  
  • предупреждение возможных девиаций поведения;  
  • оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;  

-содействие творческому развитию одаренных детей;  

  • оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.  

Психологическое консультирование:

  • психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;  
  • консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей и подростков;  

- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Психологическое просвещение: 

  • повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей

(законных представителей, их заменяющих);  

  • ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;  

Организационно-методическая деятельность:  

  • подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков;  

- обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;

  • участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;  
  • подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, родительских собраниях, методических семинарах;
  • координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер.
  • Этапы реализации:  

Информационный (теоретический обзор проблемы, существующих методов и программ, возможность реализации проекта в школе, прогнозирование результатов, оценка «полезности» проекта для школы, подбор методик и оборудования, определение целей и задач проекта и т.д.).  

Диагностический (проведение исследования, начало реализации проекта, обработка результатов, обсуждение на педсовете, составление сводных таблиц и базы данных – в зависимости от поставленных целей).  

Коррекционный (составление коррекционных программ исходя из полученных результатов, разработка рекомендаций, реализация программ).  

Контрольный (проведение повторной диагностики, анализ динамики полученных результатов, оценка эффективности коррекционного этапа работы и проекта в целом).


№ п/п

Направление и мероприятия работы

Сроки

Предполагаемый результат

Психологическая диагностика

Работа с обучающимися  

1

Исследование уровня адаптации обучающихся 1-х классов

февраль

Выявление обучающихся с признаками дезадаптации

2

Исследование особенностей познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка (4-е классы)

Февраль-апрель

Рекомендации. Выявление индивидуальных особенностей обучающихся, проблемных сторон

3

Подгрупповая работа с классами ОВЗ по программе «Развитие познавательных способностей»

В течение учебного года

Оказание психологической помощи в учебно - воспитательном процессе, обработка результатов исследования

4

Диагностика «Определение уровня тревожности» (4 кл, 9 кл, 11 кл)

Ноябрь-март

Выявление учащихся с высоким уровнем тревожности

5

Исследование социометрии 2- 4 классы  

Январь - апрель

Рекомендации по проведению коррекционной работы

6

Исследование «Классный руководитель глазами воспитанника»

Февраль

Выявление стиля работы классных руководителей

7

Выявление мотивов обучения у обучающихся 2-4-х классов

Январь

Рекомендации

8

Индивидуальная диагностика будущих первоклассников

Февраль-март

Рекомендации

9

Индивидуальная диагностика учащихся,

Январь-февраль

Рекомендации

направленных на ПМПК

10

Исследование уровня агрессивности 4 класс

март

Выявление учащихся с высоким уровнем агрессивности для проведения коррекционной работы

11

Изучение черт  характера  4 -  классников  

апрель

Рекомендации

12

Мониторинг образовательных достижений первоклассников в конце учебного года (1-3 классы)

Апрель-май

Рекомендации

13.

Диагностика учащихся «группы риска»

В течение учебного года

Рекомендации

14

Диагностика развития познавательных процессов в 1,2,3,4,5 классах.

В течение учебного года

Рекомендации

Работа с родителями

15

Социологический опрос родителей

по запросу администрации

Координация взаимодействия семьи и школы

16

Анкетирование и диагностика по запросу  

В течении учебного года

Координация взаимодействия семьи и школы

Психологическое консультирование

1

Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности учителей

2

Консультирование педагогов по вопросам профессионального и личного роста

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности учителей

3

Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитии

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности родителей

4

Групповые консультации для родителей в соответствии с возникновением психолого- педагогических затруднений и запросами администрации школы

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности педагога

5

Консультирование педагогов 1-х классов по проблеме адаптации к школе  

 

По мере обращения

Создание комфортных  психологических условий  для обучающихся.

6

Консультации учителей, обучающихся по результатам диагностики

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности педагога

7

Консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам психологии и педагогики

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности  

родителей (законных представителей)

8

Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам индивидуального развития детей и подростков относящихся к «группе риска»

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности педагога

9

Консультирование учителей по проблемам индивидуального развития детей и подростков относящихся к «группе риска»

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности педагога

10

Консультирование детей по проблемам  межличностного взаимоотношения детей и подростков относящихся к «группе риска»

По мере обращения

Повышение уровня психологической компетентности педагога

Психологическая коррекция

1

Индивидуально-коррекционная работа с  

обучающимися (по результатам психодиагностики и по запросу педагогов)

По мере обращения

Нормализация психического здоровья обучающихся

2

Групповая коррекционная работа с обучающимися.

В течении учебного года

Нормализация познавательных способностей обучающихся

3

Коррекционные занятия с обучающимися  начальной школы классы ОВЗ по формированию произвольной регуляции поведения

В течении года

Нормализация психического здоровья обучающихся

4

Деловые игры с обучающимися:

 «Дорога в 5-й класс» (4 «В», 4 «А» класс)

В течении года

Улучшение психологического здоровья обучающихся

Психологическая профилактика и просвещение

1

Проведение тематических семинарских занятий с педагогами школы

В течении года

Повышение интереса педагогов к психологическим занятиям

2

Выявление обучающихся, нуждающихся в  психологической помощи

В течении года

Сохранение психологического здоровья детей

3

Выявление обучающихся, относящихся к «группе риска», посещение семей «группы риска»

 

В течении года

Сохранение психологического здоровья детей

4

Неделя психологии

ноябрь

Обеспечение обучающихся, педагогов и родителей необходимыми психологическими знаниями

5

Посещение уроков

В течении года

Выявления учащихся, имеющих недостаточный уровень развития памяти, внимания путем наблюдения

Методическая работа

1

Расширение картотеки диагностической  методики, комплектование инструмента

Ноябрь-январь

Формирование методической базы для деятельности психолога

2

Комплектование и систематизация картотеки коррекционных, развивающих методик и программ

В течении года

Формирование методической базы для деятельности психолога

3

Разработка дневников наблюдения за обучающимися 1–4-х классов

декабрь

Координация взаимодействия педагогов и психолога

4

Подбор методик для педагогической диагностики

Декабрь-январь

Координация взаимодействия педагогов и психолога

5

Подбор материала для проведения родительских собраний и консультаций

Декабрь-январь

Координация взаимодействия педагогов и психолога

6

Подбор материала для коррекционной и развивающей работы

В течении года

Формирование методической базы для деятельности психолога

7

Планирование работы на учебный год

В течении года

Формирование методической базы для деятельности психолога

8

Подбор материалов для проведения консультаций учителей, обучающихся, родителей

В течении года

Координация взаимодействия педагогов и психолога

9

Подбор материалов для коррекционной и  

просветительской работы

В течении года

Формирование методической базы для деятельности психолога

10

Планирование совместных действий классных руководителей и психолога

В течении года

Координация взаимодействия педагогов и психолога

11

Подбор материала для проведения диагностической работы со всеми участниками школьного социума

В течении года

Формирование методической базы для деятельности психолога

12

Повышение психологических знаний через:  

а) учебу на психологических семинарах;  

б) обмен опытом коллег;  

в) повышение квалификации на курсах;  

г) изучение специальной литературы

В течении года

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога

13

Участие в семинарах педагогов-психологов и совещаниях:  

а) организационно-методическое совещание;  

В течении года

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога-психолога

Психологическое сопровождение ФГОС

Психологическое сопровождение разработки и реализации программ подготовки педагогов

1

Анкетирование (сбор запросов на психологическое просвещение)

Май

Формирование банка данных о запросах педагогов

2

Психологическое просвещение  

(выступление на заседаниях педагогического совета, методических объединений,  

семинарах и практикумах по психологической тематике)

В течении года

Повышение психологической грамотности и развитие психологической культуры

3

Психологическое консультирование

В течении года

Психологическая поддержка педагогов, профилактика эмоционального выгорания

Реализация программ формирования здорового образа жизни

4

Мониторинг психологического здоровья и психологической безопасности

Январь- февраль

Рекомендации по созданию и развитию психологически безопасной среды и сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса

Экспертная работа

1

Организация и методическая подготовка к  диагностикам, семинарам, родительским  собраниям, консультациям

В течении года

Координация взаимодействия педагогов и психолога

2

Обработка результатов диагностик

В течении года

Координация взаимодействия педагогов и учителей

3

Оценка результатов коррекционной и развивающей работы в классах ОВЗ

В течении года

Координация взаимодействия педагогов и психолога

4

Участие в заседании совета по профилактике

В течении года

Координация взаимодействия педагогов и психолога


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...

План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.

Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год....

план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

План работы педагога-психолога в начальной школе

План работы педагога-психолога в начальной школе...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...