Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы
статья на тему

Ершова Лариса Петровна

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой  развития» на городском семинаре для учителей начальной школы

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности.

Незрелость эмоционально-волевой сферы данной группы детей обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. В первую очередь страдает сфера коммуникации.

В дошкольном возрасте развитие общения со сверстниками проходит несколько этапов:

2-4 года сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, оно основано на подражании и главная коммуникативная потребность – соучастие сверстника.

4-6 лет - возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве,  оно предполагает распределение игровых ролей, а значит уже и учет действий. Главное содержание это совместная деятельность, на этом же этапе возникает потребность в уважении и признани сверстника.

6-7 лет общение строится не только с внешней ситуацией, но и вследствие избирательности отношений между детьми.

И вот если в этот момент ребёнок не находит поддержки среди детей и участия со стороны взрослых, он становится замкнутым, а особенно это касается детей с задержкой в развити. Они иногда безразличны к оценкам сверстников в свой адрес. У таких детей нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар. Для них сверстник , находящийся вне семейных уз, не имеет субъективной значимости.

Ученикам, не получившим соответствующей психолого-педагогической и медицинской помощи в дошкольном возрасте и на начальном этапе обучения, намного сложнее.

Причины трудностей адаптации учеников с ЗПР к школе кроются в нарушении общения матери и других близких родственников с таким ребенком. Многие родители не осознают специфики состояния своего ребенка, обусловленной недостаточностью деятельности центральной нервной системы, не стремятся ему помочь. Напротив, двигательная расторможенность, возбудимость или, наоборот, излишняя вялость, другие болезненные проявления вызывают негативные реакции близких. Нередко они относятся к поведению такого ребенка как к сознательному желанию им досадить; часто требуют от ребенка достижений, явно превышающих его возможности. Способ общения многих матерей со своими детьми — либо формально-императивный (окрик, приказ, наказание), либо уход от решения проблем, связанных с жизненными потребностями ребенка.

Неудовлетворенная потребность ребенка в любви, ласке, доброжелательном внимании матери, неуверенность в ее любви приводят к появлению вторичных отклонений — не органического, а психогенного характера: нарушению общения, замедлению развития личности, деформации процесса социализации.

Привязанность к родителям, братьям и сестрам, нежелание общаться с «чужими» взрослыми и сверстниками в сочетании со сниженной познавательной активностью, специфичной умственной и эмоционально-волевой деятельностью препятствуют адаптации детей с ЗПР к школьным условиям, становлению их личности.

Перед учителем, воспитателем и другими специалистами, работающими с отстающими в развитии детьми, стоит трудная, вполне осуществимая задача: возродить у ребенка утерянную веру в свои возможности, пробудить и поддержать желание учиться. Только соответствующая эмоциональная атмосфера, определенный стиль отношений с ребенком могут способствовать коррекции его познавательной деятельности, развитию общения со взрослыми и сверстниками, благоприятному формированию его личности.

Основа отношений взрослого с ребенком — принятие его таким, какой он есть. Каждый ребенок должен чувствовать, что он интересен, приятен взрослому, окружен доброжелательным вниманием, что взрослый отзывается на каждое обращение к нему, на желание общаться с ним каждого ребенка.

Основы формирования нравственных норм поведения учеников, характер их отношений в коллективе в значительной мере зависят от стиля отношения к ним учителя. Его доброжелательный тон, стремление помочь детям преодолеть трудности в учении и поведении постепенно снимают напряжение в отношениях учеников друг к другу, воспитывают желание помочь товарищам в трудностях, вызывают радость от их удач.

У детей с ЗПР школа часто вызывает негативное отношение. Это происходит потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи.

При отсутствии успехов в обучении не следует «фиксировать» ученика на его неудачах. Наоборот, необходимо выражать твердую уверенность — скоро получится. К успехам ранее неуспешного школьника целесообразно привлекать внимание других детей. Это часто создает почву для налаживания между ними благоприятных отношений.

У части младших школьников с задержкой психического развития самооценка завышена, что является следствием незрелости эмоционально-волевой сферы либо защитной реакцией ребенка. У таких детей необходимо формировать адекватную оценку своих возможностей корректно, не попирая их достоинства.

Дети с ЗПР могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений.  Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися  сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что, в последствие, нарушает социальную адаптацию и реабилитацию.

У данной категории детей нарушено общение как со взрослыми, так и со сверстниками, что связано с неблагоприятным семейным воспитанием, негативным опытом межличностного общения, недостаточной адаптированностью к жизни, недостатком внимания к ним родителей.

Особенности общения у детей с задержкой развития связаны с различными нарушениями эмоциональной сферы, что отражается на их контактах с другими людьми, социальной адаптации, на понимании взрослых и сверстников.  Наибольшие сложности у школьников с ЗПР вызывают понимание и отражение таких эмоциональных состояний, как «интерес» и «удивление», что связано с низким уровнем сформированности познавательной деятельности.

Направления  коррекционной работы в нашей школе состоят из нескольких блоков:

  • Расширение спектра сенсорно – эмоциональных и физических стимулов, развитие творческого потенциала, что закладывает основы мотивационной базы любой деятельности, при этом ребёнок накапливает опыт успешного преодоления трудностей; ответственность психолога в данном блоке: организация динамичных, ролевых, сюжетных, соревновательных игр (сенсорно-физический блок).
  • Формирование активной позиции школьника: преодоление негативных эмоций и состояний, воспитание уверенности, активности; формирование познавательных интересов; формирование учебной мотивации и основных учебных навыков; совершенствование основных психических процессов и их произвольности; развитие самосознания и саморегуляции: формирование позитивного «Я-представления», воспитание адекватной самооценки (психологический блок). Программа психокоррекционной работы по формированию адекватного уровня тревожности с учащимися, включающая занятия по развитию коммуникативных навыков и упражнения, стабилизирующие эмоционально-волевую сферу, повышающие самооценку детей, может быть использована в учебном процессе в коррекционных классах для детей с ЗПР
  • Помощь педагога в социализации и ассоциировании их в детский коллектив, в создании ситуаций успеха на уроке и вне урока (педагогический блок).

Алгоритм взаимодействия сторон

  • Диагностическое обследование ученика всеми специалистами школы;
  • Работа с родителями учащегося (направление на консультацию к психоневрологу, невропатологу, дефектологу);
  • Выполнение семьёй реабилитационных мероприятий, формулирование рекомендаций по дальнейшему обучению и развитию ребёнка.

Рекомендации для педагогов


  • У детей с ЗПР школа часто вызывает негативное отношение. Это происходит потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи.
  • Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, что бы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
  • Следует отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению.
  • учитывать “зону ближайшего развития”, постепенно увеличивать и усложнять нагрузку;
  • соблюдать все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей;
  • работать в тесном контакте с психологом, родителями.

Рекомендации учителю по работе с детьми с задержкой развития

  • Посадить детей с учетом их особенностей.

  • Обращаться к детям по именам.

  • На уроке держать в поле зрения каждого, следить за посадкой.

  • Разъяснять цели урока, в конце подводить итоги.

  • На каждом уроке проверять домашние задания, после урока проверять тетради учащихся.

  • Объяснять новый материал доступно, с использованием наглядных пособий и технических средств обучения.

  • Самостоятельную работу сделать обязательным элементом каждого урока.

  • Оказывать помощь, проявлять внимание к детям во время самостоятельной работы.

  • Чередовать трудные и легкие задания.

  • Предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

  • Создавать на уроке ситуации успеха.

  • Давать посильные домашние задания с обязательным инструктажем, как готовить домашнее задание, и записью в дневники.

  • Хвалить детей при классе, наказывать – наедине.

  • Вести тетрадь ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где учитывать ошибки учащихся, отражать работу по их исправлению.

  • Осуществлять педагогический контакт с родителями.

Подготовила педагог-психолог

МАОУ «Средняя школа №8»

Ершова Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация городского методического совета учителей начальной школы

Предлагаю одну их формы ведения документации ГМС учителей начальной школы: как вести базу данных на учителей города, план работы методического совета....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Выступление на семинаре для учителей начальной школы "Развитие речи и детского речевого творчества"

Выступление содержит краткий анализ возможностей учебных программ и учебников УМК "Планета знаний" и развитие речи младших школьников на внеурочных занятиях...

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Практический семинар для учителей начальной школы и воспитателей ДОУ "Прогноз школьных трудностей"

Оценка школьной зрелости ребёнка только по  уровню его знаний и сформированности учебных навыков не позволяет прогнозировать возможные школьные трудности. Педагогу важно заранее – на основе анали...

Практический семинар для учителей начальной школы и воспитателей ДОУ "Прогноз школьных трудностей"

Оценка школьной зрелости ребёнка только по  уровню его знаний и сформированности учебных навыков не позволяет прогнозировать возможные школьные трудности. Педагогу важно заранее – на основе анали...

Изографы для работы с сомнительными согласными Ж-Ш (материал для логопедов и учителей начальной школы)

В логопедической практике  для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста широко используются изографы. Лично я с изографами познакомилась, читая п...