ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка на тему

Представлен опыт применения метода функционального биоуправления (ФБУ) в работе с детьми. Данный метод позволяет реализовать патогенетический подход к коррекции различных нарушений, когда лечение направлено не на следствие, а на причину возникновения нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudakova_i.a.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение передового педагогического опыта

Применение «БОС-ТЕХНОЛОГИЙ»  

в психокоррекционной работе с детьми

                                    Педагога-психолога

                                                      I квалификационной категории

           ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение»

                                                                Рудаковой И.А.

2014 год

Высокие стрессовые и эмоциональные нагрузки не проходят для здоровья человека бесследно, в частности наблюдается значительное увеличение распространенности психосоматических и нервно-психических нарушений. Поэтому так важны профилактические мероприятия, которые вырабатывают навыки адаптации и умение сохранять свои силы и внутренние ресурсы.

На базе ТОГОАОУ ЦПМСС «Возрождение» осуществляется реализация программы «Комфорт-ЛОГО» научно-производственной фирмы «Амалтея» г. Санкт-Петербург.

Универсальность в сочетании с индивидуальным подходом к каждому пациенту позволяет использовать программу :

-  в целях коррекции в таких сферах, как медицина, логопедия, психология, дефектология.

- в целях повышения адаптивных возможностей – в педагогике, при психологическом сопровождении развития детей.

  Применение программы  НПФ «Амалтея» позволяет сформировать:

  • Психологическую компоненту – нормализация психоэмоционального состояния детей, восстановление адаптационных ресурсов организма, умение противостоять стрессу, коррекцию поведения (гиперактивность, дефицит внимания), улучшение концентрации внимания, памяти.
  • Логопедическую компоненту – нарушение темпа и ритма речи; нарушение артикуляционных, голосовых и дыхательных судорог (заикание, логоневроз); развитие речевого дыхания, артикуляции, голосообразования, речи и речевого поведения.
  • Медицинскую компоненту - оздоровление группы часто и длительно болеющих детей.

При реализации метода функционального биоуправления (ФБУ) происходит регистрация физиологических параметров организма при помощи специальной аппаратуры) и преобразование их в компьютере в сигналы обратной связи. Таким образом, тренирующийся человек имеет редкую возможность в режиме on-line увидеть сигналы, соответствующие состоянию функций его организма, а кроме того, в режиме реального времени отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции.

Использование объективных данных позволяет избежать субъективных оценок успешности действий обучающего в тренинге и обеспечивает его высокую эффективность.

Следует отметить преимущества метода ФБУ перед традиционными методами коррекции:

- Техническая и физиологическая безопасность, обеспечивается тем, что поток информации направлен от человека к прибору и в ходе снятия сигнала никакого физического воздействия на человека не оказывается. Работа по изменению параметров организма происходит только в рамках индивидуальной физиологической нормы, что обеспечивает безопасность работы и учёт индивидуальных особенностей.

- Немедикаментозность, неинвазивность. Метод позволяет использовать те внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются подавленными или нарушенными. Их восстановление позволяет снизить энергетические затраты организма при повышении качества функционирования всех функциональных систем, то есть оптимизировать состояние.

- Полифункциональность, комплексность. Организм, являясь целостной системой, реагирует изменениями всех своих проявлений. Таким образом, речь идёт не об обучении изменению только одного параметра, а о тренинге целостных состояний.

- Объективность. Использование объективных данных в ходе работы позволяет преодолеть определённую инертность или инфантильность пациента, превращает его в активного участника обучения.

- «Точность» направленности воздействия. Метод ФБУ позволяет реализовать патогенетический подход к коррекции различных нарушений, когда лечение направлено не на следствие, а на причину возникновения нарушений.

- Краткосрочность обучения (в среднем 8 занятий). За счет включения пациента в систему ФБУ, когда малейшие изменения состояния немедленно преобразуются в сигналы обратной связи, быстро формируется точный навык управления состоянием.

- Долговременность действия. Так как способы изменения состояния имеют значительную моторную составляющую, то навык закрепляется на уровне памяти тела, что и обеспечивает его длительное хранения в памяти. Корме того, в ходе формирования навыка обучается и сама нервная система, которая стремится самопроизвольно поддерживать наиболее благоприятный режим функционирования организма.

Отличие обучения в процессе биоуправления от когнитивного обучения состоит в том, что основной задачей является обучение ребёнка необходимому изменению физиологического состояния, а отличием от схемы оперантного обуславливается – является выраженное влияние психической компоненты. Через приобретение навыков саморегуляции формируются новые связи, восстанавливаются скрытые, но генетически детерминированные механизмы управления физиологическими функциями. При этом улучшается восприятие и понимание внутренних взаимосвязей физиологических и психических процессов.

Особенностью данной программы является удачное сочетание широких возможностей метода биоуправления и реализация индивидуального похода при работе с каждым пациентом.

Одним из предназначений программы  является выработка дыхания, которое называется диафрагмально-релаксационным.  В данной программе это называется сеанс Кардио.

Постановка и закрепление такого типа дыхания благоприятно сказывается на физиологическом и психическом состоянии человека, оказывает оздоровительное воздействие на все функциональные системы организма.

Весь курс по формированию, коррекции, оптимизации, развитию и тренингу дыхания, артикуляции, голосообразования, речевого дыхания, речи, речевого поведения и психоэмоционального состояния с применением АС-РСА включает в себя четыре последовательных и взаимосвязанных между собой этапа работы.

I этап: Диагностический этап (1-2 занятия)

II этап: Формирование нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом по РСА (7-8 занятий)

III этап: Формирование нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения оп показателю РСА (10-12 занятий).

IV этап: Заключительный этап (3-4 занятия).

Применение данной программы  в психолого -педагогичекой практике обеспечило улучшение, нормализацию и сохранение здоровья детей:  

  • развитие высших психических функций (мышления, памяти, восприятия, воспроизведения) и волевых качеств;
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • наличие высокого психоэмоционального напряжения, связанного с общением (в том числе в эмоционально значимых и конфликтных ситуациях);
  • наличие речевой тревоги и страхов общения

Сеанс-Лого  данной программы обеспечил  коррекцию речевых расстройств: расстройства фонации; нарушения темпа речи; речевой тревоги; логоневрозов; алалии; дизартрии и дислалии; ринолалии ; заикания.

После применения данной программы мы отмечаем восстановление физиологических показателей здоровья детей и общее оздоровление организма:  снижение процента пропусков по болезни.

Таким образом, эффективность  применения «БОС-технологий» основывается на использовании универсальных естественных механизмов адаптации человека. В ходе работы активизируются, уточняются и восстанавливаются внутренние ресурсы организма, происходит обучение произвольному поддержанию оптимального состояния, формируются устойчивые навыки саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Модуль обобщения передового педагогического опыта учителя начальных классов СОШМ18 «имени 28 Армии»

1.ТЕМАОПЫТА.Формирование успешности обучения учащихся средствами современных педагогических технологий.2.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.Слова Б.Т. Лихачёва: «Педагогические технологии - совокупность психоло...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта

В данной презентации подробно описана система работы по изучению ППО, методика обобщения и распространения ППО, а также дана подробная схема описания ППО по модульной технологии....

Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "Ученический коллектив, методика его создания и развития"

Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплочённость класса в...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: " Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС"

Понятие  "Здоровьесберегающая"  относится к качественной характеристике любой образовательной технологии....

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"

laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...