Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Больнова Ольга Геннадьевна

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий для их полноценного развития, воспитания самостоятельности, способности адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни. В начальных классах фронтальная  коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpsp3.docx64.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

 с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 3  VIII вида»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС

протокол  № ___

Председатель

Директор

МКОУ «Школа-интернат № 3»

____________ Н.А. Ивашинова

__________________ Н.Н.Яркиева

«______» _____________ 20___г.

Приказ №___от «___» _______20__ г.

           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

ДЛЯ    3   КЛАССА

НА  2013 /2014  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе:

авторской программы коррекционных занятий

по развитию психомоторики и сенсорных процессов

 для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида  Головкиной Т.М. 

Составила:

Больнова Ольга Геннадьевна,

педагог-психолог,

высшая  квалификационная категория

Прокопьевск   2013

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………3

2.Основное содержание тем учебного курса……………………………

3.Учебно-тематическое планирование.…………………………………

4.Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе……………………………………………………..

5.Перечень учебно-методического обеспечения. ………………………

6.Список литературы……………………………………………………..

7.  Приложения……………………………………………………………..

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основании следующих документов:

1.Конвенция о правах ребенка. Принята  20 ноября 1989 года;

2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  

 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  с изменениями от 22.12.2008г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);

6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.

10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

11. Учебный  план  МКОУ «Школа-интернат № 3»  от                   .

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания. Данная рабочая программа направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Для овладения обучающимися чтением, счётом, письмом требуется сформированность таких психических процессов как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью  характерны выраженные отклонения в речевом развитии. В психокоррекционные занятия включены приемы, облегчающие восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), которые побуждают учеников к проговариванию того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности (а именно: музыкально-ритмические, изобразительные, конструктивные, игровые) предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти ребенка с интеллектуальной недостаточностью затрудняют его знакомство с окружающим миром. На занятиях используются игры и упражнения, направленные на развитие умения наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами).  Данная деятельность способствует развитию точности восприятия, формирует способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. На занятиях включены задания для усвоения сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра. В программу включены игры и упражнения для развития внимания, памяти (тактильная, зрительная, слуховая и пр.), речи, коммуникативных качеств, логического и творческого мышления, умения анализировать.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий для их полноценного развития, воспитания самостоятельности, способности адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни.

Основной задачей образовательного процесса является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная  коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности.  В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.

Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.  В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После  полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.

Состав подгрупп имеет подвижный характер: с одними обучающимися класса осуществляется коррекция индивидуально, для других актуальна  групповая работа, что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

Адресат

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся  3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Головкина Т.М.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями, которые определены стандартом.

В  содержание обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность, т.е. вводим в культуру ребёнка.

Используются специальные методы, приёмы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие сглаживание особенностей восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуализация обучения осуществляется на каждом занятии.

Ведение коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды: занятия проводятся в специальном кабинете, количество обучающихся комплектуется в связи с выявленными трудностями, используются разные формы организации детей, занятия по 20-25 мин. проводятся чаще всего после уроков.  

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Общее количество часов 68 в учебном году, 2 часа в неделю.  

Задачи курса коррекционных занятий следующие:

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

-  формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

— формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:  

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя модуль Коррекция психомоторики и Модуль Развитие сенсорной сферы.

В модуль Развитие психомоторики входят следующие разделы:

Развитие произвольности психической деятельности.

Развитие движений, различных видов праксиса.

Модуль Развитие сенсорной сферы включает следующие разделы:

Развитие перцептивно-гностических функций.

Развитие пространственного восприятия.

Развитие временных представлений.

Данная рабочая программа имеет концентрический характер: при переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по  сложности, что позволяет добиться прочного закрепления сформированных условных связей на основе ранее  изученного материала.

Специфика программы

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

В программу введена методика «Графический диктант». 

Особенность методики: изображение фигур под диктовку.

Назначение методики:

•        совершенствовать системы: глаз – рука, ухо – рука;

•        формировать графические навыки;

•        развивать способности слухового и зрительного анализа;

•        поддерживать необходимый темп деятельности;

•        развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Данная методика позволяет определить умение ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия «верх», «низ», «право», «налево», «диагональ», правильно работать в тетради, сколько клеточек (строчек) отступить сверху, справа и т.д. Она не только развивает мелкую моторику руки, но и учит четко ориентироваться на пространстве бумаги, внимательно слушать инструкции педагога.

Организация выполнения.

Работа выполняется фронтально (можно малой группой или индивидуально) в специальной тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры обучающимися идет под диктовку. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между шагами. Задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх). Перед выполнением необходимо уточнить направление «влево» и «вправо» (не путают ли их дети) и точку начала работы, подобрать карандаш для письма.

Назначение методики:

  • совершенствовать системы: глаз – рука, ухо – рука;
  • формировать графические навыки;
  • развивать способности слухового и зрительного анализа;
  • поддерживать необходимый темп деятельности;
  • развивать пространственную ориентацию на листе бумаги
  • формировать умение планировать деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончанию.

Поскольку игровая деятельность остаётся важной составляющей жизни обучающихся начальной школы и даёт детям целостность мироощущения, подбор изображаемых предметов тесно связан с темой занятия, придавая сюжетность.  Сюжет способствует становлению смыслообразования, что важно не только для развития познавательной деятельности, но и личности ребёнка.

Основной упор психологического развития в 3 классе делается на приучение ребёнка грамотно формулировать свои мысли в устной форме, анализировать, обобщать, строить умозаключения и проверять их правильность. Задания подбираются с учетом направленности на развитие определенных структур, а также для удобства коллективной работы в классе. Детям предоставляется возможность не только сидеть свободно, но и проводить подвижные игры.

В конце занятий дети иногда получают задания на дом: по дороге домой увидеть предметы коричневого цвета, обсудить с родителями (одноклассниками, родственниками) какие необычные предметы сделаны из дерева и пр. Это дает возможность получить дополнительное полезное общение с близкими для закрепления полученных знаний и навыков вне школы.

У каждого ученика есть возможность успешно выполнить несколько игровых заданий на одном занятии. Каждый ученик может пережить состояние успешности, что так необходимо для обретения знаний о собственных возможностях и ограничениях, уверенности в своих силах.

Организация предметной деятельности с целенаправленным формированием практической исследовательской деятельности способствует формированию образов-представлений, взаимосвязей между действием и словом. В процессе решения практических задач поэтапно включается речь ребёнка: он даёт отчёт о своих действиях, называет свойства и качества предметов, с которыми он действует и обследует их, далее – говорит о предстоящих действиях (у него формируется планирующая функция речи). Обогащение образами-представлениями сознания ребёнка, их речевого опосредования способствуют развитию воссоздающего воображения. Ребёнок учится на основе слова мысленно воспроизвести наглядную ситуацию, которая не была представлена в его чувственном опыте.

Обучение связано с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Занятия готовят обучающихся к овладению профессионально-трудовым знаниям и навыкам.

Основные методы программы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Методы и приемы технологий обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.

При планировании коррекционных занятий формулируются цели занятия, ведется отбор конкретных методик и техник для работы, подготавливаются  необходимые материалы и оборудование, выбираются формы организации детей на занятии.

Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. Этому способствуют квалифицированная педагогическая помощь ребенку различными средствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на постепенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаемым для каждого ребенка. В одних ситуациях это совершается под руководством взрослого, а в других — самостоятельно, что будет означать возможность переноса усвоенных способов действия в учебную ситуацию на уроке и в повседневную жизнь.

Формирование межпредметных связей обеспечит успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Интегративность курса достигается за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.

Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих заданий. Так, развитие памяти предполагает любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий выполнения или отсроченностью выполнения инструкции. Развитию внимания способствуют специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности, внесение различных видов наглядности. Воображение развивается при выполнении любого задания, даже минимально имеющего творческий характер: имитационные упражнения, составление узоров из геометрических фигур, придумывание поз своего тела и др.

Таким образом, каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала.

Основные содержательные линии курса  

68 часов

Исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа)

 Раздел Развитие движений, различных видов праксиса (15 часов)

Произвольное торможение действий (разнонаправленные движения). Ритмические упражнения, сочетающие одновременные движения различных частей тела и говорение (пение).

Переключение с одного движения на другое при ходьбе, беге, прыжках.

Совершенствование статического равновесия при малой площади опоры.

Передача ритмического рисунка в движениях в соответствии с речевым или музыкальным сопровождением.

Выполнение движений по инструкции из 3-4 звеньев. Выполнение движений по словесной инструкции, изменения направления движений по инструкции, содержащей предлоги: в, на, над, под, из, за.

Воспроизведение ритма по слуховому образцу, по словесной инструкции. Подсчёт быстрых и медленных ударов. Пространственная организация движений (выполнение движений в соответствии с образцом, а не зеркально).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Штриховка в разных направлениях.

Имитация воображаемых предметных действий «Что мы делали не скажем, а что делали покажем». Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание, шнуровка, нанизывание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.

Раздел  Развитие произвольности психической деятельности. (6 часов)

Игры на развитие внимания и саморегуляции. Рассказ о предстоящей работе. Рассказ о выполненной  работе. Развитие способности к переключению внимания. Развитие концентрации внимания. Упражнения для развития памяти. Самоконтроль по данному алгоритму действий (вербально-графический, схематический план).

Раздел  Развитие пространственно-временного  восприятия. (9 часов)

Определение направления движения в пространстве, расположения предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.

Различение левой –правой частей тела у человека, Стоящего напротив.

Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за; - расположения предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за.

Упражнения для развития глазомера.

Определение направления звука в пространстве (справа, слева, сзади, спереди).

Моделирование пространственного расположения мебели в помещении.

Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.

Ориентировка в помещении и на улице. Вербализация пространственных отношений.

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Закрепление временных представлений о частях суток, неделе, временах года.

Продолжительность суток: 1 сут. = 24 ч

Месяцы года. Порядок месяцев в году. Номера месяцев от начала года.

Соотношение мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки. Количество суток в месяце. Количество недель  в месяце. Количество минут в часе. Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).

Определение времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.

Раздел  Развитие перцептивно-гностических функций (21 час)

Сравнение геометрических фигур и тел. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.

Составление сериационных рядов по заданному признаку из 5-8 предметов.

Опознания пола, возраста героев по сюжетным картинкам. Определение эмоций по сюжетным картинкам.

Выделение элементов целостных образов (предметных, сюжетных). Складывание разрезанных на части предметных и сюжетных картинок. Упражнение «Вставки» (восполнение фрагментов сюжетных картин).

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел Восприятие особых свойств предметов (5  часов)

Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.

Раздел  Развитие слухового восприятия (4 часа)

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел  Развитие зрительного восприятия (3 часа)

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов (2 часа)

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:

• Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.

• Действия по соотнесению предмета с эталоном.

• Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

— учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;

— оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;

— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;

— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;

— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

Особое внимание уделяется созданию условий для положительного эмоционального отношения  ребенка к занятиям.

В структуру занятия включено чередование различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения, графические задания и др.

Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Именно в русле предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения. Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря учащихся, овладению грамматическим строем речи, развитию связной речи, формированию умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

практические

работы

экскурсии

1.

Исследование психомоторики и сенсорных процессов.

2

3

2.

Развитие произвольности психической деятельности.

6

3.

Развитие движений, различных видов праксиса

12

4.

Развитие перцептивно-гностических функций

20

5.

Развитие пространственного восприятия.

4

6.

Развитие зрительного восприятия.

3

7.

Развитие слухового восприятия.

3

8.

Развитие временных представлений.

4

9.

Развитие мышления

8

10.

Вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов

2

Итого:

68

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты освоения курса

Раздел Развитие произвольности психической деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны

- понимать простые словесные инструкции учителя;

- ориентироваться в задании по данному плану;

- сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах;

- с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе;

- проверять свою работу и работу товарища по данному алгоритму.

Раздел Развитие движений, различных видов праксиса

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

 Обучающиеся должны:

- выполнять движения по показу и словесной инструкции;

- плавно переключаться с одного движения на другое;

- ритмично двигаться под музыку, пение, речевое сопровождение;

- воспроизводить ряд из 3-6 движений;

- соблюдать направление движения в пространстве в соответствии с условными знаками и словесной инструкцией;

- выполнять движения по условным обозначениям;

- менять характер, направление движений по условным сигналам;

- захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами;

- повторять за педагогом позу кисти руки;

- застёгивать пуговицы, молнии, кнопки,

- шнуровать, завязывать узлы и банты;

- резать ножницами по прямым и кривым линиям, по кругу;

- складывать бумагу;

- разрывать бумагу разной толщины.

Раздел Развитие перцептивно-гностических функций.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- узнавать предметы на картинках;

- узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах;

- составлять предметы из 2-6 частей;

- находить часть от целого предмета и предмет по данной части;

- различать и называть основные цвета;

- соотносить оттенки одного цвета и раскладывать их по степени выраженности признака;

- различать геометрические фигуры и называть их;

- сравнивать предметы по величине и называть эту величину: длина, ширина, толщина, высота, глубина, использовать в речи соответствующие прилагательные и их сравнительные формы;

- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;

- опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв, цифр, различать величину сходных предметов;

- опознавать на ощупь фактурные, температурные качества предметов;

- уметь сравнивать предметы «на глаз», «на ощупь», «на руку»;

- называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны;

- восстанавливать целостные образы предметов, букв, цифр;

- узнавать предметы по словесному описанию;

- использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала;

- различать неречевые бытовые и природные шумы;

- различать голоса людей;

- различать на слух громкость, высоту и продолжительность звучания;

повторять ряды слогов, слов, предложений, предъявленных на слух;

- воспроизводить ряды предметов, картинок по памяти от 3 до 9 единиц.

Раздел Развитие пространственного восприятия.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- распознавать и называть части тела и лица;

- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа и соответствующие ориентировки относительно себя;

- различать пространственное расположение предметов относительно другого человека;

- ориентировать на листе бумаги;

- знать слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду;

- уметь ориентироваться по схемам в пространстве класса, школьного двора;

- находить неправильно расположенные буквы;

- выполнять графические диктанты с учётом пространственных ориентировок;

- соблюдать пространственное расположение предметов, их частей при конструировании и рисовании.

Раздел  Развитие временных представлений.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года;

- знать месяцы каждого времени года и нумерацию каждого месяца, начиная от начала года;

- понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро;

- знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час;

- определять время по часам с точностью до 5 минут.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);

-сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;

-определение времени по часам;

- описания предметов окружающей действительности;

- обогащения чувственного опыта у детей.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Курс имеет безотметочную  систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.

При необходимости выполнения письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

Используется прием цветограммы в конце занятия. Детям предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий  по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельно задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;

- совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1- 4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.

Дополнительная

  1. Антонова С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
  2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
  3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.
  4. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
  5.   Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.  
  6. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Список литературы

  1. Антонова, С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
  2. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» Электронный ресурс/ Т.М.  Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html (30.08.2013)
  3. Метиева,  Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида Электронный ресурс / Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
  1. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология»./С.Я.Рубинштейн. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема: "Там на неведомых дорожках..."

Это занятие  для учащихся с ОВЗ VIII вида. Содержание занятия подходит для проведения в весеннее время года. Используются различные методы и приёмы для развития и коррекции познавательных способн...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе.

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятельно...

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

Групповое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс Тема: «Растения».

Групповое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов 3 класс. Лексическая тема: "Растения"...

Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА

Роль коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов при формировании эмоционально-волевой сферы у детей с РДА...

Технологическая карта коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1 класса ГУО специальной школы

Автор: Прохорова Елена Геннадьевна.Образовательное учреждение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная школа № 53».Предмет: коррекционные занятия по развитию пси...