Программа ППМс сопровождения в школе- интернате VIII вида
рабочая программа на тему

Елена Алексеевна Губанова

В программе имеется краткая анатация, теоритическое обоснования, цели, задачи направления службы. Этапы реализации. Механизм реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ppms.docx58.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

комплексной помощи  и поддержки воспитанников, обучающихся в специальной (коррекционной)

школе-интернате VIII вида.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………..………… 3

  1. Основные принципы программы …………………………………………… 6

  1. Направления работы …………………………………………………………. 6

  1. Этапы реализации программы ………………………………………………. 7

  1. Механизмы реализации программы ……………………………………….... 10

  1. Структура и содержание Программы коррекционной работы ……………. 11

  1. Требования к специалистам, реализующим программу……………………. 19

  1. Требования к условиям реализации  Программы коррекционной работы…20

  1. Литература …………………………………………………………………….. 23

           

Пояснительная записка

      В настоящее время категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  достаточно глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.  Многие авторы, изучавшие возможности обучения детей с  умственной отсталостью   (Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенкова и др.), отмечали, что в зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного)     психического развития дает разные варианты отклонений в познавательной деятельности, эмоционально-волевой, личностной сфере и в поведении.

         Так, к специфическим особенностям познавательной деятельности относятся ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, замедленность восприятия, нарушение всех видов памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания, потребность в более длительном периоде для приема и переработки сенсорной информации. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, в речи, как правило, наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, несформированность лексико-грамматического строя. Нарушения интеллектуальной деятельности, безусловно, сказываются на учебной деятельности: слабая регуляция произвольной деятельности, низкий навык контроля и самоконтроля приводят к неумению спланировать свою деятельность, довести ее до  конца, сравнить и оценить результаты. Недостаточное понимание материала приводит к замене многих логических связей механическими. В результате приобретаемые знания часто бессистемны, поверхностны, долго автоматизируются, быстро забываются, не используются в новых ситуациях. Несформированность  навыков интеллектуальной и учебной деятельности сопровождается нарушением внимания, повышенной истощаемостью и, соответственно,  низкой работоспособностью. Если таким детям вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, а также не устранение пробелов в знаниях, то велика вероятность возникновения вторичных нарушений, в виде школьной дезадаптации, личностных изменений, трудностей в поведении, социальной адаптации.

      Другой  аспект -   ограниченный объем знаний, отставание в формировании умственных операций, недоразвитие всех сторон речи, близкую конфликтную готовность и неумение разрешать напряженные ситуации, недостаточно критичное отношение к себе, несформированность личностного сопереживания происходящего, ослабления волевой регуляции поведения.

   

      В условиях интернатного учреждения недостаточность познавательной деятельности усугубляется не только  эмоционально – волевой незрелостью, несформированностью школьной мотивации, частым психопатоподобным  поведением, но и длительной социальной депривацией.

      Необходимо учитывать также, что многие воспитанники наблюдаются у детского психиатра по поводу синдрома психомоторной возбудимости, неврозоподобных, психоподобных, что, в свою очередь, накладывает негативный отпечаток на их общее соматовегетативное состояние.

      Таким образом, дети, воспитывающиеся в специальных (коррекционных) учреждениях,  достаточно сложная категория лиц, имеющая множественные проблемы в физическом и психическом развитии.

      На решение и предупреждение этих проблем должны быть направлены  медицинские, психологические, педагогические и социальные  мероприятия по сопровождению воспитанников с проблемами в развитии.

      Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение  предполагает  комплексное систематическое  взаимодействие специалистов учреждения: врачей, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей, воспитателей, обеспечивающее формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с целью их социальной реабилитации. От своевременной и грамотной помощи специалистов будет во многом зависеть их жизнь в школе-интернате и последующая жизнь в обществе.

      Для развития механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника программа предполагает индивидуально – ориентированный подход в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, то есть  учет  состояния соматического и нервно-психического здоровья, возрастных  и индивидуальных особенностей, уровня актуального и потенциального  развития.

         Программа коррекционной работы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС) и направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы начального общего образования (ООП), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.

         Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  

образовательного процесса.

         Теоретической основой программы являются общепризнанные положения о единстве законов развития ребенка в норме и при патологии, о динамическом подходе в изучении ребенка, о соотношении обучения и развития, о первичных и вторичных отклонений в развитии, о соотношении коррекции и развития, разработанные Л. С. Выгодским,  А. Н. Леонтьевым,  Б. Г Ананьевым,  П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Использованы теоретические и методологические основы Р. Бернса, К. Роджерса. В программе нашли отражение идеи ряда ученых по преодолению нарушений устной и письменной речи: Лурии А. Р., Волковой Л. С., Лалаевой Р.И., Мастюковой Е.М.  Корнева А. Н. и др., использованы современные методические разработки.

         Программа коррекционной работы обеспечивает:

  1. своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  2. определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  3. определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  4. создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  5. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи

детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  1. разработку и реализацию индивидуальных учебных планов,  организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
  2. обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  3. реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  4. оказание консультативной и методической помощи родителям  (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

         

         ЦЕЛЬЮ  коррекционно – развивающей программы является оказание личностно – ориентированной помощи воспитанникам в преодолении недостатков в развитии и поведении, в социальной адаптации  и интеграции в общество.

Задачами коррекционно – развивающей программы являются

  1. адаптация ребенка к новым условиям обучения;
  2. коррекция и развитие познавательной сферы;
  3. преодоление социально – педагогической запущенности;
  4. преодоление психической депривации детей;
  5. профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии;
  6. предупреждение школьной дезадаптации;
  7. предупреждение социальной  дезадаптации.

Основные принципы программы

  1. Комплексность – взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка.
  2. Целостность – учет  взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально - волевой, мотивационной.
  3. Структурно - динамический подход –  выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
  4. Онтогенетический подход - учет индивидуальных особенностей ребенка.
  5. Антропологический подход - учет возрастных особенностей ребенка.
  1. Активность - широкое использование в ходе занятий самостоятельной практической деятельности ребенка.
  2. Доступность - основное значение имеет выявление этапа, на котором возникли сложности в обучении, определение имеющихся знаний, необходимых для изучения  новых, подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.
  3. Гуманность - любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.
  4. Оптимизм - вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.

Направления работы

          Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  1. диагностическая работа проведение  комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  1. коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  2.        консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  3.        информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы реализации программы

          Программа представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы:

1.  Предварительный

2.  Диагностический

3.  Коррекционно - развивающий

4.  Аналитический

         Каждый этап имеет свои задачи, содержание, методы работы. Каждый этап включает медицинское, психологическое, педагогическое и социальное направление и  состоит из следующих блоков: психологическое сопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое сопровождение. Результаты проведения каждого этапа обсуждаются на психолого-медико-педагогическом консилиуме, который проводится 1 раз в четверть или чаще, по мере необходимости. На консилиуме присутствуют:

представители администрации,  врач-педиатр, педагог-психолог, учитель-логопед, классный  руководитель и воспитатели обсуждаемых детей.

         1.  Предварительный этап проводится для  воспитанников, вновь прибывших в учреждение, с целью помощи им в адаптации к новым условиям. Предварительный этап длится от 2-х до 6 недель и включает в себя:

  1. Знакомство с ребенком;
  2. Сбор информации о ребенке, его семье, родителях,  изучение документов, личного дела;
  3. Знакомство с медицинским обследованием;

  1. Выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  2. Реализация адаптационной программы.

         Педагоги заводят «Карту индивидуального сопровождения» и совместно со специалистами реализуют  адаптационную программу. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей

       2.  Диагностический этап проводится для всех воспитанников с целью определения наиболее проблемных качеств,  коррекция которых ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы. Каждый воспитанник обследуется различными специалистами: мед. сестрой, педагогом-психологом, учителем-логопедом, педиатром. В «Карте индивидуального сопровождения» записываются результаты обследования с учетом результатов диспансеризации.

         Конечной целью диагностического этапа  является разработка  индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников школы-интерната, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи,  желаемые результаты развития обучающегося. Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет учителю-логопеду, педагогу-психологу и педагогам эффективно реализовать программное содержание. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
        Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов, учителей и воспитателей класса, группы. Оно осуществляется под руководством педагога-психолога, который, готовясь к консилиуму, составляет предварительный план работы с ребенком.  При

этом решаются следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, а какие – на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.  

         Программа составляется на один учебный год, фиксируется в «Карте индивидуального сопровождения» и утверждается на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) школы-интерната.

         Для проведения групповых занятий комплектуются группы, в которые объединяются   дети, имеющие сходные проблемы. Определяются дети, нуждающиеся в индивидуальных занятиях. Составляется расписание индивидуальных и подгрупповых занятий.

         Диагностический этап длится 1 – 2 месяца (1 четверть) и включает в себя следующие направления:

  1. Диагностика  соматического здоровья.
  2. Диагностика нервно – психического здоровья.
  3. Диагностика интеллекта и отдельных психических функций ребенка.
  4. Диагностика эмоционально-личностных особенностей ребенка.
  5. Диагностика речевой функции.
  6. Диагностика школьных знаний, умений, навыков.
  7. Выявление актуальных проблем ребенка.
  8. Разработка путей поддержки и коррекции.
  9. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения.
  10.  Комплектование групп.
  11.  Составление рабочего расписания.

        Диагностика  соматического и  нервно – психического здоровья  осуществляется  врачами: педиатром, неврологом, психиатром и др. специалистами.

        Диагностика интеллекта и отдельных психических функций и эмоционально-личностных особенностей ребенка проводится педагогом-психологом.

        Диагностика речевой функции проводится учителем-логопедом.

        Диагностика школьных знаний, умений, навыков – педагогом, воспитателями.

        Выявление актуальных проблем ребенка, разработка путей поддержки и коррекции, разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом.

        Комплектование групп, составление рабочего расписания осуществляется каждым специалистом под руководством директора и завуча.

        3.  На коррекционно – развивающем этапе осуществляется реализация намеченной программы. Каждый воспитанник получает помощь от специалиста, соответственно своему

индивидуальному плану.

        Коррекционно – развивающий этап длится 5 - 6 месяцев (2 - 3четверти) и включает в себя:

  1. Психологическое сопровождение –   коррекция и психопрофилактика личностной (интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой) сферы ребенка.
  2. Логопедическое сопровождение – коррекция и развитие устной речи ребенка, коррекция письменной речи, профилактическая работа по  предупреждению нарушений письменной речи.
  3. Педагогическое сопровождение –  коррекция и развитие познавательной деятельности, устранение пробелов в знаниях, помощь в усвоении учебных предметов, обучение детей

навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации свободного времени, социальной адаптации. 

  1. Социальное сопровождение -  обеспечение защиты прав ребенка,  развитие навыков

социального поведения, социальной компетенции и правового поведения.

  1. Лечебно-оздоровительное сопровождение  –  формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
           
    4. На аналитическом этапе (регуляции и корректировки) оценивается результативность занятий посредством анкетных, проективных, экспериментальных  и др. методов,  производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год.

        Аналитический этап длится 1 месяц (4 четверть) и включает в себя изучение динамики нарушенной функции (процесса, состояния), а также включает основные критерии школьной адаптации:

  1. Сравнительный анализ оценок по учебным предметам
  2. Сравнительный анализ поведения
  3. Формирование школьной мотивации
  4. Формирование психических новообразований

   Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

        Основными формами работы являются подгрупповые занятия (3 – 5 человек), продолжительностью 20 – 40 минут и индивидуальные занятие (продолжительностью 20 мин.)

Механизм реализации программы

        Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально

выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

         Такое взаимодействие включает:

  1. комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  2.   многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  3. составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

         Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, воспитания позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и

действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это консилиумы и службы сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).

         В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

  1. сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. сотрудничество со средствами массовой информации;
  3. сотрудничество с общественными организациями;
  4. сотрудничество с родительской общественностью.

Структура и содержание Программы коррекционной работы

         Программа включает в себя пять направлений: концептуальное, диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-педагогическое.      

         Концептуальное направление  раскрывает сущность медико–психолого–педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов

сопровождения.

         Диагностико-консультативное направление  включает в себя программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами–дефектологами) и консультативную деятельность.

         Коррекционно-развивающее направление  на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально–типологическими особенностями.

        Лечебно-профилактическое направление предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно–гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

         Социально-педагогическое направление  нацелено на повышение уровня профессионального образования педагогов; организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

        Рассмотрим содержание каждого направления.

Концептуальное направление

        В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

        В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения.

        Основными принципами сопровождения ребенка в школе-интернате  являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

        Основная цель сопровождения  оказание помощи в решении проблем.

        Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута; преодоление затруднений в учебе; решение личностных проблем развития ребенка; формирование здорового образа жизни.

        Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребенка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

Диагностико-консультативное направление

        В рамках этого направления  разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков;

выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность

поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам: мед. сестре, педагогу - психологу, учителю-логопеду, педиатру. Диагностика  соматического и  нервно – психического здоровья  осуществляется  врачами: педиатром, неврологом, психиатром и др.

специалистами. Диагностика интеллекта и отдельных психических функций и эмоционально-личностных особенностей ребенка проводится педагогом-психологом. Диагностика речевой

функции проводится учителем-логопедом. Диагностика школьных знаний, умений, навыков – учителем и воспитателями.

        В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

     1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

     2. Изучение истории развития ребенка. Подробный анализ собирает и анализирует врач. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребенок. Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

     3. Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

     4. Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

     5. Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психического развития детей.

    6. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

    7. Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных образовательных маршрутов медико-психолого-педагогического сопровождения.

        В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала;

для других – формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т. д.

        Эти рекомендации педагог-психолог обсуждает с учителем, воспитателями,  медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется

комплексный план оказания ребенку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение

физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Коррекционно-развивающее направление

         Содержание и формы коррекционной работы педагогов:

  1.  наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  2. поддержание постоянной связи с учителями, воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинским работником, администрацией школы-интерната, родителями;
  3. составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
  4. составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с педагогом- психологом, учителем-логопедом, педагогами), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  5. контроль  успеваемости и поведения учащихся в классе;
  6. формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
  7. ведение документации (Карта индивидуального сопровождения учащихся и др.);
  8. организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

     

         Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

  1. формирование учебных действий на всех этапах учебного процесса;
  2. обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
  3. побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  детей;
  4. установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
  5. использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
  6. максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
  7. разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
  8. использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

         Одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

         Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

         Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

  1.        создание условий для развития сохранных функций;
  2.        формирование положительной мотивации к обучению;
  3.  повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  4.  коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  5.   воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

        Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

        1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение

отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

        2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

  1. Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с педагогом-психологом).
  2. Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

        3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

        4. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

        5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление  способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному

 ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

        6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

        7. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

         Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогами и специалистами индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 20 до 40 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в небольших группах (из двух–трех обучающихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

         Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается.     Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по уважительной причине.

         Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности.

         Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для  развития ребенка.

Учет индивидуальных занятий осуществляется каждым специалистом в специальном журнале так же, как по любому учебному предмету.

         При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание

успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

         Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения коррекционно-развивающих занятий.

         По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.

Лечебно–профилактическое направление

        Это направление предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, проведение индивидуальных лечебно–профилактических действий в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию, специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением, особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании, использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности).

Социально–педагогическое направление

       1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов.

Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в комплексе проблем,  грамотно поставить вопрос перед специалистами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу коллег и родителей, вести коррекционные занятия с учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством педагога-психолога может провести диагностику, используя несложные методики. Подготовка педагогов возможна на курсах повышения квалификации, на семинарах–практикумах, курсах переподготовки по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

       2. Психотерапевтическая работа с семьей.

        Цель – повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка.

        Проводится на индивидуальных консультациях специалистами, на родительских собраниях. Реализация индивидуального образовательного маршрута требует постоянного отслеживания направления развития детей, что делает необходимым разработку системы начальной, текущей и итоговой диагностики по годам обучения.

Требования к специалистам, реализующим программу

        Основной ресурс для реализации программы – человеческий (наличие специалистов, готовых работать с ребенком, испытывающим трудности в обучении). Субъекты, осуществляющие сопровождение ребенка, в ходе проектного этапа работы реализуют несколько профессиональных позиций  диагностическую, проектную, аналитическую,

последовательное прохождение которых обеспечивает разработку проекта программы коррекционной работы.

Профессиональные позиции педагога

Направления

Задачи исследовательской работы

Содержание и формы работы

Ожидаемые

результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов;

диагностика школьных трудностей обучающихся;

дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов;

изучение индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики;

анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение

Характеристика образовательной ситуации в школе-интернате;

диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей)

Проектное

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования

Консультирование педагогов при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции

Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы;

построение прогнозов эффективности программ коррекционной работы

Медико-психолого-педагогический консилиум

План заседаний медико-психолого-педагогического консилиума школы-интерната

Требования к условиям реализации  Программы коррекционной работы

Психолого-педагогическое обеспечение

  1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
  2. Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность

учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

  1. Обеспечение специализированных условий  (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  2. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил);
  3. Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
  4. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение

         В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,

педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда и др.

         Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с  использованием специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

          Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

          С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития  в штатное расписание введены  ставки учителя-логопеда, педагога-психолога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

          Педагогические работники школы-интерната должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Материально-техническое обеспечение

          Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды  образовательного учреждения, в том числе  надлежащие  материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (специальное оборудование для кабинета специалистов, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства для организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

         Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

         Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие

методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

          В результате реализации программы мы ожидаем улучшения физического и психического здоровья воспитанников, развитие  их познавательной сферы, устной и письменной речи, формирование прочных учебных знаний, умений и навыков, положительных качеств личности, улучшения детского самоконтроля и саморегуляции, снижения уровня агрессивности и тревожности, развития коммуникативных способностей и успешной социальной адаптации.

Литература

  1. Лубовского В. И. «Обучение детей с задержкой психического развития». Смоленск, 1994
  2. Шипицына Л. М. «Психология детей – сирот». СПб. 2005г.
  3. Реабилитационные службы помощи детям СПб. 1993г.
  4. Шипицыной Л. М. «Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка»,  М., 2005г.
  5. Ильева И. А. « Организация и содержание деятельности центра диагностики и консультирования»,   СПб. 2006г.
  6. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка/ Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2003, № 6.
  7. Вебер Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одаренными детьми. – Нерюнгри. 2002.
  8. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Специальное образование», 2001 г.
  9. Новоторцева Н.В. «Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь, учебное пособие» СПб.: КАРО, 2006 г.
  10.  Гладкая В.В. «Диагностическая основа коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями в обучении: управленческие аспекты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Я в мире спорта» для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочно...

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Программа деятельности классного руководителя коррекционной школы-интерната VIII вида "Мастерская добрых дел"

Программа составлена с целью создания условий для развития творческого потенциала, способствующего более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В документе отмечены: принц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1 КЛАССА коррекционной школы-интерната VIII вида НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...