Диагностические методы изучения личности учащихся
тест на тему

Никитина Людмила Николаевна

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические методы изучения личности учащихся

                Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого можно воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника.

                Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Она выполняет следующие функции:

- Информационная – выявление относительного уровня развития, уровня состояния педагогического взаимодействия.

- Прогнозирующая – выявление потенциальных возможностей развития, определение прогноза организации взаимодействия с учеником.

- Оценочная – представление о результативности педагогического взаимодействия, определение эффективности использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

- Развивающая функция – использование диагностики для демонстрации ученику возможностей и перспектив развития, создание условий для самореализации и саморазвития. 

Основные методы педагогической диагностики: беседа, метод наблюдения, опрос, проективные методы, анкетирование, графические и рисуночные методы, сочинения и др.

                Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики:           

Десять моих «Я»

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Например: Я – умный. Я- красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Мои любимые вещи

Учащимся предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

  1. Любимый цвет –
  2. Любимое имя –
  3. Любимое дерево –
  4. Любимый цветок –
  5. Любимый урок – и т.д.

Самореклама

                Учащиеся готовят себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования в саморекламе – искренность.

Сказки

 Учащиеся с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих произведениях они могут раскрыть свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом пользуется методика написания сказок. Могут быть предложены следующие темы:

  1. Сказка о моем портфеле.
  2. Необычная история об обычном дневнике.
  3. Сказочные каникулы.
  4. Необычные приключения обычного школьника.
  5. Сказочная история о том, как…

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением своих негативных эмоций, страхом, отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

                Учащимся раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Дается задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что и у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда на сердце может быть легко, а когда тяжело и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Градусник

                Перед диагностикой необходимо провести беседу о назначении градусника. Какой бывает высокая или пониженная температура тела человека. Педагог объясняет, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно – 38, 39, 40, 41 градусов. Нормальная температура тела человека 36,6 градусов. У него нет тревоги, все хорошо, все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35 градусов. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать. После объяснения предлагается поиграть в игру. Педагог называет учебные предметы, а дети записывают ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета.

Например: русский язык – 39 гр., математика – 36,6 гр.

                Это позволяет определить степень тревожности, которая связана с учебной деятельностью.

Краски

            Учащиеся получают набор красок и листы рисовальной бумаги. На листе кружки с надписями: звонок, книга, учитель, школа, класс, портфель, урок и т.д. задача детей – раскрасить кружки в тот или иной цвет.

                Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о его негативных эмоциях по отношению к ним.

Фотография

                Эту методику уместно использовать в конце учебного года. Детям предлагается выступить в роли фотографов – сделать снимок всего класса. Для этого каждый ученик получает лист с квадратиками по количеству учеников в классе. В этих квадратиках дети должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Учитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, с каким настроением выполняет задание.

Школа будущего

                Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также,  что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: + нужно брать, - не нужно брать.

                Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя или какой-то предмет, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Сочинение

           Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из тем:

  1. Мое самое любимое занятие.
  2. Мой самый любимый предмет.
  3. Мой самый счастливый день в школе.
  4. Мой выходной день.
  5. Мои школьные трудности.

Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Содержание сочинение тоже может о многом рассказать: об интересах, эмоциях, чувствах, переживаниях. По результатам работы над сочинениями необходимо организовать работуя6 индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и др.

Что такое хорошо и что такое плохо

Это метод незаконченных предложений. Учащимся предлагается продолжить высказывания:

       Хорошая школа – это…

      Плохая школа – это…

      Хороший ученик – это…

      Плохой ученик – это…

      Хороший учитель – это…

               Плохой учитель – это…

      Хороший урок – это…

      Плохой урок – это…

Предложения можно предлагать различные, в зависимости от цели исследования.

Номинация

                Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:

  1. Самый интересный предмет
  2. Самый полезный предмет
  3. Самый ненужный предмет
  4. Самый трудный предмет
  5. Самый легкий предмет
  6. Самый веселый предмет

Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества учебных предметов для учащихся.

Подарки

                Учащихся просят пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому ребенку из класса к Новому году. Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в классе. Важно, кого называют в первую очередь в своем списке, все ли ребята попали в список, какие чувства дети испытывают при распределении праздничных подарков.

Пьедестал

              Учащимся раздаются листы бумаги с пьедесталами. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Ученик имеет право одну из ступенек оставить для себя.

На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений.

Мультфильм о нашем классе

                Учащимся предлагается создать мультфильм о своем классе. Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги. Дети работаю самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя, кадры склеиваются и дети озвучивают каждый свой кадр.

Эта методика интересна тем, что она позволяет получить много информации о классе:

- Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?

- Какие имена чаще всего называются?

- Какая эмоциональная окраска мультфильма?

- какие проблемы поднимает мультфильм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методы изучения личности учащихся.

Краткое описание диагностик изучения личности ребёнка....

Диагностические методы изучения личности учащихся.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого вы можете воспол...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...

Диагностические методы изучения личности учащегося

В работе указаны основные задачи диагностики в начальной школе, перечислены правила работы с диагностическими методиками, приведены методики по определению репрезентативных систем школьника, изучению ...

Диагностические методы изучения личности учащегося

Педагогу, классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Дл...

Диагностические методы изучения личности учащихся

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка....