Программа по предмету "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение
методическая разработка по обж (4 класс)

Алексеева Любовь Игоревна

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»

для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

8 класс

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.2.Планируемые результаты освоения программы

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебно-тематический план

2.2.Календарно-тематическое планирование

2.3. Лист корректировки рабочей программы

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

2.5. Задачи индивидуальной работы

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

       На уроках по предмету «Здоровье и ОБЖ» у обучающихся с умеренной умственной отсталостью формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Особое внимание также уделяется формированию навыков безопасного поведения дома, в школе, на улице, в общественных местах. Учитель обучает детей использованию невербальных и вербальных средств общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений).

       Обучающиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека. Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы.

       Овладение обучающимися основами безопасности жизнедеятельности напрямую связано с формированием у них социальных представлений, а именно к ним относятся представления о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения у водоемов и во время пребывания в них. Для воспитания интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения с обучающимися организуются наблюдения, проводятся сюжетно-дидактические и сюжетно-деловые игры. Важной задачей учителя является формирование у обучающихся умений переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения (при активном участии учителя).

Программа может помочь ребенку практически подготовиться к жизни и стать более самостоятельным.

      Рабочая программа по учебному предмету «Здоровье и ОБЖ» для 8 класса (учащиеся с умеренной умственной отсталостью)  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

3. Образовательная программа ГБОУ школы №  

4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28.

5. Учебный план ГБОУ школы №  на 2022-2023 уч. год.

6. Положение «О разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга»

Цель программы: освоение обучающимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

Задачи программы:

  • ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
  • формирование речевой среды, речевой активности, интереса к предметному миру и человеку;
  • формирование основы безопасности собственной жизнедеятельности;
  • формирование навыков осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям;
  • развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей;
  • развитие умения элементарно описывать свое самочувствие, способности привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания;
  • воспитание положительного настроя на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувства радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года у обучающихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • показывать и называть части тела, выделять части тела по названию;
  • показывать и называть основные органы чувств: глаза, нос, рот, уши;
  • ухаживать за собственным телом, волосами;
  • пользоваться  салфеткой во время еды и после приема пищи;
  • соблюдать гигиену воздуха, проветривать помещение, производить его влажную уборку;
  • показывать и называть предметы одежды, обуви, предметы ухода за ними (стиральный порошок, мыло, щетка, крем, утюг);
  • пользоваться щеткой для одежды и обуви.
  • пользоваться бытовой техникой и уборочным инвентарем;
  • пользоваться  простейшими замками.

Система оценки достижений планируемых результатов

Система оценки достижений обучающихся индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и  итоговый (в конце года).

В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон, любое из этих устройств должно иметь выход в интернет.

В этом случае для обучающихся готовятся задания с указанием контрольных сроков их выполнения, которые размещаются на официальном сайте ОУ в специальном разделе или высылаются доступными для обучающихся способами.

Для организации более эффективного обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно использовать следующие образовательные ресурсы: «Учи.ру», «ЯКласс» «Яндекс.Учебник», «Лекториум» и др.

Информационно-коммуникационные средства, используемые в школе-интернате: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp), облачные сервисы Яндекс, Mail, Google, электронная почта, СМС-сообщения.

В обучении с применением дистанционных образовательных технологий могут использоваться следующие организационные формы учебной деятельности:

· консультация;

· практическое занятие.

Использование технологий электронного обучения в образовательном процессе предполагает следующие виды учебной деятельности:

Вид учебной деятельности

Форма, режим

Этап изучения материала

Установочные занятия

Очная, заочная, в индивидуальном или групповом режиме – в зависимости от особенностей и возможностей обучающихся (режим online или offline)

Перед началом обучения, перед началом курса, перед началом значимых объемных или сложных тем курса

Самостоятельное изучение материала

Заочная, на основе рекомендованных информационных источников (режим online или offline)

Во время карантина или переноса учебных занятий

Консультирование

Индивидуально или в группе, в режиме online или offline

В процессе изучения учебных курсов – по мере возникновения затруднений у обучающегося

Контроль

Заочно (в режиме online или offline)

По завершении отдельных тем или курса в целом

Кроме образовательных ресурсов Интернет, в процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы, прикладные программные средства и пр. Обучающиеся должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.

Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в следующих формах:

выполнение практического задания (индивидуально или в группах);

выполнение индивидуального или группового творческого задания

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

                   Тема              

Кол-во часов

1

Уход за собой.

7

2

Питание.

8

3

Уход за жилищем.

9

4

Безопасность в доме и на улице.

18

Итого

33

Содержание тем учебного курса

Уход за собой 

  • Алгоритм последовательных действий во время посещения туалета. Последовательность действий при умывании, чистке зубов
  • Чтение стихов и рассказов о перечисленных действиях.
  • Рассматривание предметов личной гигиены.
  • Узнавание, показ частей лица, соотнесение их с пиктограммами, картинками, фотографиями.
  • Способы ухода за глазами.
  • Чтение потешек, стихов об уходе за полостью рта, глазами.

Питание

Полезные продукты

  • рассматривание иллюстраций с молочными продуктами.
  • Чтение стихов и рассказов об их пользе для  здоровья и о том, что можно из них приготовить. Выбор иллюстраций с изображением молочных продуктов из множества картинок. Обучение правилам приема пищи.
  • Польза овощей, блюда из овощей, значение их для здоровья человека.

Уход за жилищем

  • Рассматривание иллюстраций об уборке постели.
  • Рассматривание картинок, на которых изображен уход за бельем (стирка, сушка, глажение). Практические действия по уходу за комнатными растениями.
  • Обучение правильному применению инвентаря для полива и опрыскивания комнатных растений.

Безопасность в доме и на улице

  • Рассматривание бытовых приборов: утюга, электрического чайника, пылесоса, правила пользования данными приборами.
  • Соотнесение бытовых приборов, изображенных на предметных картинках, с сюжетными картинками.
  • Обучение правилам хождения по лестнице. Название деталей лестницы(перила, ступени). Рассматривание дорожных знаков (светофор, дорожный переход), правила дорожного движения. Чтение стихотворений, рассказов, в которых говорится о причинах возникновения пожара и правилах соблюдения элементарной пожарной безопасности.

2.2. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Кол-во
часов

Дата

 Тема
урока

Отрабатываемые

умения и навыки

1 четверть

1

1

08.09

Роль режимных моментов

Формирование представлений о необходимости режимных моментов.

2

1

15.09

Части тела человека и их функции.

Формирование представлений о частях тела.

3

1

22.09

Как правильно чистить зубы

Формирование правильного алгоритма чистки зубов

4

1

29.09

Голова: органы чувств и их функции.

Формирование представлений об органах чувств

5

1

06.10

Предметы личной гигиены

Формирование представлений о необходимости использования предметов личной гигиены

6

1

13.10

Уход за бельем

Формирование представлений о необходимости ухода за бельем

7

1

20.10

Чтение стихов, потешек о режимных моментах

Закрепление представлений о необходимости режимных моментов.

8

1

27.10

Итоговый урок

Систематизация полученных знаний

Итого: 8 часов

2 четверть

9

1

10.11

Полезные продукты.

Формирование знаний о полезных продуктах, необходимости употребления их в пищу.

10

1

17.11

Продукты питания по группам.

Формирование знаний о полезных продуктах, необходимости употребления их в пищу.

11

1

24.11

Безопасность в комнате

Формирование знаний техники безопасности , правил поведения дома.

12

1

01.12

Лифт. Назначение. Правила использования

Формирование знаний техники безопасности , правил поведения дома.

13

1

08.12

Уборка в доме. Бытовые приборы.

Правила использования пылесоса в быту.

14

1

15.12

Безопасное поведение в транспорте.

Формирование навыков безопасного поведения

15

1

22.12

Итоговый урок

Систематизация полученных знаний

Итого: 7 часов

3 четверть

16

1

12.01

Охрана здоровья и безопасное поведение в школе и классе.

Правила безопасности в школе.

17

1

19.01

Переход улицы по пешеходному переходу

Правила дорожного движения

18

1

26.01

Переход улицы по пешеходному переходу

Правила дорожного движения

19

1

02.02

Безопасное поведение дома

Формирование навыков безопасного поведения

20

1

09.02

Безопасное поведение дома

Формирование навыков безопасного поведения

21

1

16.02

Личная гигиена

Формирование представлений о необходимости использования предметов личной гигиены

22

1

02.03

Личная гигиена

Формирование представлений о необходимости использования предметов личной гигиены

23

1

09.03

Профилактика простудных заболеваний.

Представление о вирусах и микробах и мерах профилактики против них

24

1

16.03

Правила поведения на детской площадке

Формирование навыков безопасного поведения

25

1

23.03

Итоговый урок

Систематизация полученных знаний

Итого: 10 часов

 

4 четверть

26

1

06.04

Уход за комнатными растениями

Формирование знаний о бережном обращении с комнатными растениями

27

1

13.04

Овощи и фрукты – источник витаминов!

Формирование представлений о пользе овощей и фруктов.

28

1

20.04

Мытье овощей и фруктов.

Формирование представлений о необходимости мыть фрукты и овощи перед едой.

29

1

27.04

Чтение стихов, рассказов о пользе овощей и фруктов.

Закрепление знаний о пользе овощей и фруктов.

30

1

04.05

Окна и балконы – источник опасности.

Формирование навыков безопасного поведения.

31

1

11.05

Аптека.

 Формирование представления о назначении аптеки

32

1

18.05

Безопасное поведение летом

Формирование навыков безопасного поведени

1

25.05

Итоговый урок

Систематизация полученных знаний

Итого: 8 часов

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На изучение предмета «Здоровье и ОБЖ» по учебному плану ГБОУ школы №  в 8 классе отводится 1 час в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 33 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)

Формы работы на уроке: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным подходом, групповая и индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные:

Предметные и сюжетне картинки по темам, натуральные предметы, макеты, тематические игрушки, игры.

Раздаточные: игрушечные и настоящие предметы, тематические игры, канцелярские принадлежности.

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер, магнитофон.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

Презентации к урокам по разделам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по математике для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2) для 3 класса"

Программа по предмету "Математические представления" предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (вариант 2), 3 класс...

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...

Программа по предмету "Домоводство" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...

Программа по предмету "Человек" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями...