Здоровьесберегающий фактор в использовании информационных технологий
статья по обж на тему

Голова Лариса Михайловна

 Вся польза от информатизации начальной школы сводится на нет, если повышение информационной культуры младших школьников сопровождается ухудшением их здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий фактор в использовании

информационных технологий

                                                                          Вся польза от информатизации начальной школы  

                                                                             сводится на нет, если повышение информационной  

                                                                         культуры младших школьников сопровождается

                                ухудшением их здоровья.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации её к информационному веку. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, при этом обучение делается неформализованным и интересным.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Традиционный урок начинает играть новыми гранями, когда в качестве школьной доски используется проектор и компьютер. Качественный демонстрационный материал значительно обогащает уроки окружающего мира, наглядные интерактивные модели упрощают понимание предмета, использование текстового редактора помогает организовать коллективную работу над тестом.

В процессе обучения в школе с помощью ИКТ ребёнок узнаёт новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный процесс учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы.

Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

  1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
  2. Развитие индивидуальных способностей. Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  3. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.

В любом случае задачи обучения остаются неизменны:

  • познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приёмам организации и планирования деятельности, в частности в учебной, при решении поставленных задач;
  • дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях;
  • дать школьникам представление о современном информационном обществе.

Выполнение этих задач приведёт к интенсификации процесса обучения, реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.

По мере всё большей компьютеризации в обществе возрастают опасения в связи с вероятной угрозой здоровью пользователей.

Длительное пребывание перед экраном монитора негативно воздействует на соматическое здоровье ребёнка. Страдают прежде всего зрение, осанка, могут возникнуть головные боли, дерматит, повышается общая утомляемость.

Существуют ещё и отдалённые последствия воздействия электромагнитных полей и статического электричества, малоподвижного образа жизни.

Во-вторых, не менее серьёзные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ученика, если у него разовьётся так называемая «компьютерная зависимость». В результате длительного погружения в виртуальный мир могут снизиться социально-адаптивные возможности личности.

Психологи установили различные варианты изменений в психическом развитии у разных групп людей под влиянием занятий на компьютере. У одних происходило повышение уровня интеллекта, у других – его снижение.

Сам компьютер не плох и не хорош – тем или другим он делается в зависимости от того, как он используется. Невежество и беспечность, отсутствие разумного подхода крайне опасны для телесного и психического здоровья ребёнка.

Попробуем определить основные направления здоровьесберегающей деятельности учителя начальных классов, который всё-таки хочет использовать электронные учебные материалы на уроке.

Обучение детей грамотному пользованию сложным электрическим прибором следует начинать с ознакомления и полного усвоения правил безопасной работы, которые необходимо соблюдать не только в школе, но и дома. Сделать это желательно в игровой форме, привлекая учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы: «Что за опасность таится в компьютере?», «Как избежать неприятностей, работая с электрическими приборами?», «Чем может повредить компьютер и как этого избежать?».

Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в компьютерном кабинете (инструкции по охране труда при работе с компьютером должны находиться в кабинете на видном месте).

Профилактическую работу по сохранению здоровья младших школьников следует начинать с организации рабочего места. Эргономика и дизайн кабинета информатики должны соответствовать требованиям, предъявляемым современным санитарным законодательством.

Для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о её безопасности для здоровья учащихся.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.  

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для влажной уборки.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Освещённость рабочего места должна быть не менее 300 лк.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура – 19-21 С, относительная влажность – 55-62 %.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерный класс должен быть проветрен, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Перед началом учебных занятий следует протирать экраны мониторов. После работы на компьютере надо мыть руки; влажную уборку следует проводить ежедневно. Раз в месяц протирать клавиатуру.

Чтобы работоспособность младших школьников дольше сохранялась на достаточно высоком уровне, необходимо обеспечить им рациональную, удобную рабочую позу. Поза сидя является весьма утомительной, особенно для детей младшего школьного возраста. Оптимальная высота стола и стула, предупреждающая неправильную посадку и нарушение осанки, должна соответствовать росту ребёнка.

Высота стола и стула в зависимости от роста ребёнка

Рост ребёнка, см

Высота стола, см

Высота стула, см

85 – 100

40

22

100 – 115

48

28

115 – 120

52

32

120 – 129

56

34

130 – 139

62

38

140 – 149

68

41

Ноги и спина должны иметь опору, а центр монитора должен находиться на уровне глаз или немного выше. Важным моментом является обеспечение рационального положения рук по отношению к клавиатуре. Передний край клавиш следует располагать таким образом, чтобы клавиатуру можно было легко обслуживать слегка согнутыми пальцами при свободно опущенных плечах и горизонтальном положении предплечья и запястья на столешнице.

Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Для уменьшения зрительного напряжения необходимы:

  • хорошее освещение;
  • чёткое и контрастное изображение на экране компьютера;
  • расстояние от глаз до экрана компьютера – не менее 50 – 60 см.

Оптимальное расстояние от лица до экрана 45 – 65 см. При более близком расстоянии может возникнуть чрезмерное напряжение аккомодационного аппарата глаз. Сидеть надо перед экраном, а не сбоку, поэтому одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

До сих пор ведётся разработка гигиенических требований к изображению информации на экране с учётом возрастных особенностей учащихся. Доказано, что наиболее благоприятными для чтения с экрана являются следующие цветовые сочетания: синие знаки на жёлтом фоне; жёлтые – на синем; красные – на зелёном фоне; чёрные – на зелёном. Также необходимо увеличить размер шрифта как минимум на два пункта по сравнению с традиционными учебниками.

С целью профилактики зрительного утомления учащихся после работы на персональном компьютере рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Режим работы – один из факторов профилактики утомления и переутомления ребёнка при общении с компьютером.

Следует помнить: продолжительность непрерывных занятий на компьютере для младших школьников составляет не более 15 минут.

За компьютером дети, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание, они увлекаются и могут долго сидеть у монитора, не чувствуя усталости. Поэтому следует обратить внимание на внешние признаки утомления:

  1. потеря контроля над собой: ребёнок трогает лицо, непроизвольно подёргивается.
  2. потеря интереса к работе на компьютере: частые отвлечения, переключение внимания на другие предметы, отказ от продолжения работы.
  3. полное утомление: склонение головы, сползание со стула.
  4. эмоционально-невротические реакции.

Для предупреждения развития переутомления обязательны физкультурные паузы в течение 3 – 4 минут.

С увеличением количества домашних компьютеров возрастает необходимость информирования родителей младших школьников о мерах профилактики нарушений здоровья, об организации рабочего места ученика, о временных ограничениях пребывания перед экраном компьютера. Сложно предотвратить потерю зрения учащимися, если дома младшие школьники предоставлены сами себе и бесконтрольно проводят время за компьютерными играми.

Учитель может каждое родительское собрание начинать с разговора о том, что охрана и укрепление здоровья ребёнка во всех его аспектах – долг окружающих взрослых.

Практика организации целенаправленной работы с родителями позволяет утверждать, что положительный результат во многом зависит от отношения пап и мам младших школьников к собственному здоровью. Особенно важно, чтобы родители осознали не только значимость формирования и развития информационной культуры их детей, но и те опасности, включая компьютерную зависимость, которые подстерегают ребёнка, с увлечением осваивающего компьютер.

Прежде всего коснёмся такого явления, как компьютерофобия. Это проявление компьютерной тревожности, которая может выражаться в состоянии неуверенности, нерешительности, раздражительности, страха. Ребёнок боится, что не сумеет справиться с требованиями компьютера.

Родителям следует обратить особое внимание на индивидуальную восприимчивость своего ребёнка. Дело в том, что компьютерные страхи возникают часто у детей тревожных, неуверенных в себе.

Большие опасения вызывает явление, по характеру противоположное компьютерофобии, - чрезмерная увлечённость компьютером. Дело в том, что занятия на компьютере создают у ребёнка высокую мотивацию к ним.

Приходится конфликтовать, чтобы оторвать от любимого времяпрепровождения.

Чтобы информатизация образования, коснувшаяся и начальной школы, не нанесла вреда здоровью детей, учитель начальных классов должен:

  • строго соблюдать санитарные требования организации рабочего места в кабинете;
  • контролировать время пребывания ребёнка за компьютером во время урока, в течение учебного дня;
  • организовывать физкультминутки и психологические паузы на каждом уроке;
  • проводить беседы с учащимися с целью формирования представления о безопасности пользования компьютером не только как электроприбором, но и как источником информации;
  • разъяснять родителям суть здоровьесберегающих действий, которые позволят предотвратить или ослабить негативное влияние электромагнитных полей на здоровье детей. Особое внимание уделять профилактике компьютерной зависимости, разъясняя причины и последствия её возникновения;
  • использовать в образовательном процессе электронные учебные материалы, соответствующие не только дидактическим принципам отбора содержания, но и эргономическим законам информации.

Рекомендации родителям

1. Правильно организуйте рабочее место.

Комната должна быть всегда освещена. При подсвете настольной лампой, свет её не должен попадать в поле зрения ребёнка и отражаться на экране. Лучше всего создаёт подсвет лампа, размещаемая за компьютером и обеспечивающая рассеянное освещение вокруг него.

Компьютер излучает электромагнитное поле в основном с торцевой части монитора и системного блока, поэтому его разумнее устанавливать в углу комнаты.

Не оставляйте компьютер включенным без надобности.

2. Многим родителям следует серьёзнее относиться к выбору детских компьютерных программ. Проследить за тем, чтобы в информационное пространство семьи не проникали «культиваторы» агрессивного поведения ребёнка. Устанавливайте с ребёнком доверительные отношения, чтобы он советовался, во что играть на компьютере.

3. Необходимы временные ограничения.

Играть перед сном запрещается!

4. Ребёнок обязательно должен делать гимнастику дома, а также желательно заниматься в спортивном кружке.

5. Очень важно, чтобы увлечение компьютером не заменяло живое общение со сверстниками.

Правила эргономики

Руководство включает пять блоков:

  • Техника безопасности при работе за компьютером.
  • Правила расположения Вашего тела за компьютером.
  • Эргономичные движения (пластика).
  • Смена объекта физического воздействия. Отдых.
  • Значение здорового образа жизни.

Правила расположения сидящего за компьютером

Вы должны находиться в удобном, комфортном положении. Это может повлиять на производительность. Изменение положения тела во время длительной работы может также помочь избежать дискомфорта и усталости.

При работе за компьютером надо приспособить рабочую среду и устроить оборудование так, чтобы было удобно. Поскольку каждый человек имеет индивидуальные размеры тела и окружающую среду работы, нельзя посоветовать, как точно устроить рабочее место во избежание дискомфорта, однако следующие предложения могут помочь.

Для поддержания спины:  

  • Выберите стул, обеспечивающий поддержку для вашей спины.
  • Отрегулируйте стул так, чтобы принять удобное и естественное положение тела.

Чтобы придать удобное положение ногам:

  • Расположите ваши вещи (например, системный блок) под столом так, чтобы положение ног было удобным.
  • Используйте скамеечку для ног, если ноги неудобно расположены на полу.

Руки и плечи:

  • Разместите клавиатуру и мышь так, чтобы они были на уровне локтей. Ваши кисти должны быть расслаблены.
  • При работе с клавиатурой центр клавиатуры должен быть перед вами. Мышь должна быть рядом на одном уровне.
  • Места для часто используемых предметов должны находиться в пределах досягаемости руки.

Запястья и пальцы:

  • Держите запястья прямо при печатании и при использовании мыши. Старайтесь не изгибать ваши запястья вниз или в стороны.
  • Используйте опоры клавиатуры, если они помогают поддержать удобное и прямое положение запястья.
  • Располагайте ваши руки и запястья над клавиатурой так, чтобы вы могли использовать всю руку для достижения отдалённых клавишей вместо вытягивания ваших пальцев.

Для уменьшения нагрузки на шею:

  • Расположите монитор перед собой. Продумайте, как разместить документы и монитор.
  • Рассмотрите использование держателя документа, чтобы поместить ваши документы на уровне глаз.
  • Разместите верхнюю часть экрана монитора на уровне глаз. Можно поговорить с окулистом о специальных очках для работы за компьютером.

Для уменьшения нагрузки на глаза:

  • Разместите ваш монитор на расстоянии длины руки (50-70 см).
  • Избегайте яркого света. Разместите ваш монитор подальше от ярких источников света (окна).
  • Не забудьте чистить экран (специальными средствами); если вы носите очки, также чистите их.
  • Регулируйте яркость монитора, контраст и размер шрифта так, чтобы вам было комфортно работать.

Эргономические движения

Внешняя среда непрерывно взаимодействует с нашим организмом: ушибы, порезы, ссадины и т.п.

Воздействия окружающей среды также могут приводить к состоянию усталости и дискомфорта, если они повторяются регулярно или длительное время.

Типы воздействия

  • Динамическое воздействие, или воздействие, когда вы двигаетесь. Например, нажимая функциональные клавиши при печатании или работая с кнопками мыши.
  • Статическое воздействие, или воздействие при работе с чем-либо некоторое время. Например, работая с мышью или разговаривая по телефону.
  • Воздействие, испытываемое при контакте или давлении, которое происходит, когда вы опираетесь на край или твёрдую поверхность. Например, когда, отдыхая, ваши запястья лежат на краю вашего стола.

Полезные советы

  • Не напрягайтесь, держите руки и пальцы расслабленными.
  • Не напрягайтесь при щелчке кнопкой мыши.
  • Не кладите ладони или запястья на поверхность при печатании. Отдых ладони должен использоваться только в течение перерывов от печатания. Ладонь должна отдыхать только тогда, когда вы не печатаете.
  • Расслабьте ладони и руки, когда вы не печатаете. Не опирайтесь на грани вроде края вашего стола.
  • Работайте мышью расслабленной рукой.
  • Отрегулируйте стул так, чтобы сиденье стула не прижималось к задней части ваших коленей.
  • Планируйте работу так, чтобы какая-либо деятельность не выполнялась в течение продолжительного времени.
  • Используйте различные устройства ввода (мышь, клавиатура) для выполнения одной и той же задачи. Например, чтобы осуществить скроллинг, вы можете использовать колесо на мыши или клавиши курсора на клавиатуре.

Перерыв в работе и отдых

Перерывы в работе помогут вашему организму восстановиться после любой деятельности.

Длина и частота перерывов, которые необходимы для вас, зависят от типа работы, которую вы делаете.

Остановка деятельности и расслабление – один способ, но есть другие пути. Например, изменить вид деятельности: от смены положения при печатании к положению при разговоре по телефону. Это может помочь некоторым мускулам расслабиться, в то время как другие остаются производительными.

Здоровый образ жизни

  • Применяйте сбалансированную диету в питании и, адекватно вашей работе, больше отдыхайте.
  • Выполняйте упражнения для улучшения работоспособности, чтобы придать силу и гибкость вашему организму.
  • Проконсультируйтесь с врачом, чтобы он помог вам выбрать интервалы времени и упражнения, которые являются правильными для вас.
  • Учитесь управлять напряжением. Один из способов уменьшать напряжение на работе состоит в том, чтобы планировать вашу работу и рабочее место так, чтобы шум и отвлечение сводились к минимуму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Употребление форм глагола"с использованием информационных технологий

Конспект урока русского языка  в 3 классе по теме "Употребление форм глагола"с использованием информационных технологий...

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.

Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....

"Использование информационных технологий на уроках окружающего мира"

В данной работе представлены теоретические вопросы актуальности выбранной темы, дано обоснование практической значимости информационных технологий....

Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»

Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...