"РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ» В 4 КЛАССЕ., авторская статья
статья по орксэ (4 класс)

Слепухова Надежда Викторовна

Значимую роль в духовном и нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Обычаи и традиции христианских   праздников являются неотъемлемой частью культурологической составляющей каждого народа. Именно обычаи и традиции формируют наше ценностно – смысловое определение  к культуре, к народу, к соотнесению себя с этим народом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slepuhova_n.v._statya.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация культурологического подхода в преподавании православной культуры на примере занятия внеурочной деятельности «Пасхальная радость»

в 4 классе.

Слепухова Надежда Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №48

 им. Р. М. Каменева» г. Курска

«Культура – это святыня народа,

 святыня нации»

Дмитрий Лихачёв

В нашей стране сделано немало по объединению усилий государственной власти, общественности и Русской Православной Церкви в деле духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи. В школьную программу введён курс «Основы православной культуры», открываются православные школы и гимназии, появляется множество учебно-методических комплексов. В настоящее время мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся найти пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней, их традиций и обычаев.

Значимую роль в духовном и нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Обычаи и традиции христианских   праздников являются неотъемлемой частью культурологической составляющей каждого народа. Именно обычаи и традиции формируют наше ценностно – смысловое определение к культуре, к народу, к соотнесению себя с этим народом.

        Знание обычаев празднования того или иного христианского праздника способствует формированию культурологической компетенции у детей, формирует  самоопределение и самоидентификацию каждого обучающегося, как неотъемлемой части русского народа.

Например, занятие внеурочной деятельности на тему «Пасхальная радость», проведённое в 4 А классе, демонстрирует обычаи и традиции, которые связаны с празднованием Пасхи у русского народа.

        Одним из важнейших праздников, предшествующих Пасхе, является Вербное воскресенье. Рассмотрим фрагмент занятия, который рассказывает об этом празднике в культуре русского народа.

- Почему рядом с пасхальным куличом мы видим веточку вербы?

- Какой праздник предшествует Пасхе?

- Что вы знаете о вербном воскресенье?

(Вербное воскресенье мы отмечаем за неделю до Пасхи. Согласно преданию, именно в этот день сын Божий Иисус Христос въехал в Иерусалим. Жители встречали своего долгожданного гостя веточками олив. Но, у нас это дерево не растёт, и его прекрасно заменила верба. Именно ее освещают в церкви в вербное воскресенье.)

- В давние времена священные ветки хранились за образами целый год. Освятив вербу, хозяин возвращался в дом и легонько ударял всех домочадцев, приговаривая: «Не я бью, бьёт верба!». Больше всего от вербы доставалось детям – чтобы росли здоровыми, слушались родителей и хорошо учились.

        В этом фрагменте мы увидели, почему у русского народа именно верба является символом входа Христа в Иерусалим, а также, что очень важно, узнали присказки и традиции, которые связаны именно с русским народом. Знания данной традиции позволяют ребятам сформировать свои ценности, позволяют познать культуру, настоящую, исконно русскую культуру.

Одной из неотъемлемых частей Пасхи, безусловно, является Великий Пост. Это самое древнее церковное установление. Рассмотрим фрагмент занятия, как дети приходят к выводу, что такое пост, как его нужно соблюдать, и почему он нужен каждому православному христианину.

-А что предшествует Пасхе? (Великий пост)

- Ребята, как вы понимаете, что такое пост? (Это время молитвы и покаяния, когда каждый верующий должен испросить у Господа прощение своих грехов)

- Как нужно вести себя во время поста?(В дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвятить молитве, добрым делам)

- Чем отличается пост от праздника?

- Для чего нужно соблюдать пост? (происходит осмысление жизненных ценностей, духовная и телесная подготовка к Великому Воскресению)

-Давайте вместе подумаем, как мы можем изменить свою жизнь, чтобы подготовить нашу душу к празднику?

На этом этапе занятия происходит переосмысление ценностей, ребята овладевают новыми знаниями, узнают, в чём же заключается главный смысл поста и  по другому начинают смотреть на эту церковную традицию.

Приготовление пасхального кулича и окрашивание яиц - это важнейшая традиция, которая испокон веков была на Руси. Эта традиция объединяет вокруг себя всю семью. Родители очень часто рассказывают своим детям о символах кулича и  пасхальных яиц. Эта традиция важна как знание одной из незыблемых ценностей христианства. Мало, кто из детей знает, что пасхальные яйца мы не просто красим в красивые и яркие цвета, а каждый цвет имеет своё обозначение, с каждым из цветов связана своя история на Руси. Очень важно, чтобы эта традиция продолжалась и передавалась из поколения в поколение.

Издавна на Руси на пасхальной неделе играли в пасхальные игры. И это является одной из важнейших традиций  христианского народа. Но в современном обществе мы мало с ними сталкиваемся, и о них мало, кто знает.

Например:

1) Игра «Катись, яичко» Надо прокатить яйцо по желобу, так чтобы оно не разбилось и укатилось как можно дальше. Если разбилось, то надо съесть. Кто скорее? Помогает есть друг, которого выберет ребенок

2)Игра“Катание яиц”

Разложить в ряд конфеты (6-7 штук). Игрок, находясь на расстоянии 1-1,5 м, катает в сторону конфет яйцо. Если яйцо коснулось конфеты, он забирает ее. Игру продолжают другие игроки.

3)Игра “Кто сказал “Яйцо”?

Ведущий выбирает игрока. Он должен отвернуться, чтобы не видеть остальных играющих, а одному из играющих кладут под, щеку половинку очищенного яйцам тот должен сказать: “Яйцо, яйцо”. Первый игрок должен угадать говорившего и  др.        

Эти игры также отражают национальную идентичность русского народа, нашу национальную самобытность, что очень важно!

Ещё с одной интересной традицией познакомились на занятии - пословицы. Всем нам известно, что русская речь зародилась, как устная речь, русская литература зародилась как устное народное творчество – фольклор. Но, несмотря на то, что мы предпочитаем художественную, авторскую литературу, фольклор имеет место быть. Именно пословицы отражают народную мудрость.

Например, на занятии детям было предложено задание «Собери пословицу»

- Возьмите в руки таблицы. Мы поработаем в группе. Посоветуйтесь и соедините начало и конец пословицы. Объясните значение первой пословицы.

Дорого яичко        

лучшие куличи!        

На здоровье кушай —      

в Праздник погуляем.

В будни поработаем —    

никого не слушай! На то и праздник!      

У нас в печи —    

к Христову дню.    

 Соприкосновение с устной речью позволяет сформировать у ребят культурологические особенности, ту национальную культуру, которая важна каждому русскому человеку.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что обычаи и традиции, рассмотренные в рамках данного занятия «Пасхальная радость», позволяет ребятам не только сформировать ценность и важность праздника Пасхи, но и, безусловно, сформировать своё культурологическое и национальное самоопределение, сформировать ту часть национального кода, которая важна для каждого русского человека.

Список литературы

  1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.  – М.: Просвещение, 2012.
  2. Обернихина Г. А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры. 4 – 5 классы» автора А. В. Кураева – М.:Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Пасхальная радость» 2014 г

Программа разработана для воспитателей ГПД, классных руководителей как вариант  духовно-нравственного просвещения учащихся, а также развития творческих способностей . Мероприятия проекта на...

Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"

Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"...

Презентация к открытому занятию внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"

Презентация к открытому занятию внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"...

Конспект открытого занятия внеурочной деятельности "Интеллектуальные витаминки" (1 класс)

Конспект занятия представлен в виде технологической карты с описанием этапов занятия и целей каждого этапа....

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Музей в твоем классе" в 1 классе по теме: "Иван Горюшкин – Сорокопудов «Базарный день в старом городе".

Методическая разработка занятия "Музей в твоем классе"   Иван Горюшкин – Сорокопудов  "Базарный день в старом  городе" 1 класс. Цель:формирование и развитие ценностного о...

Конспект занятия внеурочной деятельности в 1-м классе "Много есть дорожных знаков ..."

Данное занятие разработано с целью формирования представлений детей о дорожных знаках.                                ...

Занятие внеурочной деятельности «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

Мероприятие построено в форме беседы-викторины, где каждый этап сопровождается интересным и увлекательным заданием....