Милосердие
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока "Милосердие. Кто мой ближний?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._miloserdie.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Милосердие. Кто мой ближний?

1.Повторение

- Среди нас живут добрые люди: наши близкие и друзья. Хороших людей много. Он нас любят, помогают, заботятся, и мы их любим.

- Но есть среди нас и злые люди: вредные, обманщики, лицемеры. Как относились христиане к таким людям? Как поступают в настоящий момент?

- В Священной истории сказано, что Христос учил Своих учеников любить всех людей и даже врагов своих (вспомните заповедь: «возлюби ближнего своего»). Но можно ли любить людей, которые нам неприятны и злы?

2. Формулирование темы урока и целей.

-Вот, оказывается, давно-давно задавали этот вопрос Своему Учителю Иисусу Христу апостолы. Он ответил на этот вопрос притчей.

- Начнем наш сегодняшний урок с этой притчи. Просмотр мультфильма «Притча о милосердном самарянине»

- О каком человеческом качестве мы сегодня будем говорить на уроке? Милосердие.

Запись темы урока в тетрадь.

Оно проявляется в заботе, помощи, участии и терпении.

- На какие вопросы ответим сегодня на уроке?

(Что такое милосердие, можно ли научиться милосердию, кому и как нужно делать милосердные дела)

3. Работа по теме урока.

-Какой вопрос был задан Христу?

- Как ответил Христос?

- Кто шел по дороге? (человек)

- Что с ним произошло? (на него напали разбойники, избили и отобрали вещи)

-Кто шел по той же дороге? (священник, служитель церкви и самарянин)

-Что сделал каждый из них?

- Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

- Кто же наш ближний? Как на этот вопрос отвечали христиане?

- Как правильно относится к другим людям?

- Как вы должны относится к другому человеку?

- Что означает слово «милосердие»?

Милосердие – это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Запись в тетрадь.

- Какие слова – синонимы вы можете подобрать к слову «милосердие»?

-Посмотрите на Слайд 1. Какие слова по-вашему мнению лишние? Объясните.

-На Руси в давние времена жили славяне. И язык, на котором они разговаривали, назывался славянским. В нем существует очень точное слово, которое обозначает добрый поступок человека – благотворить. Это сложное слово состоит из двух. Из каких?

- Что означает слово «благо»? (добро)

Благотворить – делать добро. Запись в тетрадь.

- Кто из вас пробовал хоть раз делать добро том человеку, который к вам плохо относится? Кто попробует, тот увидит, что добро обязательно вернется к нему. И если с другим человеком случилось несчастье, мы должны немедленно постараться помочь ему, каким бы он ни был.

-Слайд 2 – милосердие – традиционная черта у россиян.

- Можно ли требовать за совершенное добро оплату?

- Как называют человека, который не берет за добрые дела оплату?

Бескорыстие – качество человека, когда он не требует ничего з свою помощь.

-Назовите добрые дела, которые вы готовы выполнить. Готовы ли вы быть добрыми, зная, что вся ваша работа, выполненная для блага другого человека, не будет им оплачена и тебя никто не поблагодарит?

- Готовы ли вы делать добрые дела, зная, что тебя никто за это не похвалит и не заметит их?

-Можно ли купить доброту за деньги?

- Можно ли просить оплату за доброе дело? Что думали по этому поводу христиане?

-Так относится к людям не всегда легко для нас. Потому что это служение людям. Служить – значит отдавать себя для блага других людей. Легко ли это?

-Что легче: отдавать или брать? Задайте себе вопрос, как вы ведете себя по отношению к другим людям – отдаете или берете?

-Посмотрите на Слайд 3. Здесь изображена картина Ивана Алексеевича Ерменёва «Нищие». Прослушайте отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова, в котором говорится еще об одной черте человека. (до 38 секунды)

- Что просил нищий, стоя у храма? (хлеб)

- Какие чувства он испытывал в этот момент? (ему тяжело стоять, хочет кушать, пить, страдает)

- Как бы вы назвали человека, который дал нищему камень? (скупой)

-Теперь послушайте еще одно стихотворение о нищем. Чтение учителем на стр.41-42 стихотворения Я.Полонского.

-Как в этом стихотворении поступал нищий? (раздавал всё, что ему подавали)

-Почему он так делал? Что заставляло его так поступать?

-Знали ли поэты, писавшие эти строки, «золотое правило жизни христиан»? (знали, потому что они не осуждали нищих, а сочувствовали им)

- Последние строки Лермонтова перекликаются с текстом Евангелия:

«Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучитесь и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Если между вами человек ,который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…»

Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 7-13

- В каких произведениях вы встречались с проявлениями милосердия и сострадания? Затронули ли они вашу душу? Почему?

4.Закрепление.

Работа в парах.

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

5.Рефлексия.

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- Составьте кроссворд со словом “милосердие”.

- Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.

- Предложите социальную рекламу по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.

- Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Воспитание милосердия и чуткости

Выступление на городских этических чтениях ....

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Классный час "Доброта и милосердие"

Классный час по теме "Доброта и милосердие" для учащихся 2  класса,Цель: воспитывать внимательность, доброту к людям, умение сочувствовать товарищу...

Родительское собрание. "Милосердие".

Педагогическая мастерская для родителей.О милосердии....

Урок по основам православной культуры "Поговорим о милосердии"

Урок по основам православной культуры в 4 классе, учебник В.Дорофеева "Основы православной культуры"...

Урок милосердия на тему "Проявляй милосердие"

Цель: формировать чувство милосердия Оформление: плакат «Учи свое сердце доброте»....