Внеурочное занятие «Подвиг Новомучеников земли Саратовской»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Прохорова Татьяна Васильевна

Значение подвига Новомученников Саратовских

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatye_sar._kraya-konkurs.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

с. Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Внеурочное занятие

«Подвиг Новомучеников земли Саратовской»

                                                         Автор- составитель:

Прохорова Татьяна Васильевна

                                                         учитель начальных классов,

ОПК и ОДНКНР

2019 год.

 Цель: формирование представления о значении подвига Новомучеников Саратовских.

 Задачи:

  • познакомить учащихся с нравственными и духовными ценностями, идеалами Православия;
  • сформировать у учащихся представление о Новомучениках Саратовских;
  • воспитывать чувство любви к ближнему и Отечеству, прививать интерес к изучению прошлого нашей страны;
  • развивать внимание, память, речь, творческие способности учащихся, расширить их кругозор.
  • дать объективные, исторически правдивые представления о причинах и истоках гонений на Церковь (духовенство и верующих мирян) в первой половине XX века;
  • дать представление о сути христианского подвижничества и мученичества ради Христа, христианских духовных и нравственных ценностях;
  • раскрыть значение подвига Новомучеников и Исповедников для формирования личности обучающихся;
  • познакомить детей с иконой «Собор Новомучеников земли Саратовской;

 Личностные результаты:

–– развитие чувства преданности и любви к Родине;

– знание выдающихся имён в истории Саратовщины;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

Метапредметные результаты:

– развитие познавательной деятельности;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать;

Предметные результаты:

– знание достопамятных событий истории, имён и подвигов, героев и святых людей Саратовщины;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой Саратовского края, имеющей особое значение в истории России;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, документальный фильм В. Старикова «За веру Христову», презентация (Приложение 4), словарь С. И. Ожегова, 1 свеча.

Основные понятия: подвиг, христианская вера, мученик, новомученик, исповедник.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята!  Все доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Я предлагаю вам образовать круг, взявшись за руки. А теперь закройте глаза и вместе с теплом руки передайте друг другу самое лучшее и доброе, что есть у вас.

Учитель. Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, так как они шли от души.

Садитесь

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Мы начинаем наш урок, и я зажигаю свечу. Скажите, что символизирует свеча?

(ответы детей)

Учитель. Свеча – это символ тепла, света и веры. Скажите, вера важна для каждого человека?

(ответы детей)

Учитель. А во что может верить человек?

(ответы детей)

Учитель. Человек может верить в Бога, в победу своей любимой команды. Вера живет в каждом человеке, освещает дорогу жизни ему. Она дарует нам любовь, надежду, умудряет и спасает. Вера – это твердое убеждение в чем – то. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит.

III. Определение темы и цели занятия.

Учитель. У нас с вами сегодня очень важное занятие. Мы узнаем много интересного из истории нашей страны и жизни православных людей, которые веру в Бога пронесли через всю свою жизнь.  Но, чтобы начать определять тему занятия, я вам раздам конверты, в которых разрезаны пословицы. Вам нужно их сложить.

1. Работа в группах.

  • В жизни всегда есть место подвигу.
  • Подвиг делает тот, кто вперед идет.
  • За великими подвигами следует великая известность.

[Слайд 2]

Учитель. Объясните смысл пословиц.

(ответы детей)

Учитель. Назовите слово, которое чаще всего встречается во всех этих пословицах.

 (ответы детей)

Учитель.  Да, это слово «ПОДВИГ».[Слайд 3]

2. Работа для обсуждения в группах.

Учитель. Как вы понимаете слово «подвиг»?

 (ответы детей)

-  то, что требует напряжения воли;

– преодоление эгоизма и корысти;

– дар другому человеку или целому народу, человечеству;

– жертва человека во имя добра и справедливости.

Учитель.  В словаре С. И. Ожегова есть определение этого слова. Послушайте.

(читает ученик) Слайд 4

Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Учитель. Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг – в терпенье,
Любви и мольбе

На протяжении многих веков нашу Родину защищали и оберегали русские люди. У них были разные доспехи, оружие, форма. Но одно объединяло их: вера в Бога и огромная любовь и преданность Родине. Мы свято храним память о своих защитниках прославленных и безымянных. Но в нашей стране были люди, которые приняли смерть за истинную Веру.

Обратите внимание на доску, перед вами карта нашего сегодняшнего урока. Расскажите, что мы сегодня узнаем на уроке? Слайд 5

(ответы детей)

Учитель. Сегодня мы поговорим о священнослужителях и монахах, которые жили и пострадали не так давно, в начале XX века и которых прославила наша Церковь.

А знаете ли вы, как называют в Церкви святых, которые были убиты за свою Любовь и верность Богу и тех, которые не боялись исповедать эту веру перед мучителями, претерпев до конца мучение?

(ответы детей).

Учитель. Чтобы отгадать эти слова, разгадайте ребус. Каждая группа отгадывает свой ребус.  Слайд 6

(дети обсуждают в группах)

Учитель. Ребята, вы отгадали свой ребус, а теперь переверните карточку и прочитайте значение этого слова. Что означает слово «мученик»?

(Мученик – христианин, принявший мучения и смерть за веру в Иисуса Христа.)  Слайд 7

Учитель. Что означает слово «Новомученик»?

(Новомученик – христианин, принявший мучения и смерть за веру в Иисуса Христа совсем недавно в 20 веке.)  Слайд 68

Учитель. Что означает слово «Исповедник»?

(Исповедник – христианин, претерпевший мучения за веру и оставшийся в живых).  Слайд 9

Учитель. Кому сегодня посвящено наше занятие?

(ответы детей).- новомученикам

Учитель. Сегодня мы будем говорить о новых мучениках, о мучениках, которые жили и пострадали в 20 веке. Тема нашего занятия «Подвиг Новомучеников земли Саратовской»

Слайд 10

IV. Открытие новых знаний.

Учитель - Ребята, а вы знаете новомучеников, которые служили и несли свой крест в нашем крае?

Ученики: (дают варианты ответов)

Учитель (подытоживает):

- Мы привыкли, что святость – это что-то очень отдалённое от нас и в пространстве, и во времени. Между тем святость – понятие духовное, зависящее от верности и стойкости в вере Христовой, а не от географических широт и времен и может быть где-то совсем рядом, только мы не замечаем её в суете мiрской. А потому вдвойне поучительно будет узнать, что священномучениками признаны Русской Православной Церковью ряд священнослужителей, которые служивших в храмах нашего края и заплативших жизнью за преданность вере в годы гонений.

Учитель. В начале 20 века в жизни нашей страны произошел переворот. К власти пришли люди, которые уничтожали храмы, жгли иконы, а священников и просто верующих людей отправляли в тюрьмы, убивали. Начались гонения на верующих. Православные мученики шли на смерть добровольно.

Они идут! Раздайтесь, расступитесь,

Снимите шапки, бросьте враждовать!

Благоговейте, кайтесь и молитесь!

Они идут за Правду умирать…

Глумясь над истиной поруганного Неба,

Безумствует вокруг звериная толпа,

Нахально требуя позорища и хлеба,

Коварно-мстительна, злорадна и слепа.

Они идут – гонимые, больные,

Покорные веленьям палачей,

Пред Богом и людьми подвижники святые,

Немые жертвы дьявольских мечей…

Умолк топор! Ползут ночные тени;

Кровавый цирк одел седой туман.

Их больше нет! Склонитесь на колени

У праха новых христиан!

     Представьте себе, что кто-то захотел бы вырвать с корнем старый развесистый дуб. Его мощные корни вросли глубоко-глубоко в землю, в ветвях много птиц свили гнёзда и из года в год выводят своих птенцов, пение этих птиц изо дня в день радует слух людей. Для того чтобы сломать такое дерево, следовало бы раскопать всю землю вокруг, выломать его корни, разогнать птиц. Таким мощным деревом в России была православная вера. Тысячу лет росло это дерево на земле Русской. Когда стали рушить мощное дерево христианской веры, христиане встали на её защиту.

Такими были

Слайды 11-22

Сообщения учеников

Электронная физминутка

Открытие новых знаний (продолжение).

Учитель. Патриарх Московский и всея Руси говорил: «Новомученики – это герои, а без героев не может существовать народ, не может существовать нация». В чем было проявление подвига Новомучеников?

 (ответы учащихся).

-проявление милосердной любви, то есть любви к Богу и любви к людям,

Учитель. Глубинное сердце России,

Просторные дали, поля…

О сколько святых ты взрастила,

Саратовская наша земля!

Ежегодное празднование Собора саратовских святых учреждено указом Патриарха Кирилла в 2011 году. Празднование совершается в ближайший воскресный день к 13 сентября. 16 сентября 2018 года в г. Саратов был освящен Величественный храм в честь Новомучеников Саратовских. Верующие отдают дань памяти тем, кто засвидетельствовал преданность Богу ценой своей жизни Слайд 23

В Собор входят 12 мучеников, пострадавших за веру в период гонений на Церковь в XX веке. Все они были теснейшим образом связаны с Саратовской землей. О них вы рассказали в своих сообщениях

слайд №24 – демонстрация иконы Собор Саратовских Новомучеников.

 На иконе Собора Саратовских святых изображен сонм святых, подвизавшихся в пределах Саратовской митрополии, 12 угодников Божиих. На них исполнилось обещание Спасителя, обращенное ко всем христианам: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10). Двенадцать добрых наставников и учителей саратовской паствы, они были причастны к ней либо по происхождению, либо по трудам, либо по кончине и теперь являются ее Небесными Покровителями.

 [Слайд25]

К лику святых от Саритовской епархии были причислены:

Гермоген (Долганёв), еп. Тобольский († 1918, память 16 июня)
Герман (Косолапов), еп. Вольский († 1919, память 27 сентября)

 Михаил Платонов, пресвитер († 1919, память 27 сентября)

 Нифонт (Выблов), иером. († 1931, память 10 ноября)
Дионисий Щеголев, пресвитер († 1937, память 10 ноября)
Иоанн Днепровский, пресвитер († 1937, память 2 декабря)
Косма Петриченко, пресвитер († 1937, память 3 ноября)
Петр Покровский, пресвитер († 1937, память 17 декабря)
Сергий Кудрявцев, пресвитер († 1937, память 2 декабря)
Николай Амасийский, пресвитер († 1938, память 13 декабря)
Иоанн Заседателев, пресвитер († 1942, память 16 октября)

 Александр Медем († 1931, память 10 ноября)

Учитель. Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут её бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа…

                                                 Л.Безыменский

- Наши новомученики - это наши самые близкие святые,

 - и сегодня, в век духовной расслабленности, нам как никогда необходимо усвоить уроки их жизни. Сейчас мы живем в благополучное время, можем исповедовать свою веру открыто. И кажется, что пример святого мученичества для нас не актуален. Но это не так, потому что святой кончине наших мучеников предшествовала святая жизнь. Новомученики были людьми, стойкими в вере. А человек, который колеблется, не сможет пострадать за Христа. Нам сейчас очень не хватает этой стойкости, решимости быть верными хотя бы в малом.

Посвящается Новомученикам и Исповедникам

Церкви Российской 20-го века

Вы крепостью Веры свой подвиг несли,

Спасая Россию от мрака и тьмы.

Взывали в молитве за Русский народ,

Помилуй нас грешных, Господь Саваоф.

И к Горнему миру душою стремясь,

С надеждою в сердце Богу молясь.

За всю Мать Россию и Русский народ,

Помилуй нас грешных, Всесильный Господь.

С смирением в сердце к Голгофе Вы шли,

Низвергнув любовью силы адовой тьмы.

Взывали в молитве за Русский народ,

Помилуй нас грешных, Господь Саваоф.

И если б не Ваша молитва то мы,

Мы вряд ли бы жили в эти светлые дни.

С надеждою в сердце мы просим у Вас,

Новомученики Церкви молите Бога о нас!

VI. Проверка усвоения новых знаний.

Учитель. Я предлагаю вам выполнить в группах тестовое задание.

Тест о значении подвига.

Тест о значении подвига

Тест  1.

 Подвиг совершается когда:

А) человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность;

Б) люди, помогая кому-то, ищут себе славы;

В) человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят.

ТЕСТ 2.

Можно ли считать «мученичество», которое человек принял за свою веру, подвигом:

A) да, потому что человек принимает муки за свою веру в Бога, а это и есть настоящий подвиг;

Б) нет, потому что человек мог бы отказаться от веры и не мучиться;

B) нет, потому что человек своими страданиями ни кому не помогает.

Слайды 26-27

Проверка.

Учитель. Мы обращаемся к святым за помощью при болезни, за помощью в учении, чтобы кто-то оставил вредные привычки, перестал обижать, дразнить вас... А что могут дать нам Новомученики?

Ученик. Укрепление в вере.

Учитель. Наше занятие подходит к концу, и я хочу рассказать вам притчу.

Три свечи горели на столе. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — Успех…  К сожалению,  дети не верят в меня. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая неслышно сказала:
— Я — Старание…  К сожалению, я никому не нужна. Дети не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Свеча погасла.

Третья сказала:

— Я — Вера…— Пока дети верят в свои силы, верят, что у них все получится, всегда можно зажечь и другие свечи.

Ребята сегодня на уроке наша свеча ярко горела. У нас была вера в себя, старание и конечно же успех. Я желаю каждому из вас, чтобы свет веры вашей в Бога, как тепло свечи, никогда не затухал в ваших сердцах. И помните, лишь благодаря Вере человек становится добрее, теплее и светлее по отношению к людям.

VII. Итог занятия. Рефлексия

Учитель. Вот и подошло к концу наше занятие. Какие впечатления от сегодняшнего занятия остались у вас? Какие выводы вы для себя сделали?

Продолжите предложение:

Слайд 28

Я узнал, что…. что нести свой крест выпадает на долю избранных. Тем, которые силой духа и веры смогли с достоинством нести свой крест.

Меня поразила, поэзия Сергея Бахтеева. Я обязательно еще раз прочитаю его стихи об этом времени. И больше узнаю о нем самом. Меня поразило то, как они могли прощать. Это послужит для нас уроком.

Было особенно интересно…узнать что- к сожалению, такая трагическая страница истории была с моей страной и моим народом. Очень важно, чтобы мы извлекли уроки из нее и больше такого не повторилось. Ведь веру истребить нельзя

Учитель: Имена многих новомучеников нам неизвестны. На иконе написано «явленных и неявленных», то есть тех святых, имена которых нам не явлены, не открыты Богом. На следующих занятиях мы обязательно подробнее познакомимся с подвигами других Новомучеников земли Саратовской, которые были прославлены в наше время.

А сколько их, нам неизвестных
(Господь лишь знает имена),
Что шли путём прямым и тесным,
Свои бросая семена.
Склоняюсь с трепетом и дрожью
Пред подвигом Любви святой:
Ведь большей нет любви, чем той,
Кто душу за народ положит.
Духовные столпы Вселенной!
Молитвой их да преклоненный
Господь помилует и нас,
Их помянувших в этот час.
Они – крупицы золотые,
И за молитвы их святые
Воспрянь, Саратовская земля,
Стой, нерушимо веруя!

Павел Платонов 

Перечень используемых источников.

1. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним". Книга 1. - Тверь: Издательство "Булат", 1992 год, стр. 6.

2. «Фома». Специальный выпуск «Герои. Времена меняются, подвиг остается». Журнал. – Москва: Издатель ИД «Фома», 07.04.2015г, стр. 2,5,91,96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Земля-наш дом" на тему:"Любознательный зверёк-белка"

В содержании данного занятия используются различные технологии: здровьесберегающие,информационные.Прослеживается межпредметная связь.Развивается у детей память,мышление,внимание,мелкая моторика рук....

Презентация внеурочного занятия по курсу "Земля-наш дом" на тему: "Бобр-строитель"

Рассматриваютя разные виды бобров.В конце просмотра предлагается электронная физминутка для глаз....

Конспект внеурочного занятия по курсу:"Земля-наш дом" на тему:" Кабан-дикий родственник домашней свиньи"

В данном конспекте используется познавательный материал,интересные факты в игровой форме....

Внеурочное занятие по курсу:"Земля-наш дом" на тему:"Лисица.Лиса Патрикеевна."

Много интересных и познавательных фактов узнают дети из этого занятия....