Игровое занятие "ИГРА ПО СТАНЦИЯМ" в ГПД для 4 классов на тему: "Святой благоверный князь Александр Невский"
план-конспект занятия (4 класс)

Столпинская Татьяна Геннадьевна

ТЕМА: "СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ"

Это занятие направлено на формирование целостного образа Святого благоверного князя Александра Невского через систему познавательных, творческих, развивающих заданий.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровое занятие «Игра по станциям» для 4 классов

Воспитатель ГПД: Столпинская Татьяна Геннадьевна

Тема: «Святой благоверный князь Александр Невский»

Цель занятия: формирование целостного образа Святого благоверного князя Александра Невского через систему познавательных, творческих и развивающих заданий.

Задачи занятия

Образовательные:

· Обобщить и систематизировать знания школьников о личности и деятельности Святого благоверного князя Александра Невского;

· Раскрыть черты личности Александра Невского как русского князя, воина, Святого и государственного деятеля.

Развивающие:  

· Продолжить формирование информационных умений (умения работы с текстом источника, изобразительным источником, аудио- и видеоматериалами);

· Продолжить формирование учебно-логических умений (умения анализа и синтеза);

· Развитие коммуникативных умений через групповую работу.

Воспитательные:

· Способствовать формированию познавательного интереса к личности и деятельности Святого благоверного князя Александра Невского;

· На примере личности Александра Невского способствовать формированию чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;

· Утвердить в сознании учащихся значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, своего народа.

Возраст участников: занятие для учащихся четвертого класса, так как они уже успели изучить необходимый материал. В качестве экспертов на станциях предлагается привлечь учащихся 8-9 класса, что позволит всем участникам осмыслить личность и деятельность Александра Невского.

Тип занятия: комбинированный

Форма занятия: игра по станциям

Используемые педагогические технологии:

· Работа в группах;

· Игровые технологии;

· Использование ТСО;

· Экспертиза знаний учащихся.

Ожидаемые результаты:

· Расширение кругозора учащихся (знакомство с памятниками изобразительного искусства, музыки, кинематографа);

· Выявление и формирование оценочных суждений учащихся о личности и деятельности Александра Невского;

· Приобщение школьников к духовным традициям русского народа, формирование нравственных чувств и понятий;

· Эмоционально-ценностное восприятие школьниками исторического прошлого, приобретение каждым участником личностно значимых знаний по данному периоду;

· Развитие коммуникативных умений школьников.

Оборудование:

- ПК и мультимедийный проектор;

- презентация с миниатюрами Лицевого летописного свода, фото мозайки М. Ломоносова, фото картины Ф.А. Москвитина «Перенесение мощей Святого Александра Невского Петром Первым», фото Александро-Невской Лавры, памятника князю на площади Александра Невского, моста Александра Невского, фото с ежегодного Крестного хода по Невскому проспекту, прошедшего 12 сентября 2013 года;

- мультфильм «Мульткалендарь 12 сентября: Святой благоверный князь Александр Невский» (телеканал «Союз»);

- видеофрагмент из худ./фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»;

- аудиофрагмент «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»;

- видеофрагмент песни «Россия» в исполнении Ольги Кормухиной  (фрагмент Гала-спектакля «Князь Владимир Красно Солнышко. Искания о князе Владимире», премьера которого состоялась в 2018 году на сцене  Большого театра г. Москвы);

- раздаточный материал: текст фрагмента из кантаты «Вставайте, люди русские», текст песни «Россия» (муз. А.Белов, ст. Е. Яшникова, О. Кормухина) ;

- маршрутные листы;

- разрезанная в виде пазла карта-схема Невской битвы;

- грамоты для победителей.

Организационный момент:

Из учащихся четвертых классов формируются команды по 5 человек (одна-две команды от каждого класса). В шести кабинетах школы располагаются игровые станции, названия которых обозначены на двери.

На каждой станции работают старшеклассники (далее – эксперты), которые дают задания и отмечают результаты (набранные баллы) в маршрутном листе. У каждой команды - свой маршрут, своя последовательность следования. Время прохождения каждой станции – десять-пятнадцать минут.

При выполнении задания команда может получить от 1 до 5 баллов. Вне зависимости от результатов прохождения станции, команда получает часть карты-схемы Невской битвы, которую команда должна будет собрать, пройдя все испытания. 

Игра начинается с торжественной линейки-старта, и заканчивается подведением итогов на линейке, где объявляется победитель и происходит награждение команд.

Ход занятия:

Вступительное слово воспитателя ГПД (учителя):

«Имя Святого благоверного князя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Жизнь князя Александра – полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля и Святого – издавна привлекала внимание потомков.

Михаил Ломоносов увековечил князя Александра в мозаике. Художники Виктор Васнецов, Николай Рерих и Павел Корин создали картины, изобразив князя то в боевом шлеме, то в нимбе Святого. Современный русский художник Филипп Москвитин создал картину с гравюры  «Перенесение мощей Святого Александра Невского Петром  Первым».

 Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату, Константин Симонов – поэму, а режиссер Сергей Эйзенштейн – патриотический фильм.

Когда грянула Великая Отечественная война, подвиг князя Александра Невского стал примером для тысяч и тысяч бойцов. В 1942 году был учрежден военный орден Александра Невского.

Сегодня в нашей игре по станциям вы не только сможете познакомиться с некоторыми произведениями и открыть для себя новые стороны  князя, но и показать экспертам те знания, которые вы получили на уроках. Для этого вам необходимо будет пройти шесть станций.

На станции «Не в силе Бог, а в правде» вы ближе познакомитесь с личностью князя.

На станции «Кто с мечем к нам придет…» вспомните основные сражения, в которых принимал участие Александр.

На станции «За морями, за горами»  вам будет предложено вспомнить современников Александра Ярославовича.

Станция «Святой благоверный князь» позволит увидеть в князе Александре Святого.

На станции «Небесный покровитель Санкт-Петербурга» познакомитесь с памятными местами нашего города, связанными с именем князя.

На заключительной станции «Викторина» вам будет необходимо вспомнить все этапы  нашей игры, чтобы правильно ответить на вопросы викторины.  

Порядок станций обозначен в вашем маршрутном листе. На каждой станции вам необходимо будет выполнить задания, за которые вы будете получать от 1 до 5 баллов.

Но это еще не все. На каждой станции команда получит часть карты-схемы одного из сражений. Пройдя все этапы игры, вы сможете собрать карту-схему. Ответив на вопрос, что же это за битва, назвав дату и ее участников, сможете заработать дополнительные баллы. Команда, набравшая большее количество баллов, победит в нашей игре.

Итак, в путь!».

Станция №1 «Не в силе Бог, а в правде».

Описание станции:

Задания на станции ориентированы, прежде всего, на чувственное восприятие образа Александра Невского. Учащимся предлагается через анализ аудио- и видеоисточников сформулировать собственное видение личности Святого благоверного князя. Текст кантаты дублируется в печатном виде и раздается учащимся.

Вступление, которое зачитывает один из экспертов: «Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии — в 1221) году,  скончался в 1263 году.

В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского. Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости.

Во время Невской битвы со шведами (1240 год) ему было почти 20 лет, во время Ледового побоища с немецкими рыцарями на Чудском озере — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Легендарные слова «Не в силе Бог, а в правде» сказаны Александром Невским перед Невской битвой».

Задание 1. Прослушайте фрагмент кантаты композитора С.С. Прокофьева «Александр Невский» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c331ae38-e1a5-4a3f-9c02-883ad4f5a80a/%5BIS10IO_1_4-12%5D_%5BMU_05%5D.html :

«Вставайте, люди русские, 
На славный бой, на смертный бой. 
Вставайте, люди вольные, 
За нашу землю честную!

Живым бойцам почёт и честь, 
А мёртвым - слава вечная!
За отчий дом, за русский край 
Вставайте, люди русские!

Вставайте, люди русские, 
На славный бой, на смертный бой. 
Вставайте, люди вольные, 
За нашу землю честную!

На Руси родной, 
На Руси большой 
Не бывать врагу! 
Не бывать врагу! 
Поднимайся, встань, 
Мать родная, Русь!»

У вас в руках текст прослушанного фрагмента кантаты. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент?

2. Как вы думаете, почему именно такая музыка и текст посвящены князю Александру?

Задание 2. Посмотрите видеофрагмент художественного фильма «Александр Невский» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/98e61649-723a-4228-a371-d58c8664efd6/%5BIS10IO_1_4-12%5D_%5BKI_06%5D.html

Ответьте на вопросы:

1. Как встречают Александра и его войско?

2. Как реагирует Александр на такую встречу?

3. О каких его качествах говорит его поведение?».

Станция №2. «Святой благоверный князь»

Описание станции:

Задания данной станции познакомят учащихся с мультипликационным фильмом «Мульткалендарь 12 сентября: Святой благоверный князь Александр Невский», с миниатюрами Лицевого летописного свода.

Извлекая информацию из видеоисточника, изобразительных источников, учащиеся анализируют личность Александра как русского Святого. Их использование предоставляет возможность визуализации заданий и демонстрации ответов на вопросы этой станции и следующих.

Задание 1: Давайте посмотрим мультфильм «Мульткалендарь 12 сентября: Святой благоверный князь Александр Невский» (с сайта телеканала «Союз»).

Задание 2:   Рассмотрев миниатюры, составляющие «Житие Александра Невского», ответьте, пожалуйста,  на вопросы:

Слайд 1. «Добродетели князя Александра Невского»

Вопросы:

1. Какие добродетели вы видите на этом изображении? (любовь к Евангелию, набожность (икона Богородицы), наличие последователей)

2. Важны ли они для Святого? Почему?

Слайд 2. "Нашествие хана Батыя на Русскую землю"

Вопросы:

1. Найдите на изображении Александра Невского (верхний правый угол).

2. Почему он находится в стороне? (Новгород не был разгромлен монголами)

Слайд 3. «Войско Александра Невского сокрушает шведов»

Вопросы:

1. Кто помогает в сражении Александру Невскому? (Ангелы с мечами)

2. Почему автор изобразил победу именно так?

«Добродетели князя Александра Невского»

"Нашествие хана Батыя на Русскую землю" – слайд 2

«Войско Александра Невского сокрушает шведов – слайд 3

Станция №3 «За морями, за горами»

Описание станции:

Задания данной станции призваны выявить хронологические знания и умения учащихся. Учащиеся не только должны вспомнить современников Александра, но и самостоятельно получить новые знания. Задание также помогает более четко определить границы эпохи Александра Невского.

Задание:

Отберите карточки, на которых названы имена тех правителей, которые  не были современниками Александра Невского.

Из цифр, которые вы найдете рядом с именем, составьте дату рождения Александра Ярославовича.

Вариант карточек:

хан Батый

8

Ярослав Мудрый

2

Равноапостольный Князь Владимир

(Красно Солнышко)

2

Владимир Мономах

(прадед   кн. А.Невского)

1

Святой благоверный князь Димитрий Донской (правнук кн. А. Невского)

0

ярл Биргер (зять шведского короля Эрика Эриксона)

6

Ответ: 1220 год.

Станция № 4: «Небесный покровитель Санкт-Петербурга»

Описание станции: задание данной станции позволяет связать знания учащихся с краеведческим материалом, способствует эмоционально-ценностному восприятию учащимися городских объектов. Задание позволяет увидеть ценность петербургского наследия как части общероссийского.

Эксперт рассказывает о возродившейся традиции ежегодного Крестного хода по Невскому проспекту Петербурга в день перенесения мощей Святого благоверного князя Александра: «Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга.

12 сентября - день перенесения мощей святого князя Александра Невского – один из главных для самого Петербурга, поскольку святыня, перенесенная сюда Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы через несколько лет после ее основания. Этот факт позволяет и сегодня называть праздник государственно-церковным, а не сугубо церковным – указ Петра I о праздновании 12 сентября дня памяти небесного покровителя Петербурга придал торжествам статус общегородских.

Ежегодная традиция Крестного хода в день памяти была утверждена императрицей Елизаветой Петровной в 1743 году. Возглавляемое членами императорской семьи ежегодное молитвенное шествие было одним из самых массовых и важных событий в жизни Петербурга. Эта традиция была прервана в 1918 году. Возрождение традиции ежегодного Крестного хода состоялось в 2013 году, когда северная столица отмечала 300-летний юбилей Александро-Невской Лавры, где хранятся мощи Святого благоверного князя Александра. Посмотрите, пожалуйста, на слайде – фото Александро-Невской Лавры и картина художника Филиппа Москвитина «Перенесение мощей Святого Александра Невского Петром Первым».

Задание:

Выберите фотографии памятных мест Санкт-Петербурга, связанных с именем Александра Невского. Назовите их.

Варианты фотографий: прикреплены ниже к данному занятию.

Станция № 5: Викторина.

Описание станции: обобщение полученных знаний учащихся об Александре Невском. Примечание: текст викторины здесь дается с правильными ответами, они подчеркнуты.

Задание: Вспомнив, информацию, полученную вами на всех станциях, ответьте, пожалуйста, на вопросы викторины:

1. В 1225 году князь Ярослав Всеволодович, отец юного князя Александра, «учинил сыновьям княжеский постриг». Что означал этот обряд?

 Возведение в княжеский титул
 Пострижение в монахи
 Посвящение в воины
 Разделение княжества на уделы

2. Какое имя принял в монашестве князь Александр Невский?

 Андрей
 Алексий
 Василий
 Иоанн

3. Перед каким сражением князь Александр сказал ставшие легендарными слова «Не в силах Бог, а в правде!»?

 Невская битва
 Ледовое побоище
 Освобождение Пскова
 Оборона Новгорода

4. Сколько сражений за свою жизнь князь Александр проиграл?

 Ни одного
 Одно
 Два
 Три

5. Кто из ближайших родственников князя Александра Невского был прославлен Церковью в лике святых?

 Брат, новгородский князь Феодор Ярославович
 Сын, московский князь Даниил Александрович

Правнук, московский князь Димитрий Донской
 Три названых князя
 Никто

6. Прервавшаяся в 1918 году традиция крестного хода по Невскому проспекту Санкт-Петербурга в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского возродилась

 В 1943 году
 В 1989 году
 В 2013 году
 Не возродилась

Станция №6. «Кто с мечем к нам придет…»

Описание станции:

Задание данной станции ориентировано на выявление конкретных исторических знаний учащихся  о Невской битве и ее роли в судьбе Александра. Представление схемы в виде пазла позволяет учащимся более внимательно познакомиться с деталями сражения, а также, формирует навыки коллективной работы.

Задание: Назовите сражение, которое вы увидите, собрав предложенный пазл. Вспомните дату и участников битвы. Назовите роль этой битвы в судьбе Александра Ярославовича.

Карта-схема сражения:an4.jpg

Окончание  игры.

Все участники игры собираются в одном классе.

Воспитатель ГПД (учитель): «Пока идет подсчет баллов и определение победителя игры, прослушаем песню в исполнении Ольги Кормухиной «Россия» - видеофрагмент из Гала-спектакля «Князь Владимир Красно Солнышко. Искания о князе Владимире», премьера которого состоялась в 2018 году на сцене  Большого театра г. Москвы».

Текст песни дублируется для учащихся на листе бумаги.

РОССИЯ (муз. А.Белова, ст. Е. Яшниковой, О. Кормухиной):

«Проведи меня тропами через леса,

Через шепот осин, через вздохи берез.

На полях, где колосьев шумят голоса,

Небо смотрит на нас и смеется до слез.

Небо любит мой край позабытых былин,

Древних песен раздольных, горчащих на вкус.

Спит земля под ногами в крови и в пыли,

Наша светлая память, священная Русь!

Припев:

Никогда не сравнивай Россию

Ни с одной другой страной вовек.

В чем ее вина, в чем боль ее и сила

Знает только Бог и русский человек.

Каждый раз восставала чиста и сильна,

От того и готовы ложиться костьми.

Чтобы солнцем согретая наша страна

Никогда, никогда не увидела тьмы!

Припев».

«Ребята, как вы думаете, почему мы решили окончить нашу игру именно этой песней?

Какие чувства она у вас вызывает?».

На линейке объявляется победитель и происходит награждение команд.

Список использованной литературы:

1. «Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой» - портал «Православие и мир» 18.04.2011г. - https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/;

2. «Святой благоверный князь Александр Невский» - сайт www.pravoslavie.ru, раздел «Православный церковный календарь» 2018;

3. Протоиерей А. Малинин «Не в силе Бог, а в правде. Святой Александр Невский» - портал «Православие и мир» 06.12.2010г.-  https://www.pravmir.ru/ne-v-sile-bog-a-v-pravde-svyatoj-aleksandr-nevskij/;

4. «Мифы об Александре Невском» - журнал «Фома» № 1/69 январь 2009;

5. «Александр Невский (викторина)» - портал «Православие и мир» 12.09.2013г. - https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-viktorina/;

6. Е. Перевалов, Т. Мазепина «Крестный ход 12 сентября: силища на Невском проспекте» - журнал «Живая вода» № 9 (сентябрь) 2016г. -  http://aquaviva.ru/journal/krestnyy-khod-12-sentyabrya-silishcha-na-nevskom-prospekte.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок православной культуры по теме "Солнце земли русской. Благоверный князь Александр Невский"

Разработка урока по православной культуре(УМК Шевченко Л.Л.) по теме :" Солнце земли русской. Святой Благоверный князь Александр Невский"...

Проект "Святой благоверный князь Александр Невский"

В работе представлены этапы работы над проектом. Интересны творческие сочинения об экскурсии В Усть-Ижору, в Александро-Невскую Лавру и рисуни детей на тему....

«Сценарий классного часа или тематического занятия» .Тема :«Наследие и историческое значение святого благоверного князя Александра Невского»

laquo;Сценарий классного часа или тематического занятия». «Александр Невский – Защитник Земли Русской».Данное мероприятие  проведено в 4 классе (9-10 лет).В 2021 год...

Святой благоверный князь Александр Невский- пример в жертвенном служении Родине для подрастающего поколения.

Выступление на педагогическом чтении  «Основы православной культуры и социокультурные истоки в общеобразовательных организациях»....

Урок основ православной культуры "Святой благоверный князь Александр Невский"

Урок проводился в рамках Рождественских чтений и посвящён 800-летию со дня рождения Александра Невского.Цель урока: показать роль Святого Благоверного Александра Невского как защитника Отечества и Рус...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Музейные страницы. Святой благоверный князь Александр Невский»

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по теме: «Музейные страницы. Святой благоверный князь Александр Невский»...