Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Православная культура" по теме "Христианские заповеди. Совесть"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Цель урока - объяснение этических основ Ветхого Завета, раскрытие содержания первых четырех заповедей Декалога о должном отношении людей к Богу.

Задачи урока:

учебные: сформировать представление о Декалоге, показать взаимосвязь всех десяти заповедей и содержание первых четырех заповедей;

воспитательные: раскрыть значение заповедей Декалога для нравственной жизни человека в обществе;

развитие универсальных учебных действий: навыков структурирования знаний, смыслового чтения, умений анализировать, определять логические связи между понятиями, строить устные речевые высказывания, выделять моральное содержание действия.

Тип урока: урок первичного изучения новых знаний.

Основные понятия: Пророк Моисей, Десять заповедей, содержание заповедей об отношении людей к Богу отношения между людьми, кумир

Методическое обеспечение: иллюстрации на доске, видеоролик «Ветхозаветные истории. Дарование Заповедей», тетрадь.

Виды деятельности: диалог, беседа, рассказ учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 22. Христианские заповеди. Совесть.

Цель урока: объяснение этических основ Ветхого Завета, раскрытие содержания первых четырех заповедей Декалога о должном отношении людей к Богу.

Задачи урока: 

учебные: сформировать представление о Декалоге, показать взаимосвязь всех десяти заповедей и содержание первых четырех заповедей;

воспитательные: раскрыть значение заповедей Декалога для нравственной жизни человека в обществе;

развитие универсальных учебных действий: навыков структурирования знаний, смыслового чтения, умений анализировать, определять логические связи между понятиями, строить устные речевые высказывания, выделять моральное содержание действия.

Тип урока: урок первичного изучения новых знаний.

Основные понятия: Пророк Моисей, Десять заповедей, содержание заповедей об отношении людей к Богу отношения между людьми, кумир

Методическое обеспечение: иллюстрации на доске, видеоролик «Ветхозаветные истории. Дарование Заповедей», тетрадь.

Виды деятельности: диалог, беседа, рассказ учителя.

Оборудование: классная доска, проектор.

План урока. 

1. Проверка домашнего задания.

2. Пророк Моисей и дарование заповедей.

3. Десять заповедей как путь жизни. Взаимосвязь любви к Богу и ближнему.

4. Физкультурная минутка.

5. Чтение материалов учебника. Анализ прочитанного.

6. Контроль знаний. Домашнее задание.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с темой «Чудо. Таинство», вы поработали дома с дополнительными источниками информации, возможно, обсуждали материал с родителями. (2мин)

Как вы поняли, что в православии понимают под таинствами?

Таинство- основа духовной жизни православных христиан, особые священнодействия, в которых происходит непосредственное общение верующих людей с Богом.

Предлагаю вам проверить свои знания основных таинств православной церкви.

Обратите свое внимание на материалы на ваших партах. Работать будете в паре.

Рассмотрите иллюстрации и пользуясь словами для справок (если это необходимо) подпишите фотографии. (2 мин)

(Приложение 1. Соотнесите фотографию с таинством, сделайте подписи.)

Проверка. Обратите внимание на слайд, сравните со своими работами. Внесите необходимые коррективы. Поднимите руку у кого все получилось? (1мин)

2.Подготовка к изучению новой темы (5мин)

Вы обратили внимание, рядом с фотографиями напечатаны буквы, если записать их в указанном порядке, получится одно из ключевых слов сегодняшнего урока.

ПРАВИЛА

Как вы понимаете данное слово? Какие правила знаете? (ПДД, личной гигиены, этикетные правила). Для чего существуют правила?

Подберите синонимы к слову «правила».

Правило, рекомендация, закон, заповеди …  (напечатать слова. Прикрепляю на доску)

Многие философы, мудрецы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

    - Попытайтесь и вы сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь, например, вашу жизнь в классе.

Обдумайте и сформулируйте одно главное правило, запишите его на лист бумаги, можно работать в паре с соседом, можно самостоятельно 1-2 минуты.

Кто хотел бы поделиться своими мыслями? (Выходят к доске, прочитывают и прикрепляют свое правило.)

Например,          – взаимоуважение

                           – равенство

                           – доброе первенство (друга, учителя и  др. )

                           – следование слову, обещанию

                           – ответственность перед другими

                           – стремление помочь

                           – совместное переживание горя и радости

                           – уважение к старшим

3.Постановка проблемной ситуации (1мин)

1)- Ребята, вы назвали много различных правил, которые люди должны соблюдать по отношении друг к другу.

- А можно ли среди них выделить основные, главные правила? (Мнения детей разные.)

- Как вы думаете, в древности были свои правила и законы? Какие?        

4.Изучение нового материала

 1)Предлагаю вам посмотреть видеоматериал телеканала «Радость моя» (5мин)

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

Заповеди были написаны на двух каменных досках или скрижалях: на одной четыре и на другой шесть заповедей. Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.

После просмотра, ответьте на вопрос, какому важному событию в истории человечества посвящен этот ролик. Сформулируйте задачи нашего урока.

???? Предлагаю вам заполнить кроссворд, используя свои знания и материал видео. Сначала ученики выполняют задание самостоятельно, а затем вместе с учителем проверяют, дополняют, исправляют ошибки. (3мин) или отвечают на вопросы.

КРОССВОРД (Приложение 2)

1Д

2М

Е

О

3З

4С

5С

К

Р

И

Ж

А

Л

И

Я

С

П

Н

Т

Е

О

А

Ь

Й

В

Й

Е

Д

6Б

И

Б

Л

И

Я

По вертикали:

  1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
  2. Имя пророка, получившего заповеди
  3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
  4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

  1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
  2. Книга, в которой записаны заповеди.

Встретились ли в тексте кроссворда слова, значение которых надо пояснить?

Как вы поняли слово «заповеди»? Обратимся к материалам учебника с.123, словарь учебника с.176, уточним его значение. (1мин)

Заповедь – повеление, данное Богом конкретному человеку или верующим в него людям и имеющие характер предписания или запрета.

Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.   (вывешивается на доску)

Главные слова здесь-моральная норма, религиозное предписание.

Как вы поняли с какой целью Заповеди были даны людям?

Может быть кто-то знает и сможет воспроизвести все заповеди? (Слайд презентации)

Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

5.Физминутка (3мин)

Попробуем проиллюстрировать значение Заповедей для человека. Необходимо встать из-за парт и попытаться образовать большой круг.

Один древний ученый монах по имени Дорофей объяснял ученикам связь всех заповедей на примере круга. Предположим, что круг — это мир. Центр круга — Бог. Линии, идущие от окружности к центру — это пути жизни людей.  

Сделаем несколько шагов вперед, к центру. Как изменилось расстояние между нами?

Двигаясь по этим линиям к центру круга, к Богу, человек одновременно приближается к другим людям, они становятся ему ближе. И чем больше он приближается к Богу, тем ближе становятся ему другие люди. Если же человек удаляется от Бога, стремится к внешней окружности, то одновременно он отдаляется и от других людей.

6.Самостоятельная работа с текстом учебника с.123-125 (1-5 заповеди)  (10мин)

Предлагаю вам самостоятельно познакомиться с текстом параграфа, после чтения начать заполнение таблицы (Приложение 3)  

В учебнике подробно только первые 5 заповедей.

Каждая пара попробует прокомментировать одну из Заповедей.

Заповеди

Содержание

Поясни как понимаешь от чего предостерегают, к чему призывают стремиться человека

Впиши подходящую по смыслу пословицу

1

Я Господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня…

Бог один, истинная вера одна.

2

Не сотвори (не делай) себе кумира…

Не увлекаться кумирами, идолами.

3

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно…

Не произносить имя Бога в пустых разговорах.

4

Помни день покоя, чтобы проводить его свято…

Посвящать воскресенье заботам о своей душе.

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

Слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

6

Не убивай

Нельзя убивать другого человека и желать ему смерти

7

Не кради

Прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

8

Не прелюбодействуй

Нельзя предавать тех, кого любишь

Выполнение заповеди – залог сохранения семьи

9

Не произноси
ложного

свидетельства

на ближнего твоего

Нельзя лгать,

обманывать

10

Не желай… ничего, что у ближнего
твоего

Не надо завидовать другим людям,

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

При проверке ученики предъявляют результаты своей работы, *учитель демонстрирует слайд презентации.

1)Бог один, истинная вера – одна, не должно быть других богов.

2)Идол (кумир) – это все что поставлено на место Бога, все к чему человек излишне привязывается, в древности люди боготворили стихии природы, небесные светила, людей, животных, для современного человека это дурные привычки, какой-то человек (певец, артист…)

3)Имя Божие можно произносить только в серьезном разговоре или молитве, а иначе получается человек зовет Бога, а сам и не думает о встрече с ним.

4)В древнем календаре седьмым днем недели была суббота, а в нашем воскресенье. Человек должен быть свободен для чего? Для того чтобы подумать о самом важном о своей душе, о Боге.

5) Сама природа внушает нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, воспитание. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным.

Почитание -это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием.

6) О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь «не убий». Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать! Заповедь говорит не только о бандитах. Речь здесь идёт не только о физическом убийстве живого (насекомого, птиц, зверей), но и о злобе, гневе, ненависти,  обращённых к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть – сродни убийству, поэтому,  согласно христианской морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубое слово, надо быстрее заглушить в своём сердце злобу и примириться с ним.

 - А как поступить по отношению к тем людям, которые тебя обидели?

Прощение лучше мщения. Необходимо учиться побеждать свой гнев, быть снисходительными к своим врагам и не подражать тем, кто оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры говорит о великодушии человека.

-  А если человек намеренно вредит своему здоровью (пьет, курит), считается ли это  нарушением Заповеди «Не убий», как вы думаете?

7)Быть осторожным в оценках других людей требует нравственное правило «не лжесвидетельствуй». Это значит – не лги, не говори зла о друге и недруге, не занимайся сплетнями и пересудами. Ложь является злым пороком в человеке. Не надо спешить осуждать другого человека. А какое несчастье могут принести человеку легкомысленные, насмешливые, невоздержанные слова!  Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»;

«Сколь веревочке не виться, а кончик найдется».

- Ребята, а подслушивание, подсматривание, чтение чужих писем, чужой переписки, осуждение одноклассника, насмешка над ним, разглашение чужой тайны, слабости, болезни – как вы думаете, относится ли это к этой заповеди?

8) «Не прелюбодействуй». Будь верным, свято храни свою семью, не предавай, береги её, не переступай через любовь. Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Соблюдение этой заповеди – залог сохранения семьи.

9)Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Нельзя брать того, что дано другому, что не принадлежит тебе. Тот, кто крадет — готов причинить страдания другому человеку.

10)«Не завидуй». Зависть мешает радости. Зависть не знает границ. Всегда найдется кто-то, кто, как кажется, живет лучше тебя. Старуха из сказки Пушкина стала и боярыней, и царицей, но ей и этого было мало… Что было дальше — мы знаем.

Что объединяет все заповеди, на чем они основываются? Подтвердите словами текста. (уч. Стр.125 два последних абзаца)

На главной ценности для всех христиан – на ЛЮБВИ.

В названии темы сегодняшнего урока содержится еще одно очень важное понятие «совесть». По-разному определяют совесть внутренний голос человека, контролер, регулировщик. !!!!!!!! Каким образом совесть помогает соблюдению  заповедей?

7. Рефлексия учебной деятельности.  (2мин)

- О каких вы узнали на этом уроке? Какие заповеди вам были известны?

- На что больше похожи Заповеди на приказ, поучение, предупреждение?

-Сравните слова «заповедь», «заповедник», «заповедный», есть ли связь между этими понятиями?

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

-Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

- Выполнение каких заданий на уроке показалось наиболее трудным? Интересным?

8.Домашнее задание

-Прочитать параграф и ответить на вопросы в учебнике.

-Дополнить таблицу пословицами.

-Прочитать и создать иллюстрацию к сказке «Капелька росы»

Железо ржа съедает, а завист-

   ливый от зависти погибает

        Почитай отца твоего

           и матерь твою.

Не ищи правды в других,              

    коли её в тебе нет.

                   Не лги

Вору потакать – что

   самому воровать.

                  Не убивай

На свете всё найдёшь,

   кроме отца и матери.

                    Не укради

Насилие -  яд для души.

                    Не завидуй

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Или демонстрируется слайд

О какой заповеди говорится в пословицах?Шила в мешке не утаишь.

Кто сам врет, другим не верит.

И собой не хвалюсь и людей не хаю.

Не лги.

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.

Знает кошка, чье мясо съела.

Легко добыто, легко и прожито.

Не кради

Худой мир лучше доброй драки.

Не убьешь словом, да опозоришь.

Не бранись: не чисто во рту будет.

Не убивай

Не коси глаз на чужой квас.

В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

Не завидуй

Друг познается в несчастии.

Любишь розу, так терпи шипы.

С виду хорош, а продаст за грош.

Не прелюбодействуй

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

Почитай учителя как родителя.

Почитай отца твоего и мать твою

Тестовые задания:

Для чего нужно знать основные заповеди и понимать их смысл?

А) для общего развития

Б) для их исполнения

В) для знания истории человечества

Г) для тренировки памяти

Д) для того, чтобы стать интеллигентным человеком

 

Зачем исполнять заповеди:

А) это традиция наших предков

Б) это залог гармоничного развития общества

В) для выражения верности и любви к Богу

Как выразить одним словом всё содержание Закона?

А) справедливость

Б) мир

В) любовь

Г) равенство

Какая заповедь открывает секрет долголетия?

А) 5-ая

Б) 7-ая

В) 9-ая

 Древняя притча

Попал Мудрец на небеса и встретился с Ангелом.

 Как ты прожил свою жизнь на земле? — спросил Ангел.

Я постоянно находился в поисках истины, — ответил Мудрец.

Это прекрасно! — похвалил Ангел. — А что же ты делал, чтобы найти эту истину, чем зани¬мался, чтобы её увидеть?

 - Мудрость накапливалась людьми и записыва¬лась в книгах, поэтому я много читал, — ответил Ангелу Мудрец.

Ангел улыбнулся.

Я путешествовал, беседовал и        спорил        с        дру¬гими        мудрыми людьми, и в наших        спорах        рожда¬лась правда и истина.

Ангел благосклонно улыбнулся, ожидая продол¬жения.

Мудрец замолчал... Лицо Ангела омрачилось, а улыбка исчезла...

 - Я что-то сделал неправильно? — спросил удивлённо Мудрец.

- Правильно, но ты ничего не         ска¬зал о Любви.

- Так у меня совершенно не        бы¬ло времени на эту любовь, ведь я был в поисках истины! — гордо ответил Мудрец.

Где нет Любви, там нет истины... Глубочайшая истина рождается только из глубочайшей Любви, — грустно отве¬тил Ангел и скрылся...

3.        БЕСЕДА ПО тексту притчи

Как вы думаете, почему в тексте слово «лю¬бовь» в одном случае написано с заглавной буквы, а в другом - со строчной?

Можете ли вы объяснить, почему Ангел загру¬стил после слов Мудреца?

Расскажите, что в жизни человека значит лю¬бовь.

Вспомните, о каких добродетелях вы говорили на уроках. Какие добродетели проявляются в любви? Почему вы так считаете?



Предварительный просмотр:

КРОССВОРД:

1

2

3

4

5

6

По вертикали:

1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

2.Имя пророка, получившего заповеди

3.Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло

4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди

6.Книга, в которой записаны заповеди.

КРОССВОРД:

1

2

3

4

5

6

По вертикали:

1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

2.Имя пророка, получившего заповеди

3.Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло

4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди

6.Книга, в которой записаны заповеди.



Предварительный просмотр:

Подпиши название Таинств Православной Церкви.

Слова для справок: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, венчание, священство, елеосвящение.

1. (П)                                                                       5.(И)

______________________

2.(Р)

______________________

3.(А)

_______________________

4. (В)

________________________________________

Запишите

_____________________

6. (Л)

 

__________________________

7. (О)

 

___________________________



Предварительный просмотр:

Заповеди

Содержание

Поясни как понимаешь от чего предостерегают, к чему призывают стремиться человека

Впиши подходящую по смыслу пословицу

1

Я Господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня…

2

Не сотвори (не делай) себе кумира…

3

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно…

4

Помни день покоя, чтобы проводить его свято…

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

6

Не убивай

7

Не кради

8

Не прелюбодействуй

9

Не произноси
ложного

свидетельства

на ближнего твоего

10

Не желай… ничего, что у ближнего
твоего



Предварительный просмотр:

Тестовые задания:

1.Для чего нужно знать основные заповеди и понимать их смысл?

А) для общего развития

Б) для их исполнения

В) для знания истории человечества

Г) для тренировки памяти

Д) для того, чтобы стать интеллигентным человеком

 2.Зачем исполнять заповеди:

А) это традиция наших предков

Б) это залог гармоничного развития общества

В) для выражения верности и любви к Богу

3.Как выразить одним словом всё содержание Закона?

А) справедливость

Б) мир

В) любовь

Г) равенство

4.Какая заповедь открывает секрет долголетия?

А) 5-ая

Б) 7-ая

В) 9-ая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"

На  данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Урок по курсу ОРКСЭ, тема "Совесть"

Данный урок разработан к модулю "Основы исветской этики" для учащихся 4-х классов. На уроке проводится групповая и коллективная работа с элементами проблемного обучения.  Дети читают пр...