Конспект урока по ОРКСЭ "Как князь Владимир веру выбирал"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Анненкова Ирина Владимировна

Урок-путешествие, включающий в себя различные виды деятельности: работа с видео, работа с презентацией, творческая работа - инсценирование сценки про князя Владимира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уметская общеобразовательная школа»

конспект урока

по ОРКСЭ в 4 классе

«Как князь Владимир веру выбирал»

Подготовила :

Анненкова Ирина Владимировна

                                                             

п.Умет, 2019г

Цель:

пробудить интерес к истории православия на Руси, показать влияние Крещения Руси на духовно-нравственную культуру современного общества

Задачи:

1.Обучающие

обогащение знаний по теме Крещения Руси , понимание влияния этого события на духовно-нравственную культуру современного общества, а также своей сопричастности к ним.

2.Развивающие

 приобщать учащихся к истории родной страны развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи, умение аргументировать свою точку зрения

3.Воспитательные 

воспитывать общественно активную и духовно-нравственную личность, готовую и способную приумножить культуру своей страны. Воспитание патриотизма, развитие коммуникативной культуры.

Учебное оборудование: мультимедийный проектор, аудиозапись, презентация, рисунки, фотографии и сочинения учащихся

Самоопределение к деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Начинаем урок ОРКСЭ. Давайте настроимся на работу. Под каким девизом мы будем работать?

(вывешивается на доску) - Буду думать!         

- Буду стараться!

- Буду внимательным!

Постановка учебной задачи

-Урок у нас сегодня будет необычный. Мы сегодня отправимся в путешествие. А в какое именно вы сейчас узнаете.

В 988 году нашей эры, на берегах Днепра у бревенчатых стен Киева произошло событие, чью историческую значимость для всего славянского мира невозможно переоценить и поныне. Именно там, в момент первого народного Святого Крещения, свершенного князем Владимиром, и родилась восточнославянская Православная цивилизация, восточнославянский мир.

Значение этой даты для народов Белоруссии, и России, и Украины, для всех стран исторической Руси очень велико. В ней отражена историческая сущность единства всех славянских народов. До этого времени Русь была языческой. То есть поклонялась многим богам: богу дождя, богу неба, богу огня, богу поля, богу леса и так далее. Но, когда Русь стала сотрудничать с другими более развитыми государствами, князья стали перетягивать русских князей в свои веры. Сейчас мы совершим путешествие в наше историческое прошлое и проследим за тем, как Князь Владимир веру выбирал.

 Помогать мне будет группа ребят – это «Ассистенты учителя». 

Актуализация знаний

ученики.

Начало правления Владимира Святославича

После смерти Святослава осталось три сына, между которыми началась борьба за власть. В 10 веке великим киевским князем стал князь Владимир, сын Святослава.

Высказывания историков о князе Владимире:

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьѐв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином

кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М.Карамзин.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда посмотрите презентацию и послушаете рассказ  подготовленных ребят, посмотрите видеофрагменты, поработаете с историческими источниками.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича .

Работа по теме

Сценка «Как Владимир веру выбирал»

Действующие лица (в порядке их появления на сцене):
Князь Владимир, Добрыня, дружинники, Велимир, слуга, посол-магометанин, иудей, греческий монах, рассказчик и три княжеских посла.

Сцена 1 Княжеские покои.

Рассказчик Было это в год 6495 (987)
Велимир. Здравствуй, князь!
Князь. Что случилось? Говори!
Велимир. Князь, батюшка, беда с дружинником твоим, Федором. Помнишь ли его?
Князь. Ну, как же, конечно, смелый боец... У него сынишка.... Шустрый, весь в отца...
Велимир. Вот из-за Вани и случилась беда.
Князь. Да что случилось-то, говори!
Велимир. Началось, князь, с победы над печенегами. Жрец говорит: «Надо Перуна отблагодарить».
Князь Верно, верно! Как же иначе!
Велимир. Ну и бросил жрец жребий, а выпал жребий на Ивана...
Князь. Что ж — ему честь!
Велимир. Ну, а Федор не захотел сына отдать!

Князь. Как — не отдать? Сыны и другие народятся...
Велимир. Уж его уговаривали...
Князь. Ну, и что же он?
Велимир. Не слушает! «Не отдам, говорит, сына Перуну».
Князь Как он смеет? Перун — бог!
Велимир. Федор с сыном заперся в доме. А жрец велел дом поджечь. И сгорели оба. Он еще крикнул напоследок: «Не боюсь смерти! Мы истинному Богу служим. А Перун ваш — не бог!»
Князь (тихо). Перун не бог? Так и сказал? (Пауза.)

Рассказчик Крепко задумался князь Владимир над сказанными перед смертью словами дружинника Фёдора. Часто и к нему самому приходили мысли об истинности богов Руси. Уж не впервой просились к нему на встречу послы заморские с рассказами о вере истинной.

Сцена 2

Князь. Забыть не могу, как погиб мой любимый дружинник. Не выходят из головы слова: «Перун — колода деревянная! Иду к Богу истинному, иду в жизнь вечную!» А кто этот «истинный Бог»? Да, я велел привести сюда людей. Пусть расскажут, как они Богу молятся (Пауза.) Жду не дождусь их.
Слуга. Князь, к тебе тут люди... Прикажешь пустить?

Князь. Проси!
Входят: персиянин в халате и чалме; иудей в длинной одежде, маленькой шапочке, с пейсиками; греческий монах, в черной одежде и клобуке.
Все трое кланяются князю, каждый по-своему.

Князь Спасибо, что пришли. Хочется мне узнать, как вы в Бога верите, как ему поклоняетесь и как и где живете?
Магометанин. Велик единый Бог наш Аллах и Магомет Пророк Его!
Князь. Что един Бог у вас — это хорошо, а жить как Он велит?
Магометанин. Святое дело магометанина: убивать врагов Аллаха; пять раз в день кланяться Ему до земли; поститься и не пить вина...
Князь. Убивать да кланяться. А пировать нельзя... Что-то скучную жизнь ты предлагаешь. А я ведь веселье люблю!
Еврей. Нам вино не запрещено. И мы, князь, тоже верим в единого Бога, который сотворил весь мир, видимый и невидимый. Назвал Бог нас своим народом и дал нам 10 законов, которые мы должны соблюдать: не лгать, не убивать, не обманывать, почитать родителей, каждую субботу не работать, не хлопотать, а отдавать ее Богу.
Князь. Что же? Это как будто веселее. А где же страна ваша?
Еврей (вздыхает). За грехи наши отнял у нас Бог нашу страну и рассеял нас по миру...
Князь. Как же быть-то? Ведь если мы такую веру примем, так ваш Бог и нашу страну отнимет? Нет, мы хотим на родной земле Богу служить... (Обращаясь к греку.) Что ты о своей вере скажешь? Знаю я, что любила ее бабушка моя, Ольга!
Грек. И мы, князь, верим в единого Бога, который все сотворил. Но мы знаем также, что Бог любит людей и что Он взял на Себя грехи наши, отдал жизнь свою за нас, умер, воскрес — победил смерть и дал этим вечную жизнь верующим в него. К этой вечной жизни мы и готовимся на земле...
Владимир сидит, задумавшись. Три посла стоят.
Рассказчик Долго длилась беседа с гостями. Но князь никак не мог решить, какая вера лучше. И пришла ему мысль послать верных людей в разные страны, посмотреть, как там Богу служат.

Сцена 3 Князь Владимир, Добрыня и дружинники стоят у окна.

Добрыня. Когда-то вернутся наши послы из Царьграда?
Князь. Извелся я, их дожидаючись! Ведь другие вернулись — и от кесаря римского, и от султана. Рассказывают, рассказывают, а не лежит у меня сердце к этим верам...
Добрыня. Может быть, лучше нам остаться со старыми богами?
Князь. Да уж раз веры в них у меня не стало — как с ними оставаться? (За сценой слышны
Рассказчик. И явились к князю Владимиру царьградские послы.
Входят три посла. Кланяются князю.
Послы (вместе). Здравствуй, князь!
Князь. Здравствуйте, послы мои добрые! Хорошие ли вести привезли?
1-й посол. Радостью полны сердца наши, князь!
2-й посол. Радость привезли тебе!
Князь. Говорите скорей!
3-й посол. Повели греки нас в храм самый большой.
2-й посол. Во время службы не знали, на небесах ли мы находимся или на земле! Сам Бог пребывает в храме, когда они молятся...
1-й посол. Не можем забыть мы той радости, что пережили в храме Святой Софии.
3-й посол. Когда вкусит человек сладкого, уже не захочет есть горького. Как же нам теперь другой веры держаться?
Добрыня. Да и твоя бабушка, князь, была того же мнения.
Князь (торжественно выходит вперед). Чует, чует сердце мое, нашли, нашли мы сокровище бесценное, веру истинную... Решено, еду за верой православной для всей нашей Руси! (Занавес.)

Рассказчик. Так в 988 г. Русь приняла христианство.

Физкультминутка:

Кто согласен – встали,

Кто не согласен сели.

Вопросы:

1.Перун – это бог грома и молнии? (Да)

2.Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)

3.Крещение князя состоялось в 988 г? (да)

4.Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

 Звучит звон колоколов, который предаёт торжественность и величие момента.

Продолжение по теме урока

А теперь, ребята, предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент о Крещении Руси.

Фильм

Итог урока.

Учитель.  Крещение  Руси — это дата, которая имеет большое значение для народов и Белоруссии, и России, и Украины, и для всех стран исторической Руси. Она должна помочь людям ощутить дыхание истории, почувствовать духовное родство, обрести свой свободный, самобытный путь в будущее. После крещения Руси в жизни наших народов произошли принципиальные изменения в отношении христианских ценностей. А что вы еще знаете о Великом Крещении?

Подготовленные ученики:

Крещение Руси принесло изменения и в институт семьи. 

В целом этот процесс занял не одно столетие. В результате реорганизации языческой семьи сформировалась основа для будущего развития русской классической патриархальной семьи. Эта модель предполагала духовное начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья — плод христианской любви одного человека к другому (единственному). В сознании человека постепенно формировалось понимание того, что семейный союз должен быть освящен церковью в таинстве венчания. Так как вступают в брак по истинной любви друг к другу, то он соединяет мужчину и женщину на всю жизнь, а потому христианский брак не может быть расторгнут.  

 Русская церковь, приняв христианство, явило миру высокие примеры монашеского подвига в духе и силе древнего монашества, давшего нам великих святых.

Наряду с первыми храмами в Киевской Руси тотчас появились иноческие обители. С утверждением христианства в Древней Руси в сознание русских людей прочно вошел и монашеский идеал. Киево-Печерская Лавра может быть названа русским монашеским Вифлеемом, откуда иночество стало распространяться по всей тогдашней Руси. С именем этого монастыря тесно связана жизнь одного из основоположников монашества на Руси, ровесника ее Крещения – преподобного Феодосия Печерского.

Рефлексия

Спасибо за ваши дополнения. Вот и подходит к концу наше занятие. Поднимите руки, кому было интересно. Спасибо, опустите. Поднимите руки те, кто сегодня узнал для себя много нового и полезного. Спасибо, можете опустить.

А теперь, Ребята, подумайте и скажите, как повлияло крещение Руси на духовно-нравственную культуру современного общества? Что было бы сегодня, если б Святой Равноапостольный князь Владимир не принял христианства сам и не крестил бы Русь?

Спросить  всех детей. Выслушать все  ответы.

А теперь Я предлагаю вам составить памятку, которую мы назовём «История крещения Руси». Запишите в нее все то, что вам больше всего запомнилось на уроке, что для вас показалось самым важным и интересным.

Дети составляют памятки. Звучит песня «Дорогой добра». По завершении работы ученики зачитывают свои памятки.

Вы все большие молодцы! Сегодня все заслужили высокие оценки.

Я благодарю всех вас за работу на уроке, надеюсь, что он запомнится и пригодится вам в будущем. Поделитесь впечатлениями и памятками со своими друзьями и родными. Урок окончен, можете  готовиться к следующему уроку и отдыхать.

Чтец 1 Полдень, зноем прогретый,
Пышет жаром земля.
Волны теплого света
Заливают поля.
Над зеленым простором,
Где петляет река,
Словно снежные горы,
Вдаль плывут облака.

Чтец 2 Я стою над обрывом,
Золотой вижу плес,
Треплет ветер лениво
Пряди белых берез.
Серебрится теченье,
Струи, как из стекла,
Здесь Святое Крещенье
Наша Русь приняла.

Чтец 3 Кружат белые птицы
Над Днепром в вышине,
И слова летописца
Вдруг припомнились мне.
Нестор точно и живо
День святой описал:
Все спешили к обрыву,
Шел к Днепру стар и мал.
Ликовала природа,
Даль прозрачно светла!
И собралось народу
На Днепре без числа.

Чтец 4 Солнце только всходило,
Розовел небосвод.
С образами, с кадилом
Шел к реке крестный ход.
Ризы ярко сверкали,
Украшали кресты
Жемчуг, камни, эмали
Неземной красоты.
Шли священники с пеньем
И несли крест святой,
Погрузили с моленьем
В воду крест золотой.

Чтец 5 Над днепровскою кручей
Наблюдал за крещеньем
Князь Владимир могучий
В дорогом облаченье.
В воду шли киевляне
И входили по грудь.
И отныне славяне
Новый выбрали путь.
С неба ангелы пели,
Серебрилась река,
Та, что стала купелью
Для Руси на века.

ученики.

Начало правления Владимира Святославича

После смерти Святослава осталось три сына, между которыми началась борьба за власть. В 10 веке великим киевским князем стал князь Владимир, сын Святослава.

Высказывания историков о князе Владимире:

Мишунина Н.:

Знаменитый историк, Сергей Михайлович Соловьёв оставил следующие сведения о великом князе: «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа».

Авдеева Р.

Другой историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, Создатель «Истории государства Российского», Николай Михайлович Карамзин писал: «Был он (т.е. Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…»

Шкинёва А.

Также у Николая Михайловича Карамзина можно найти строки о том, что «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…».

Крещение Руси принесло изменения и в институт семьи. 

В целом же этот процесс занял не одно столетие. В результате реорганизации языческой семьи сформировалась основа для будущего развития русской классической патриархальной семьи. Эта модель предполагала духовное начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья — плод христианской любви одного человека к другому (единственному). В сознании человека постепенно формировалось понимание того, что семейный союз должен быть освящен церковью в таинстве венчания. Так как вступают в брак по истинной любви друг к другу, то он соединяет мужчину и женщину на всю жизнь, а потому христианский брак не может быть расторгнут.  

 Русская церковь, приняв христианство, явило миру высокие примеры монашеского подвига в духе и силе древнего монашества, давшего нам великих святых.

 Наряду с первыми храмами в Киевской Руси тотчас появились иноческие обители. С утверждением христианства в Древней Руси в сознание русских людей прочно вошел и монашеский идеал. Киево-Печерская Лавра может быть названа русским монашеским Вифлеемом, откуда иночество стало распространяться по всей тогдашней Руси. С именем этого монастыря тесно связана жизнь одного из основоположников монашества на Руси, ровесника ее Крещения – преподобного Феодосия Печерского.

Памятка "История Крещения Руси"          Памятка "История Крещения Руси"

Памятка "История Крещения Руси"          Памятка "История Крещения Руси"

Буду думать!         

Буду стараться!

Буду внимательным!

Ссылка на кино: https://yandex.ru/video/search?text=как%20князь%20владимир%20веру%20выбирал%20скачать&path=wizard&noreask=1&filmId=7445785719086727066

Магометанин

 

Иудей

Грек


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

988 год – Крещение Руси Принятие христианской веры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как князь Владимир веру выбирал.

Материал для классного часа, посвященному крещению Руси....

Конспект урока "Первые русские князья"

Окружающий мир (4-й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  УМК «Планета знаний»  ГЛАВА I. Древнерусское государство.    Урок ОНЗ...

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси» Тема: "Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни"

“Закон жизни отсталых государств среди опередивших:нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы”. В.О. Ключевский...

Конспект урока :«Первые русские князья» 4 класс

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока:  « Первые русские князья»Цели урока: формировать представление о первых князьях на Руси, развивать устную речь, воспитывать интерес к истории...

Конспект урока "Первые русские князья: Игорь, Олег, Ольга,Святослав" (3 класс)

В данном архиве представлен урок с презентацией. На уроке используется групповая работа....

Технологическая карта к уроку по теме "Князь Владимир. Крещение Руси" ("Окружающий мир" 4 класс)

Урок открытие новых знаний. Цель: дать представление о деятельности князя Владимира и предпосылках принятия христианства на Руси. Задачи: Образовательная: рассказать о деятельности...