рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа  по основам религиозных культур и светской этики  в 4 классе соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

                               

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы: ___________________/Серова Н.М./

«___»_________________ 2018 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

(базовый уровень)

4КЛАСС

Составитель: Грибоченкова Ольга Анатольевна

учитель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа  по основам религиозных культур и светской этики  в 4 классе соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;
  • Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»;
  • Авторской программы  «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин М: АСТ: Астрель; Москва:  2013 УМК «Планета Знаний»

  По учебному плану на изучение предмета отводится 1 часов в неделю, что составляет 34 часа в год

Содержание учебного предмета.

Раздел 1  «Моя Родина — Россия»(5)

Введение. Знакомство с предметной областью «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».

 Ключевые слова: духовность, нравственность, мораль, культура, религия.

Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции. Многонациональное государство.

Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Раздел 2 «Основы традиционных религий России»(15ч)

Культура и религия. Возникновение религий. Традиционные религии России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Христианство. История возникновения, основы христианского учения, семья, семейные ценности, история христианства в России (кратко), храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство. Таинства православной церкви. Христианские праздники. Христианские конфессии России (католики, протестанты).

Ислам. История возникновения, основы учения мусульман, семья, семейные ценности. Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство. Ислам в России (кратко). Праздники ислама.

Иудаизм. История возникновения, основы учения иудаизма, семья, семейные ценности. Традиции и обычаи, праздники иудаизма, религиозные обряды, искусство. Иудаизм в России.

Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения, семья, семейные ценности. Храмы и обряды буддизма, праздники, религиозные ритуалы, искусства. Буддизм в России.

Раздел 3 «Основы светской этики» (14ч)

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности.

Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.

Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердия в обществе.

Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за своё поведение.

Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения.

Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести.

Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет.

Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека.

Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.

        Планируемые результаты освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• положительное отношение и интерес к изучению курса;

• осознание себя как гражданина многонационального государства;

• знание основ вероучений религий России;

• доброжелательное отношение к различным культурными религиозным традициям народов России.

Могут быть сформированы:

• устойчивый интерес к изучению курса;

• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

• осознанные нравственные ценности;

• осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся будут иметь представления:

• о религиях народов России;

• о возникновении религий народов России;

• о священных текстах религий народов России;

• об основных нравственных заповедях религий народов России;

• об основных праздниках разных религиозных конфессий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;

• выбирать для выполнения определённой задачи справочную литературу, памятки;

• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;

• осуществлять самопроверку  и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;

• оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;

• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;

• регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;

• выделять существенную информацию из учебных и научно - популярных текстов;

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;

• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;

• собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся получат возможность научиться:

• распределять обязанности при работе в группе;

• учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Раздел 1 Моя Родина – Россия (5 ч)

1

Введение в предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Уметь объяснять значение понятий «нравственность», «культура».  Различать культурные  и материальные ценности. Приводить примеры памятников культуры и архитектуры. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстративный материал) Задавать вопросы по иллюстрациям сверстникам и взрослым. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материалы темы. Высказывать свое мнение, предположение.

2

Страна. Государство.

Рассказывать, используя географическую карту, о расположении нашей страны, ее границах, морях, реках. Показывать и называть крупные города РФ.

Рассказывать, что изображено на иллюстрациях учебника. Отвечать на вопросы учителя.

Обсуждать материал темы.

Высказывать свое отношение к родной стране, своему народу. Выделять смысл эпиграфа, пословиц.

3

Отечество. Патриотизм.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Рассказывать, что изображено на иллюстрациях учебника. Давать устные ответы. Обсуждать материал темы. Высказывать свое мнение, предположение. Находить информацию о патриотах страны, использовать региональный компонент.

Обсуждать материалы видеопросмотра. Участвовать в проектной работе. Представлять результат своей деятельности.

4

Наше многонациональное государство.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Кратко характеризовать культурные традиции народов нашей страны. Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы учителю и сверстникам по иллюстрациям учебника.

5

Обобщение по теме «Моя Родина – Россия»

Извлекать из учебника необходимую информацию. Уметь выделять главное в тексте. Делать обобщение. Составлять логический рассказ о событии, правильно употреблять ключевые слова темы.

Раздел 2 Основы религиозных религий России (15 ч)

6

Возникновение религий.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы.

7

Традиционные религии России.

Готовить рассказ по иллюстрациям. Отвечать на вопросы учителя. Обсуждать материал темы. Извлекать из учебника необходимую информацию.

8

Христианство.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Рассказывать на основе своего жизненного опыта.

9

Христианство в России

Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы.

Высказывать своё мнение, предположение.

10

Христианские праздники.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Задавать вопросы учителю и сверстникам по иллюстрациям учебника. Рассказывать на основе жизненного опыта о семье.

11

Другие христианские конфессии России.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы.

12

Ислам.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Самостоятельно изучать тексты из вариативной части.

13

Ислам в России.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Рекомендовать прочитанные по теме книги.

14

Иудаизм.

Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы.

Высказывать своё мнение, предположение. Работать с текстом учебника. Соотносить текст и иллюстрации. Обсуждать материал темы.

15

Иудаизм в России.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Давать устные ответы, основываясь на иллюстрационном ряде. Анализировать пословицы

16

Буддизм.

Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы.

Высказывать своё мнение, предположение. Работать с иллюстрациями. Читать текст учебника. Отвечать на вопросы учителя.

17

Буддизм в России

Работать с иллюстрациями. Читать текст учебника. Отвечать на вопросы учителя. Рекомендовать прочитанные по теме книги.

18

Обобщение по теме «Основы религиозных религий России»

Отвечать на вопросы учебника. Работать с иллюстрациями. Анализировать художественные публицистические тексты.

19

Повторение по теме «Религии России»

Уметь работать со справочной литературой. Обсуждать материал темы. Высказывать своё мнение, предположение.

20

Презентация проектов по теме «Религиозные праздники».

Участвовать в проектной работе. Представлять результаты своей деятельности.

        Раздел 3 Основы светской этики (14)

21

Что такое светская этика. Мораль.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации.  Отвечать на вопросы учителя.

22

Семья.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы.

Высказывать своё мнение, предположение.

23

Милосердие.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарем. Искать дополнительный материал

24

Добро и зло. Совесть.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира»

25

Свобода и ответственность.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Работать со словарем.

26

Честь и достоинство.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира»

27

Общение.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя.

28

Дружба.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Готовить рассказ по иллюстрациям.

29

Труд.

Извлекать из учебника необходимую информацию. Соотносить текст и иллюстрации. Отвечать на вопросы учителя. Применять знания из «Литературного чтения» и «Окружающего мира»

30

Обобщение по теме «Добро и зло»

Отвечать на вопросы учебника. Работать с иллюстрациями. Анализировать художественные публицистические тексты.

31

Повторение по теме «Светская этика»

Уметь работать со справочной литературой. Выделять смысл эпиграфа, пословиц. Обсуждать материал темы.

Высказывать своё мнение, предположение.

32

Работа над  проектами по теме «Светская этика»

Участвовать в проектной деятельности.

33

Защита проектов.

Представлять результаты своей проектной деятельности.

34

Экскурсия в храм

Представлять результаты своей проектной деятельности.

34 часа

     часа

СОГЛАСОВАННО

Протокол заседания  МО учителей   начальных классов

«__29__»_____августа_____2018 г. №1___

Согласованно

Заместитель  директора по УВР __________ /Калныня С.В./

«_____»________________2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...