ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ: "РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

ДОКЛАД: "ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ" (МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_ork_se_fevral_2017_god.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Религиозные традиции необходимо изучать

из уважения к своему и другим народам

во избежание разного рода недоразумений и конфликтов,

которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений и связанных с ними традиций.

Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так,

а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы,

которыми они руководствуются в жизни…»

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в процессе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми, резкое снижение физической подготовки молодёжи.

В нашей школе, как и в других школах района и области, с 01 сентября 2012 – 2013 учебного года в рамках Федерального образовательного компонента в параллели четвёртых классов преподаётся новый предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В нашей школе курс ОПК преподаётся учителем начальных классов. И преимущества такого варианта очевидны. Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других уроках духовно устремляемся к детским сердцам и душам. И дети ждут от нас, взрослых, чтобы мы им показали путь, по которому они смогут устроить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать и преподать творчество гениальных писателей и поэтов.

Первой задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла Православного искусства.

В настоящее время общеобразовательные учреждения занимаются в основном обучением детей светским наукам. Воспитание, формирование мировоззрения детей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде в настоящее время происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, взамен которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. СМИ самым активным образом насаждает такое мировоззрение, что приводит к самым пагубным последствиям. Примером тому может служить тестирование детей, проведённое с помощью рисунков, в которых они, получив задание нарисовать свою семью, иногда рисуют родственников и телевизор. Причины многих бед, нестроений в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Предмет «Основы православной культуры» призван заполнить этот пробел и изложить православную точку зрения на основе вопросов бытия, познакомить с системой нравственных критериев Православия. Это вторая задача курса.

К настоящему времени накоплено немало фактов, как служителям Православной Церкви, так и представителям правоохранительных органов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, псевдодуховных организаций, разного рода оккультных целителей. Многие из них в своей деятельности используют приёмы психозомбирования, психологические приёмы вербовки. Здесь не идёт речь о свободе религиозного выбора человека, здесь идёт речь о сознательном воздействии на людей с целью использования их в своих целях. Задача предмета в отношении таких организаций и отдельных личностей – давать духовную оценку их деятельности и, таким образом, предотвращать обман и возможное попадание детей в их сети. Что касается других вероисповеданий, то предмет ОПК с Православных позиций должен объяснить различие разных вер, изложить точки зрения других вер на те или иные вопросы, чтобы в дальнейшем дети могли свободно ориентироваться и иметь возможность свободного выбора того или иного вероисповедания. Это третья задача предмета.

А сейчас я хочу рассказать о трудностях, с которыми мы – учителя начальных классов, столкнулись в процессе преподавания данного курса:

  1. Множество вопросов со стороны родителей (законных представителей). Данную проблему разрешили в ходе проведения анкетирования (по выбору модуля); общешкольного родительского собрания для 4-х классов, где родителям были раскрыты цели, задачи и содержание данного предмета; классного родительского собрания, на котором классные руководители разъяснили причины необходимости изучения курса «Основы православной культуры» в школе; индивидуальной работы с отдельными семьями. В помощь родителям были предложены буклеты, в которых они смогли найти ответы на основные интересующие их вопросы.

  1. Также есть существенная необходимость помощи преподавателям в методической подготовке и практическом ведении уроков. Данную проблему мы пытаемся разрешить путём использования Интернет ресурсов (методические рекомендации, разработки уроков, презентации, рабочая программа данного курса). Огромная методическая польза со стороны коллег – учителей истории, заведующей школьным музеем Сухаревой Н.Ф., которая в доступной форме раскрывает детям основы духовно-нравственной культуры нашего района и области.

  1. Для проведения уроков мы используем учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры» 4 – 5 класс, как один из модулей предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». И здесь возникают определённые трудности. Несовершенство учебно-методического комплекта, отсутствие в учебных пособиях литературных примеров, необходимых для эмоционального воздействия на обучающихся с целью формирования нравственных качеств личности. Учебник несёт много информации. Хорошо иллюстрирован, вместе с тем, содержание его погружает детей в религиозное православие. Таким образом, нарушается культуроведческий принцип, поэтому учителям приходится уходить в «поле культуры», самим искать примеры из жизни и литературы.  Хотелось бы, чтобы в учебниках была подборка литературных источников различных жанров: отрывки из художественных произведений, стихов, сказок, притч, афоризмов духовно-нравственного содержания.

  1. Материал, предлагаемый для изучения в рамках одного урока, объёмен, требует со стороны учителя разъяснений. Но так как мы ведём урок в форме диалога, то со стороны детей мы встречаем большое количество мнений, желания высказаться, привести примеры из своего жизненного опыта, опыта своей семьи. И тем самым возникает нехватка времени на уроке. Сам материал параграфа зачастую вызывает трудности в осмыслении младшими школьниками, не соответствует возрастным особенностям обучающихся 4 классов. Иногда учебный материал сложен для восприятия даже учителю. Считаем, что учебники необходимо доработать, сделать их более яркими и эмоциональными.  

Введение в общеобразовательных школах нового учебного комплексного курса – это способ воспитания качеств гражданственности, патриотизма, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам. Посредством курса положено начало формированию у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

Несмотря на трудности, мы считаем, что основная задача предмета «Основы православной культуры» - воспитание у младших школьников коммуникативных навыков, доброты, отзывчивости, милосердия, сострадания, сопереживания и других положительных качеств личности.

«Новая российская школа должна стать важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника».

Эту задачу мы и решаем в нашей школе, осваивая вместе с детьми новое религиозно-познавательное содержание курса «Основы православной культуры». 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 им. О.КАЗАНСКОГО

«ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

«ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

                                             Учитель начальных классов:

                                                                                    Енина Марина Алексеевна

                                                                                             

ст. Егорлыкская

2016 – 2017 учебный год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

Выступление на школьном методическом объединении учителей младших классов. Методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях ГПД.

Способность творить заложена в ребёнке с раннего детства. И развивать творческие способности необходимо целенаправленно и осознанно. В противном случае, тот ребёнок, в котором были заложены большие тв...

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов

Виды работ и диктанты по развитию орфографической зоркости учащихся....