проект по Основам Православной Культуры на тему"Именная икона"
проект по орксэ (4 класс) на тему

Пронина Любовь Владимировна

Проектная работа включает в себя цели, задачи, выводы, список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drobotova.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 Г.о. Подольска Именная икона Выполнила: Дроботова Ксения Андреевна, обучающаяся 4 «Д» класса Руководитель: Пронина Любовь Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 31 г. Подольска

Слайд 2

Цель исследования: Изучение христианской традиции почитания именной иконы и мерной иконы. Изучение и уточнение понятий «Именная икона» и «Мерная икона». Задачи проекта: - Изучение христианской традиции почитания имени небесного покровителя и заступника. - Знакомство с понятиями «Именная икона» и «Мерная икона ». - Знакомство с обычаем писания именных и мерных икон. - Уточнение традиций празднования именин на Руси. - Путем проведения социологического опроса (анкетирования) выяснить у одноклассников, знают ли они, кто является небесным покровителем и заступником человека? - Уточнить, знают ли одноклассники , что означают понятия «Именная икона» и «Мерная икона»? - Познакомить одноклассников с типами изображения святых на именной иконе. - В процессе проведения анкетирования узнать, что ребята знают о традициях празднования именин на Руси? Что такое именины? - Познакомить одноклассников с таинством имени, со «Славянским именословом». - Проанализировать и обобщить результаты опроса одноклассников. - Вызвать интерес ребят к русским православным традициям, желание узнать больше о своем небесном заступнике и покровителе, напомнить о значении своего имени и уважении к имени.

Слайд 3

Объект исследования : Именная икона в жизни крещеного православного христианина. Что значит именная икона для православного. Предмет исследования : Старинная православная традиция писания именной и мерной иконы на Руси. Традиции празднования именин на Руси. Участники исследования: учащиеся 4«Д» класса МОУ СОШ № 31г. Подольска. Гипотеза исследования : Подтвердится ли наше предположение о том, что и сегодня мои сверстники знают о русских православных традициях и интересуются ими. Методы и способы исследования : социологический опрос (анкетирование), обработка, анализ и сравнение результатов исследования, поиск и обобщение необходимой информации из разных источников (справочников, интернет-источников, другой литературы). Предполагаемый результат : расширение кругозора у меня и моих одноклассников, уточнение знаний об именной иконе, проявление интереса к православным традициям русского народа.

Слайд 4

На Руси во все времена христианства имена верующих считались святыми, а каждого христианина с детства учили уважать свое имя. Со времен принятия Православия родилась традиция давать новорожденному имя детей в честь одного из святых, который становился его покровителем и заступником после принятия Святого Крещения. Память этого святого праздновалась на восьмой день после рождения младенца, поскольку восьмой день-это символ небесного царства, к которому приобщается небесный человек. А день памяти этого святого на всю жизнь становился для христианина праздником-днём именин. Позднее от этого обычая стали отходить и называть ребенка в честь святого, которого особо почитали родители.

Слайд 5

Крестины Ксении

Слайд 6

О глубоком почитании святого покровителя свидетельствует и то, что родители часто запоминали не день рождения ребенка, а ближайший к нему день празднования святого, в честь которого крестили младенца. Поэтому, когда речь заходила о дате рождения ребенка, говорили, что он родился на Михайлов день, она родилась в день святой мученицы Татианы. Причем, на Руси таким святым мог быть не только тезоименный, т.е., носящий одно имя с крещаемым святой, но и другой святой, особо почитаемый либо в конкретной местности, либо в определенном роду.

Слайд 7

Именная икона -это икона святого, в честь которого человек крещен. Именные иконы всегда почитались на Руси. Каждый верующий имел икону с изображением своего святого-покровителя. После крещения родители помещали именную икону над кроваткой младенца, поскольку понимали, как важно с первых дней окружить ребенка чистыми и благодатными образами святых, и тем более святого покровителя-заступника крещёного человека перед Богом на всю жизнь. Когда ребенок вырастал и становился взрослым, он хранил дорогую сердцу икону в Красном углу, молился своему святому покровителю о помощи в труде, в семейных делах, в печалях. Молитвами просящего перед образом, по ходатайству небесного покровителя перед Престолом Божиим, укреплялась надежда в решении жизненных проблем.

Слайд 8

В наше время возрождается почитание своих святых покровителей. Теперь, как и прежде, православные стремятся иметь именную икону. Приобрести ее можно в церковной лавке, где продаются иконы полиграфического исполнения или написанные художниками-иконописцами. Но можно заказать икону в иконописной мастерской. Обычно именную икону пишут на доске 6х7, 4х7 (такой образ удобно взять с собой в дорогу), 11х13, 14х18,,17х21, 24х30, даже заказывают именную икону размером 30х40 или 40х50 или более. Иконная доска может быть изготовлена с ковчегом или без ковчега. Иконография такой иконы предполагает несколько типов изображения святого: - оглавный – на иконе представлена крупным планом глава святого; - оплечный – святой изображен так, что помимо лика видны и плечи; - огрудный – нижняя граница изображения проходит на уровне груди; - поясной – святой изображен по пояс, для этого типа изображения большое значение приобретают жесты рук; - ростовой – святой изображен в полный рост. Иногда на именной иконе пишутся сцены, рассказывающие о жизни святого, его чудесах , исцелении болящих или сцены мученичества. Наиболее важная часть иконы - это лик. На Руси лики писали более опытные иконописцы мастерской, а фон иконы, ландшафт, одежды поручалось писать ученику, тогда как лики писал сам мастер.

Слайд 9

Именные иконы

Слайд 10

Разновидность именной иконы - мерная икона, на которой небесный покровитель младенца изображается на доске, размером равной росту (мере) новорожденного, по ширине соответствующая ширине его плечиков. « М еры » снимали на 8-день после рождения. П о этим размерам и писался образ небесного покровителя, в честь которого ребенку давали имя. Мерная икона, княжеская икона, родимая икона-в Древней Руси Х VII -Х VIII веков – икона, которую создавали ко дню крещения ребенка . Традиция и техника создания мастерами-иконописцами мерных икон очень глубоки. Самая древняя, дошедшая до наших дней мерная икона из собраний российских музеев, датируется 1554 годом и принадлежала сыну Ивана Грозного. Н о сама традиция мерной иконы уходит глубоко в истоки российского христианства. Мерную или «родимую» икону вешали над кроваткой ребенка, она оставалась с ним на всю жизнь. Поначалу мерные иконы писались только для представителей царских фамилий. После их кончины «родимая» икона помещалась в иконостас над гробницей. Некоторые из них и сегодня хранятся в царской усыпальнице - Архангельском соборе Кремля, а также в Новодевичьем монастыре, в котором жили до конца своих дней многие московские царевны. Здесь можно найти мерные образы сестер Императора Петра I , в том числе икону «Святая мученица София», принадлежавшую царевне Софье. Фигура покровителя обязательно изображается в полный рост и обычно не содержит никаких дополнительных элементов иконографии. Особое внимание при изображении ростовых фигур иконописцы уделяют положению рук, которые имеют глубокое символическое значение.

Слайд 11

В наши дни, когда православная вера начала опять укрепляться в сознании народа, традиции создания и дарения мерных икон была воскрешена , стала массовой (за 2006 год было написано более 50 тысяч мерных икон). Для мастера творение мерной иконы – это действо духовное. Перед тем, как приступить к подготовке иконы, мастер должен поститься. Процесс создания и освещения иконы занимал не менее 40 дней. Для написания мастер должен был использовать только деревянную доску. Самой подходящей породой дерева была липа, реже использовались кипарис и сосна. Доска тщательно шлифовалась и пропитывалась натуральным животным или рыбьим клеем. Краски использовались только минерального происхождения из растертых в порошок камней и охр во избежание их выцветания со временем. Чудотворное действие мерных икон велико. Если в семье есть хотя бы одна мерная икона, ее благодатное воздействие будет ощущать не только ребенок, но и вся семья .

Слайд 12

Мерные иконы

Слайд 13

Результаты социологического опроса (этап первый ) 1. Знаешь ли ты значение понятия «Именная икона»? Да нет ______________________________________________ 2. Знаешь ли ты, что означает понятие «Мерная икона»? да нет ______________________________________________ 3. Знаешь ли ты имя своего небесного покровителя и заступника? да нет ______________________________________________ 4. Что такое именины? Известен ли тебе день твоих именин? да нет ______________________________________________ 5. Что тебе известно о традициях празднования именин? ______________________________________________ 6. Празднуете ли вы дома именины? ______________________________________________ 7. Как ты думаешь, что такое «Славянский именослов»?__________________________________

Слайд 14

Результаты социологического опроса (этап второй) 1. Есть ли у тебя именная икона? Да нет Интересно ли тебе было узнать, что такое «Именная икона»? Да нет почему ___________________________ 2. Есть ли у тебя мерная икона»? Заинтересовало ли тебя это понятие Да нет почему ___________________________ 3. Знаешь ли ты теперь имя своего небесного заступника и покровителя? Да нет ____________________________ 4. Узнал ли ты что-то новое о дне своих именин? Важно ли для тебя понятие «Именины»? Хотелось бы тебе в дальнейшем возродить традицию празднования именин в вашей семье? ____________________________________ 5. Как ты думаешь, важно ли в наше время возрождать старинные русские православные традиции и следовать им? Почему? ______________________________________ 6. Заинтересовала ли тебя тема моего проекта? Да нет ____________________________________________ 7. Возникло ли у тебя желание после знакомства с проектом самостоятельно узнать больше информации по данной теме? ____________________________________________

Слайд 15

Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает его через личное имя с именем Божиим. «Человеческое именование и имя воплощение существует по образу и подобию божественного воплощения и наименования…всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово»- писал отец Сергий Булгаков. Во все времена предназначением христиан считалась святость, а каждое христианское имя считалось святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный, ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в душе своей возвышающий образ своего небесного покровителя. С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ». Отец Павел Флоренский писал о том, что святые люди имели определенный склад личности и определенную «кривую пути», как носители имен, более того, как наилучшие их выразители («по имени-житие, а не по житию-имя»). Русский христианский именослов складывался веками. Самый первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения имени могли быть разными: помимо религиозных мотивов, играли роль внешний облик, характер человека и т.д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, иногда трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до Х VII века). Иногда один человек мог иметь три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно-явное, другое-потаенное, известное лишь духовнику).

Слайд 16

Моя именная икона

Слайд 17

Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, то они перешли в другой класс имен- в фамилии (напр. Жданов, Найденов).Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии слали календарными (например, Ярослав, Владимир). С принятием Христианства Русь обогатилась именословом человеческой цивилизации: к нам пришли римские, греческие, еврейские и иные имена. Со временем эти имена обрусели. О.Павел Флоренский писал: «Нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских, есть только имена общечеловеческие, ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Слайд 18

Славянский Именослов

Слайд 19

Сегодня в наше жизнь возвращается чудесный праздник-именины. Как и многие другие культурные традиции, празднование именин в последние десятилетия находились в забвении. Но все мы знаем, о том, что сегодня, как и раньше, в день рождения поздравляют именинника, а если он совсем мал, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай …». Но именины-это праздник особый, который можно назвать днем духовного рождения, поскольку он связан с таинством крещения и с именами, которые носят наши небесные покровители. Традиция Празднования Именин имеет глубокие корни и известна на Руси с Х VII века. Обычно накануне праздника в семье именинника варили пиво, пекли именные калачи, пироги, караваи. В день самого праздника сам именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именные пироги. Вечером устраивался праздничный ужин. Очень пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому столу, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь сам раздавал пироги. Народу разносились огромные именные калачи.

Слайд 20

Именины Ксении

Слайд 21

Именины Ксении

Слайд 22

Проанализировав и обобщив результаты социологического исследования – опроса моих сверстников, я пришла к выводу , что интерес к традициям православия хранится в исторической памяти нашего народа, и на сегодняшний день не только не угасает, но и обретает новую силу, возрождаясь.

Слайд 23

Список литературы 1 .«Житие Святой Блаженной Ксении Петербургской» Печерская А.И Москва,2009г 2. «Блаженная Ксения Петербургская: Жизнь, чудеса, святыни«. Е.Сергеева. 3 . «Житие блаженной Ксении Петербургской в пересказе для детей» Ткаченко А. 4 . Картинки с интернет –сайтов:  http://romanbook.ru/book  http://kcenia.cerkov.ru/  http://www . 5port.ru /

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд по основам Православной культуры по теме:"Икона"

Интерактивный кроссворд по основам Православной культуры  поможет  в живой и занимательной форме познакомить детей с темой "Икона". Уместно использовать данный ресурс как на этапе изучения...

Проект урока по модулю "Основы православной культуры" по теме "Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения"

Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским собором в 325 году.Слово « Пасха» означает переход от см...

Конспект занятия по основам православной культуры по теме "Иконы"

Данный конспект занятия может быть использован педагогами как на уроках ОРКСЭ (модуль "ОПК"), так и на занятиях внеурочной деятельности в классах казачьей направленности- кружка "Основы православной к...

Проект урока по курсу "Основы православной культуры" по теме "Икона"

Тема урока:           Икона Тип урока:            Урок изучения нового материала. Цель урока:    ...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Икона"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Икона"...

Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».

Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...