Основные подходы к преподаванию курса ОРКСЭ ( Из Опыта работы )
статья по орксэ (4 класс) на тему

Сажина Наталья Владимировна

    Курс

 

                                                                              

                                                                                                                                             

                   
                               Курс имеет не вероучительныйкультурологический характер, который проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и основами традиционных для России религий, с их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями. Соответственно на уроках осуществляются межпредметные связи с окружающим миром, литературным чтением, русским языком, изобразительным искусством, музыкой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные подходы к преподаванию курса ОРКСЭ.

                          (Из опыта работы.)

     Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из главных задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закреплённый социальный заказ для общего образования.

    Одним из инструментов решения этой задачи является введение нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Изучение этого курса имеет большое значение, так как незнание основ традиционной культуры своего народа, выраженных в религии как древнейшей форме духовной культуры, не позволяет глубоко понять и светскую культуру. Например, не представляя себе содержания Библии, трудно до конца понять произведения русской классической литературы, музыки, живописи.

   Современному обществу не хватает ушедших на задний план понятных всем слов – твори добро, почитай старших, люби и береги свою семью, Родину.

   Загнанные в ситуацию постоянной добычи денег и борьбы за благосостояние родители не успевают, а зачастую и не хотят воспитывать в ребёнке качества, не связанные с материальным положением в нашем обществе. ХХ век с его потоками пролившейся крови выявил кризис автономной безрелигиозной морали, не опирающейся на опыт поколений. Это стало серьёзным аргументом в пользу знакомства вступающих в жизнь поколений с культурным наследием мировых религий. Содержание курса ОРКСЭ должно обеспечить знакомство учащихся с духовными традициями многоконфесссионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны.

   Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

   Предметом изучения в курсе ОРКСЭ являются понятия, представляющие собой нравственные категории (добро и зло), качества личности (альтруизм и эгоизм), состояния (любовь и ненависть). В результате обучения ребёнок должен принять такие моральные ценности, которые помогут ему в дальнейшем сохранять себя, окружающих людей и мир в целом.

   Модуль «Основы православной культуры» - один из шести модулей, составляющих курс «Основы религиозных культур и светской этики». Его можно условно разделить на три части:

  1. Введение «Россия – наша Родина».
  2. «Особенности православной культуры».
  3. «Любовь и уважение к Отечеству».

Каждая часть имеет свою тему, ценностно-ориентирующую направленность и ведущую воспитывающую идею.

    Курс имеет не вероучительный ,а культурологический характер, который проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и основами традиционных для России религий, с их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями. Соответственно на уроках осуществляются межпредметные связи с окружающим миром, литературным чтением, русским языком, изобразительным искусством, музыкой.

   Например, при изучении темы «Православная молитва» мы знакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова « Молитва», К.К.Романова «Молитва» и «Не говори, что к небесам…», слушали Молитвы в исполнении церковного хора. При знакомстве с Библией читали и обсуждали стихотворение В.Я.Брюсова «О, Книга книг!». Произведения этого автора мы изучали на уроке литературного чтения.  О подвиге  князя Дмитрия Донского дети узнали на уроке окружающего мира, а изучая тему «Икона», мы находили сходство и отличия между картиной А.Кившенко «Прп. Сергий Радонежский благославляет св. бл. великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву» и иконой С.В.Симакова «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Молитва перед боем». О Крещении Руси святым князем Владимиром мы  говорили на уроке окружающего мира и во время изучения темы «Как христианство пришло на Русь», работали над картинами В.М.Васнецова «Крещение князя Владимира» и  «Крещение Руси». Во время экскурсии в Херсонес Таврический видели место, где принял Крещение князь Владимир, посетили Свято-Владимирский собор, в котором рассмотрели иконостас, Царские врата, иконы. При заполнении тетради по Основам православной культуры, вспоминаем правила русского языка, пишем сочинения. Учащиеся составляли и защищали проекты на тему: «Православные храмы Крыма». Каждый урок я начинаю с прослушивания и обсуждения притчи  ( «Притча о добре и зле», «Притча о маме», «Так говорили две свечи», «Два волка», «Обида» и другие.) Притча – это маленький рассказ, несущий в себе поучение. Традицией стали наши встречи со священнослужителем Александро-Невского собора, во время которых дети знакомятся с православными праздниками.

   Положительный эффект от введения предмета не подвергается сомнению и состоит в следующем:

- курс ОРКСЭ даёт возможность детям понять, что главными ценностями для человека, независимо от его принадлежности к той или иной конфессии, являются семья, Отечество, отечественные культурные традиции; ни одна культура не может быть лучше другой;

- курс ОРКСЭ меняет не только учащегося, но и учителя, который становится не информатором, а координатором, организатором диалога, полилога, помощником, консультантом;

- освоение содержания невозможно без участия родителей, сближение позиций семьи и школы в вопросах обучения и воспитания – это тот положительный потенциал, который также заложен в курсе ОРКСЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"

В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...

Основные формы и виды деятельности по изучению краеведческого материала в рамках преподавания курса ОРКСЭ

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕМОЙ1. Изучаем2. Делимся своими наработками ( конспекты уроков, презентации, классные часы, внеклассные мероприятия, проекты, мастер-классы, видео-материалы) по теме "Основные формы ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭ Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»

Доклад на районном семинаре учителей, преподающих ОРКСЭИз опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур»...

«Преподавание курса ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры» Из опыта работы Анисимовой В.В., учителя начальных классов МОУ СОШ №16

Во всем мире дети в первую очередь изучают культуру и духовную традицию той страны, в которой живут. Изучение основ православной культуры - это начало приобщения ребенка к нравственным и культурным це...

Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )

Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной  и во   внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )...