ОРКСЭ 4 КЛАСС МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Герасимова Татьяна Александровна

методическая разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Герасимова Т. А.  ОРКСЭ  

МОУ «СОШ№39»

Воскресенск  2016

Методическая разработка урока на тему: “Милосердие и сострадание.”

Тема:    «Милосердие и сострадание»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

  • познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия;
  • показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам»;
  • расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес воспитывать;
  • у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие.

Задачи урока:  

  • прививать в детях  моральные и духовные ценности;
  • формировать понимание того, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
  • развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Оборудование: ноутбук, документ-камера,  интерактивная доска, »

УУД:

  предметные : 

  • понимать и принимать учащимися , как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;

метапредметные
Коммуникативные УУД: 

  • выслушивать и принимать точки зрения одноклассников,
  • находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении

2

  • .выражение своих мыслей с достаточной полнотой

 Познавательные УУД:  

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в разных источниках;
  •  учить связно, грамотно, излагать своё мнение по  теме.

Регулятивные УУД:

уметь принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные:

  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Литература:

 учебник  А.В.Кураев «Основы православной культуры»

рабочая тетрадь Г.А. Обернихина

Притча о добром самарянинеwww.youtube.com

Притча о сострадании. Филун Джарин  http://www.proza.ru/2011/12/29/1518

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Настрой на урок: дети посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись, и на этом приятном моменте начинаем урок.

      Актуализация знаний у учащихся:

1.Проверка д/з.

     Игра «Да-нет» урок №11 «Заповеди»

 -Записи записаны в Библии (-да)

3

 - Поднялся пророк на гору Машук  (- нет, Синай)

 -Имя пророка Симеон (-нет, Моисей)

 -Моисей начертал заповеди (- нет, Сам Бог)

 -Бог начертал заповеди на песке (нет, на каменных плитах- скрижалях)

-Бог дал 20 заповедей (нет, 10)

- Перечислите заповеди.

 2.Определение темы урока:

Закончи пословицу:

 - «Живи добрее, будешь всем … (милее)

 - Подберите синонимы к слову «добрее» (сердечнее)

 - Составьте из слов «милее – сердечнее» словосочетание: прилагательное + существительное (милое сердце), а теперь из этих слов- сложное  слово(милосердие).

- Определите тему урока

 - Мы сегодня поговорим о милосердии.

 - Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? Что это такое?

 (Дети отвечают: доброта, готовность помочь, сочувствие, забота.)

3 .Работа с толковым словарем Ожегова.

Дети читают толкование слова  -милосердие, сострадание

  1.   4. Принятие учебной задачи:
  2. - Какие задачи мы будем решать? Нам поможет в этом учебник в рубрике «Вы узнаете»
  3. Совместное открытие новых знаний:
  4.   1. Просмотр видео «Притча о самарянине»
  5.   2.Обмен впечатлений.
  6.   3.Рассматриваем фото на с 44.
  7.   4.Рассказ учителя:
  8. 4
  9. Сестры милосердия

Говоря о милующем сердце, нельзя не затронуть тему сестер милосердия. Это они в войну ценой собственных жизней спасали солдат, вытаскивали их из боя, перевязывали раны. В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романовна, родная сестра последней русской императрицы Александры Федоровны. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), Елизавета добровольно приняла православие. Она была очень образованная женщина, обладала ангельской внешностью и одновременно – мужественным и добрым сердцем.

После смерти своего супруга, она всю свою жизнь посвятила делам милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь, до полного изнеможения: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. (Дети рассматривают портрет Елизаветы Федоровны)

 В семье последнего русского императора Николая II много сил отдавали делам милосердия. Здесь царила любовь. Когда императрице Александре Федоровне нездоровилось, дочери – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – устраивали поочередное дежурство при матери. Так же они дежурили при брате – цесаревиче Алексее, который часто болел.

Императрица Александра Федоровна знала, что люди, которые совсем не видят страданий, вряд ли бывают милосердными. И поэтому посещала вместе с детьми больницы, приюты…

Во время Первой мировой войны Александра Федоровна и старшие великие княжны Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале.

Государыня (на фото – внизу) помогала в операционной, сама делала перевязки и часами сидела у изголовья тяжелых больных. Многие солдаты просили, чтобы она была с ними во время операции. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. (Дети рассматривают фотографию императрицы и ее детей в одежде сестер милосердия.)

  1. 5. Раскрытие смысла слова «сострадание»
  2. «Притча о сострадании»  Филун Джари
  3.   
  4. 5
  5. Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников,Учитель задал вопрос:
    - Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?    
    - Я это понимаю, как помощь старикам и детям, - первым подал голос Шин.
    - А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, - быстро добавил Вэй-Минь.
    - А для меня, - серьёзный голос Гуана, заставил всех повернуться к нему, - это промолчать,понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.
    - Правильно, - одобрил Учитель притихших учеников. - Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. Но знайте, что самое большое сострадание, в умении не отвернуться, а выслушать чужую 
    скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело.
    А это удел только очень сильной личности.
  6.  6.Обмен впечатлений.
  7. 7. Наглядно-иллюстративный метод: работа с иллюстрациями учебника на стр.43-44
  8.   Рассказ учителя:
  9.    К.Петров-Водкин. Богоматерь Умиление  злых сердец

Умиление – это прорастание милосердия, сочувствия в сердце человека. Это изменение христиане считают чудом.

Перед этой иконой молятся об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.

Рассмотрите иллюстрацию.

На переднем плане изображена Богоматерь.

Какой взгляд у Богоматери? (спокойный, печальный, умиротворенный, добрый и т.д.)

Обратите внимание на руки. Почему руки подняты? (Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на нее).

 Что изображено на заднем плане? (Слева фигура Богородицы с младенцем, а справа фигура распятого Христа).

 

8.Послушайте стихотворение Любови Поляковой

6

На Россию надвигается гроза,
      предрекая неминуемый конец.
Но с картины 
         ты  нам глянула в глаза,
Богоматерь
           "Умиленье злых сердец".
Скорбный взгляд 
         дарит  прощенье и покой,
Руки подняты в защите и в мольбе.
И не важно,
        кто хороший,  кто плохой –
Всем поможешь,
            кто нуждается в тебе.
Всем подскажешь
               милосердные слова
И дашь силы удержаться у черты.
Всем покажешь,
             что любовь ещё жива,
И зажжёшь огонь
                ответной доброты.
Кротость взора

         обессилит злую ложь,

Нежность сердца 
               усмирит ее вконец.
И Россию ты от гибели спасёшь,
Богоматерь
           "Умиленье злых сердец".

(Любовь Полякова)

Как точно передает автор содержание  назначение иконы!

 9. Раскрытие понятия «Милостыня»

Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

7

Христос говорил: «Всякому, просящему у тебя, давай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное досталось тебе самому, потому что душа твоя стала светлее.

 10. Чтение повествования о святой Ульяне Муромской (Учебник с.45, последний абзац).

  • Какие вопросы вы можете задать к этому тексту?

«Толстые и тонкие вопросы» - методический прием технологии развития критического мышления

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

дайте объяснение,

почему

как вы думаете, почему

зачем

с какой целью

кто

что

когда

как звали

может

было ли

 - А вы сами когда-нибудь подавали милостыню? Какие чувства вы испытывали при этом?

 - Да, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку, от того, что Господь касается вашего сердца.


Первичное закрепление изученного материала:

  1.  1. Самостоятельная работа  по эталону:
  2. извлекаем из материала текста информацию. работа в тетради с 45 №1-2
  3.  2. Проверка.
  4. Включение в систему знаний и повторение
  5. .Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
  6. Человек может научиться милосердию.
  7. Рассказ подготовленного учащихся:

Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. Не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме. Не хочется просить прощения у учительницы – но надо переступить через себя и сказать от всего сердца: «Простите». Не хочется ехать к бабушке, «лучше»

8

поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры. И все время просить помощи у Бога. Потому что Он – источник милосердия и Любви. Вот почему православные исповедуются, причащаются, соединяются с Богом в Таинствах – чтобы Он Сам помог нам стать лучше.

Чтобы воспитать доброе сердце, требуется творить добрые дела, читать добрые книги, Священное Писание.

Иногда нет возможности сделать доброе дело – тогда можно помолиться за человека, попросить Бога, чтобы Он помог тому, кто в беде.

Но иногда мы не можем и молиться… Не умеем, например. Тогда можно просто хорошо подумать о ком-то, пожелать ему добра. Наши добрые дела начинаются с добрых мыслей. И Господь знает эти мысли. Вот почему ни о ком никогда не нужно думать плохо, надо отгонять эти мысли от себя.

Стараться думать, вспоминать только хорошее – это что касается других. А вот в себе видеть плохое очень полезно – для того, чтобы знать, что нужно исправить.

Святые отцы говорят: «Сделал доброе дело – забудь, а вот если обидел кого-то – запомни. Тебе сделали добро – запомни, обидели тебя – забудь».

  Раскрытие понятия «Жестокосердие»

 Сопоставление смысла слов «Милосердие и жестокосердие»

Милосердию противоположно жестокосердие.

 -Сейчас мы с вами послушаем два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где  о жестокосердии.

 (Стихи читают заранее подготовленные дети)

Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам. (Я.П. Полонский, «Нищий»)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

9

От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю. Лермонтов, «Нищий»)

Дети определяют, где говорится о милосердии, а где – о  жестокосердии.

- Ребята, как мы должны проявлять сострадание и милосердие?
Рефлексия учебной деятельности.

  1. Учащиеся  оценивают  свою  деятельность, рассказывают  о том, какая работа понравилась и
  2. какая вызвала затруднения.
  3. Итог урока:
  4.  -Подведем итог урока
  5. Составление синквейна «Милосердие» Работа в группах.
  6. Каждая группа представляет свой синквейн
  7. Милосердие.
  8. Ближний, сердечный.
  9. Сочувствовать, помогать, молиться.
  10. Делать добрые дела бескорыстно.
  11. Любовь.
  12. Каждая группа выбирает наиболее понравившийся синквейн, таким
  13. образом определяется лучший с точки зрения детей.

- Ребята, назовите главное качество милосердного человека. (Любовь.)

- Чем милосердие отличается от дружбы?

- Кого называют ближним?

- Как христианин должен относиться к людям?

  • Давайте повторим, как воспитать милосердное сердце?

 (Творить добрые дела и добрые помыслы, молиться, просить помощи у Бога, читать Священное Писание, жития святых, добрые книги, участвовать в Таинствах Церкви.)

  1. 10
  2. Урок хочется закончить пословицей:

«Худо тому, кто добра не делает никому».

Помните об этом, дети!

  1. Запись домашнего задания.
  2. 1. Рабочая тетрадь с. 45 №3
  3. 2. Создай «подарок милосердия»  ветеранам своими руками:
  4. поделку, рисунок, напиши стихотворение с добрыми пожеланиями.

3. Написать добрые слова и пожелания родителям и близким.

  1. 4.Прочитать рубрику «Это интересно


Предварительный просмотр:

             Герасимова Т. А.  ОРКСЭ  

МОУ «СОШ№39»

Воскресенск  2016

Методическая разработка урока на тему: “Милосердие и сострадание.”

Тема:    «Милосердие и сострадание»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

  • познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия;
  • показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам»;
  • расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес воспитывать;
  • у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие.

Задачи урока:  

  • прививать в детях  моральные и духовные ценности;
  • формировать понимание того, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
  • развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Оборудование: ноутбук, документ-камера,  интерактивная доска, »

УУД:

  предметные : 

  • понимать и принимать учащимися , как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;

метапредметные
Коммуникативные УУД: 

  • выслушивать и принимать точки зрения одноклассников,
  • находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении

2

  • .выражение своих мыслей с достаточной полнотой

 Познавательные УУД:  

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в разных источниках;
  •  учить связно, грамотно, излагать своё мнение по  теме.

Регулятивные УУД:

уметь принимать и сохранять учебную задачу;

Личностные:

  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Литература:

 учебник  А.В.Кураев «Основы православной культуры»

рабочая тетрадь Г.А. Обернихина

Притча о добром самарянинеwww.youtube.com

Притча о сострадании. Филун Джарин  http://www.proza.ru/2011/12/29/1518

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Настрой на урок: дети посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись, и на этом приятном моменте начинаем урок.

      Актуализация знаний у учащихся:

1.Проверка д/з.

     Игра «Да-нет» урок №11 «Заповеди»

 -Записи записаны в Библии (-да)

3

 - Поднялся пророк на гору Машук  (- нет, Синай)

 -Имя пророка Симеон (-нет, Моисей)

 -Моисей начертал заповеди (- нет, Сам Бог)

 -Бог начертал заповеди на песке (нет, на каменных плитах- скрижалях)

-Бог дал 20 заповедей (нет, 10)

- Перечислите заповеди.

 2.Определение темы урока:

Закончи пословицу:

 - «Живи добрее, будешь всем … (милее)

 - Подберите синонимы к слову «добрее» (сердечнее)

 - Составьте из слов «милее – сердечнее» словосочетание: прилагательное + существительное (милое сердце), а теперь из этих слов- сложное  слово(милосердие).

- Определите тему урока

 - Мы сегодня поговорим о милосердии.

 - Как вы, ребята, понимаете слово «милосердие»? Что это такое?

 (Дети отвечают: доброта, готовность помочь, сочувствие, забота.)

3 .Работа с толковым словарем Ожегова.

Дети читают толкование слова  -милосердие, сострадание

  1.   4. Принятие учебной задачи:
  2. - Какие задачи мы будем решать? Нам поможет в этом учебник в рубрике «Вы узнаете»
  3. Совместное открытие новых знаний:
  4.   1. Просмотр видео «Притча о самарянине»
  5.   2.Обмен впечатлений.
  6.   3.Рассматриваем фото на с 44.
  7.   4.Рассказ учителя:
  8. 4
  9. Сестры милосердия

Говоря о милующем сердце, нельзя не затронуть тему сестер милосердия. Это они в войну ценой собственных жизней спасали солдат, вытаскивали их из боя, перевязывали раны. В России орден сестер милосердия основала Елизавета Федоровна Романовна, родная сестра последней русской императрицы Александры Федоровны. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), Елизавета добровольно приняла православие. Она была очень образованная женщина, обладала ангельской внешностью и одновременно – мужественным и добрым сердцем.

После смерти своего супруга, она всю свою жизнь посвятила делам милосердия. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь, до полного изнеможения: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. (Дети рассматривают портрет Елизаветы Федоровны)

 В семье последнего русского императора Николая II много сил отдавали делам милосердия. Здесь царила любовь. Когда императрице Александре Федоровне нездоровилось, дочери – Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – устраивали поочередное дежурство при матери. Так же они дежурили при брате – цесаревиче Алексее, который часто болел.

Императрица Александра Федоровна знала, что люди, которые совсем не видят страданий, вряд ли бывают милосердными. И поэтому посещала вместе с детьми больницы, приюты…

Во время Первой мировой войны Александра Федоровна и старшие великие княжны Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале.

Государыня (на фото – внизу) помогала в операционной, сама делала перевязки и часами сидела у изголовья тяжелых больных. Многие солдаты просили, чтобы она была с ними во время операции. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. (Дети рассматривают фотографию императрицы и ее детей в одежде сестер милосердия.)

  1. 5. Раскрытие смысла слова «сострадание»
  2. «Притча о сострадании»  Филун Джари
  3.   
  4. 5
  5. Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников,Учитель задал вопрос:
    - Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?    
    - Я это понимаю, как помощь старикам и детям, - первым подал голос Шин.
    - А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, - быстро добавил Вэй-Минь.
    - А для меня, - серьёзный голос Гуана, заставил всех повернуться к нему, - это промолчать,понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.
    - Правильно, - одобрил Учитель притихших учеников. - Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. Но знайте, что самое большое сострадание, в умении не отвернуться, а выслушать чужую 
    скорбь, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело.
    А это удел только очень сильной личности.
  6.  6.Обмен впечатлений.
  7. 7. Наглядно-иллюстративный метод: работа с иллюстрациями учебника на стр.43-44
  8.   Рассказ учителя:
  9.    К.Петров-Водкин. Богоматерь Умиление  злых сердец

Умиление – это прорастание милосердия, сочувствия в сердце человека. Это изменение христиане считают чудом.

Перед этой иконой молятся об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.

Рассмотрите иллюстрацию.

На переднем плане изображена Богоматерь.

Какой взгляд у Богоматери? (спокойный, печальный, умиротворенный, добрый и т.д.)

Обратите внимание на руки. Почему руки подняты? (Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на нее).

 Что изображено на заднем плане? (Слева фигура Богородицы с младенцем, а справа фигура распятого Христа).

 

8.Послушайте стихотворение Любови Поляковой

6

На Россию надвигается гроза,
      предрекая неминуемый конец.
Но с картины 
         ты  нам глянула в глаза,
Богоматерь
           "Умиленье злых сердец".
Скорбный взгляд 
         дарит  прощенье и покой,
Руки подняты в защите и в мольбе.
И не важно,
        кто хороший,  кто плохой –
Всем поможешь,
            кто нуждается в тебе.
Всем подскажешь
               милосердные слова
И дашь силы удержаться у черты.
Всем покажешь,
             что любовь ещё жива,
И зажжёшь огонь
                ответной доброты.
Кротость взора

         обессилит злую ложь,

Нежность сердца 
               усмирит ее вконец.
И Россию ты от гибели спасёшь,
Богоматерь
           "Умиленье злых сердец".

(Любовь Полякова)

Как точно передает автор содержание  назначение иконы!

 9. Раскрытие понятия «Милостыня»

Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

7

Христос говорил: «Всякому, просящему у тебя, давай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное досталось тебе самому, потому что душа твоя стала светлее.

 10. Чтение повествования о святой Ульяне Муромской (Учебник с.45, последний абзац).

  • Какие вопросы вы можете задать к этому тексту?

«Толстые и тонкие вопросы» - методический прием технологии развития критического мышления

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

дайте объяснение,

почему

как вы думаете, почему

зачем

с какой целью

кто

что

когда

как звали

может

было ли

 - А вы сами когда-нибудь подавали милостыню? Какие чувства вы испытывали при этом?

 - Да, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку, от того, что Господь касается вашего сердца.


Первичное закрепление изученного материала:

  1.  1. Самостоятельная работа  по эталону:
  2. извлекаем из материала текста информацию. работа в тетради с 45 №1-2
  3.  2. Проверка.
  4. Включение в систему знаний и повторение
  5. .Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
  6. Человек может научиться милосердию.
  7. Рассказ подготовленного учащихся:

Дело в том, что милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу. Не хочется мыть посуду – а надо пересилить себя, помочь маме. Не хочется просить прощения у учительницы – но надо переступить через себя и сказать от всего сердца: «Простите». Не хочется ехать к бабушке, «лучше»

8

поиграть в компьютер – а надо заставить себя оторваться от бессмысленной игры. И все время просить помощи у Бога. Потому что Он – источник милосердия и Любви. Вот почему православные исповедуются, причащаются, соединяются с Богом в Таинствах – чтобы Он Сам помог нам стать лучше.

Чтобы воспитать доброе сердце, требуется творить добрые дела, читать добрые книги, Священное Писание.

Иногда нет возможности сделать доброе дело – тогда можно помолиться за человека, попросить Бога, чтобы Он помог тому, кто в беде.

Но иногда мы не можем и молиться… Не умеем, например. Тогда можно просто хорошо подумать о ком-то, пожелать ему добра. Наши добрые дела начинаются с добрых мыслей. И Господь знает эти мысли. Вот почему ни о ком никогда не нужно думать плохо, надо отгонять эти мысли от себя.

Стараться думать, вспоминать только хорошее – это что касается других. А вот в себе видеть плохое очень полезно – для того, чтобы знать, что нужно исправить.

Святые отцы говорят: «Сделал доброе дело – забудь, а вот если обидел кого-то – запомни. Тебе сделали добро – запомни, обидели тебя – забудь».

  Раскрытие понятия «Жестокосердие»

 Сопоставление смысла слов «Милосердие и жестокосердие»

Милосердию противоположно жестокосердие.

 -Сейчас мы с вами послушаем два стихотворения, а вы определите, где говорится о милосердии, а где  о жестокосердии.

 (Стихи читают заранее подготовленные дети)

Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам. (Я.П. Полонский, «Нищий»)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

9

От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
(М.Ю. Лермонтов, «Нищий»)

Дети определяют, где говорится о милосердии, а где – о  жестокосердии.

- Ребята, как мы должны проявлять сострадание и милосердие?
Рефлексия учебной деятельности.

  1. Учащиеся  оценивают  свою  деятельность, рассказывают  о том, какая работа понравилась и
  2. какая вызвала затруднения.
  3. Итог урока:
  4.  -Подведем итог урока
  5. Составление синквейна «Милосердие» Работа в группах.
  6. Каждая группа представляет свой синквейн
  7. Милосердие.
  8. Ближний, сердечный.
  9. Сочувствовать, помогать, молиться.
  10. Делать добрые дела бескорыстно.
  11. Любовь.
  12. Каждая группа выбирает наиболее понравившийся синквейн, таким
  13. образом определяется лучший с точки зрения детей.

- Ребята, назовите главное качество милосердного человека. (Любовь.)

- Чем милосердие отличается от дружбы?

- Кого называют ближним?

- Как христианин должен относиться к людям?

  • Давайте повторим, как воспитать милосердное сердце?

 (Творить добрые дела и добрые помыслы, молиться, просить помощи у Бога, читать Священное Писание, жития святых, добрые книги, участвовать в Таинствах Церкви.)

  1. 10
  2. Урок хочется закончить пословицей:

«Худо тому, кто добра не делает никому».

Помните об этом, дети!

  1. Запись домашнего задания.
  2. 1. Рабочая тетрадь с. 45 №3
  3. 2. Создай «подарок милосердия»  ветеранам своими руками:
  4. поделку, рисунок, напиши стихотворение с добрыми пожеланиями.

3. Написать добрые слова и пожелания родителям и близким.

  1. 4.Прочитать рубрику «Это интересно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Урок «Милосердие и сострадание»

Урок ОПК в рамках ОРКСЭ для 4 класса "Милосердие и сострадание"  - понимание милосердия, сострадания как нравственных понятий нашего общества....

Конспект урока по ОРКС в 4 классе "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по ОРКС в 4 классе. Тема "Милосердие и сострадание"...

"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы православной культуры" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "Милосердие и сострадание"

Урок познакомит обучающихся с понятием “милосердие и сострадание” как основой отношений между людьми, научит  выражать свои мысли, чувства, эмоции, создаст условия для свободного...

Конспект урока по ОПК 4 класс "Милосердие и сострадание"

Разработанный подробный план-конспект урока по Основам православной культуры 4 класс...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие  и сострадание» как основу человеческих о...