Урок ОПК 4 класс по теме "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок по теме "Милосердие и сострадание" включен в программу по ОПК. Урок знакомит с понятиями: милосердие, сострадание, любовь, которые являются важнейшими человеческими ценностями. На основе примеров, приведенных во время урока у  детей будут формироваться эти понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_opk_miloserdie_i_sostradanie.docx114.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОХОПЁРСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1»

г. НОВОХОПЁРСКА

МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики.

                                                   

 Срок реализации: 1 час

Возраст детей: 10 – 11 лет

г.Новохопёрск, 2015г.

Тема. Милосердие и сострадание

Цель: формирование у обучающихся представления о милосердии и сострадании как важнейших духовно-нравственных ценностях.

Задачи:

- ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;

- усвоение понятий: милосердие, сострадание.

- осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, творческая работа.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности(организационный момент).

-Доброе утро! –солнцу и птицам,

- Доброе утро! – улыбчивым лицам!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действию.

(читает заранее подготовленный ученик)

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

III. Знакомство с темой урока.

- О чём говорится в этом стихотворении?

-Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

-Тема нашего урока: «Милосердие и сострадание»

IV.Постановка учебной задачи.

-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, поставьте задачи урока.

1) Познакомиться….

2)Учиться быть…

3)Выяснить…

V.Открытие нового знания. 

           1. Работа по картинеВ.Васнецова «Страшный суд».

- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картина русского художника Василия Васнецова «Страшный суд».

Что вы видите на ней? (Ответы детей)

- Ангел Господень стоит здесь с весами, на которых будут взвешиваться все дела добра и милосердия на одних, все злые деяния – на других .

Как быть человеку в конце жизни, если он никому не помог, не утешил плачущего, не пришёл к больному.

            2.Работа над понятиями: сострадание и милосердие.

- Иоанн Златоуст сказал: «Человек всего более должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком.» 

-Так что же такое милосердие?

  • СО-ЧУВСТВИЕ
  • СО-СТРАДАНИЕ
  • СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)
  •   Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)
  • Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Вопросы:

1.Какой смысл вы вкладываете в  слово «милосердие»?

2.Когда о человеке можно сказать, что он милосердный?

 (Ответы детей)

- Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей?  Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

           3.Чтение и анализ «Притчи о добром самарянине»

- А сейчас мы с вами прочитаем «Притчу о добром самарянине». 

- Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.

 (Беседа с детьми о прочитанном)

Вопросы к тексту:

  • Какой вопрос был задан Христу?
  • Что ответил Христос?
  • Кто шёл по той же дороге?
  • Что сделал каждый из них?
  • Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

- Какой же главный смысл заложен в этой притче?

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи. 

4.Словарная работа. 

Притча – в старинной литературе : иносказательный рассказ с нравоучением.

Самарянин – житель самарянской земли.

5.Рассказы детей о проявленном ими милосердии.

-Вспомните случай из жизни, когда вы проявили милосердие к ближнему.

(Ответы детей)

6.Беседа о проявлении милосердия и сострадания православными христианами во время Великой Отечественной войны.

-Это примеры  из мирной жизни. Особенно это чувство проявляли люди в годы Великой Отечественной войны. Давайте  вспомним:

- Когда была Великая Отечественная война?

- С кем воевал советский народ в те тяжелые страшные годы?

- Почему война называется Отечественной?

Шли трудные годы Великой Отечественной войны. Немцы бесчинствовали на оккупированной территории, жителей отправляли на каторжные работы в Германию. С первых дней оккупации не все люди могли рассчитывать на выживание.  Особенно бесправными были евреи. Они были обречены на смерть все, без исключения. Их уничтожали только за то, что они принадлежали к еврейской национальности.  Такова была политика нацистов. И спасать  евреев тоже было опасно для жизни. Но в нашей стране были мужественные люди, которые оказывали помощь евреям.

Сегодня вы узнаете об удивительном поступке семьи православного священника Алексея Глаголева.

Чтение текста (у каждого учащегося есть текст)

Дом православного священника Алексея Глаголева в Киеве стал спасением для многих еврейских семей. Два года семья священника прятала на церковной колокольне еврейскую семью.  

Несколько еврейских семей скрывались от неминуемой гибели в полуподвале церкви и в домах, которые числились за церковью. Чтобы спасти людей от расстрела, отец Алексей выдавал на старых, чудом сохранившихся бланках  справки о крещении, записывал «пономарями», «певчими», «сторожами» и исхитрялся даже добывать для них хлебные карточки.

Во дворе дома священника пряталась еврейская женщина, вместе с нею был ее 10-летний сын. Дворник, увидев ее ранним утром, сказал, что не может рисковать собой и своей семьей, так как по приказу фашистов обязан выдать еврейку.

Жена священника Татьяна Павловна отдала свой паспорт малознакомой еврейской женщине и год жила без документов, ежедневно рискуя погибнуть в очередной облаве.

Сын священника, подросток Николай Глаголев, вызвался сопровождать испуганную женщину ночью по бездорожью через заснеженный лес, который простреливался немцами, выслеживающими партизан.

           Как вспоминает дочь Магдалина, Татьяна Павловна была очень                                       милосердным,а потому бесстрашным человеком. Она помогала всем, кто нуждался в помощи. Вот так в годы нацистской оккупации православный священник Алексей  Глаголев, его супруга Татьяна Павловна и дети-подростки Магдалина и Николай, рискуя собственной жизнью, как могли, старались помочь преследуемым евреям.

http://www1.yadvashem.org/yv/ru/righteous/photos/ukraine/glagolev.jpg

Вопросы обучающимся:

Перед вами фотография этой удивительной семьи. Всмотритесь в их лица.

- Что вы можете сказать об этих людях? (Внешне они ничем не отличаются от других людей, главное отличие – в силе их духа)

Вопрос: что побудило о. Алексея и Татьяну Павловну спасать людей, рискуя своей жизнью и жизнью своих детей?

Ответ: глубокая вера в Бога, христианское милосердие, готовность «душу отдать за други свои». Иисус Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 

Вопрос: зачем нужно помогать тем, кто нуждается в помощи?

Ответ: для того, чтобы помочь человеку в трудной жизненной ситуации, спасти от беды или  даже, может быть, от смерти.

 Вопрос: Кого из прочитанного рассказа Вы можете назвать милосердным?

Ответ: о. Алексея, матушку Татьяну, их детей.

Учитель:

Ни о. Алексей, ни Татьяна Павловна не считали себя героями и не думали о том, что они совершают подвиг. Они поступали так,  как им подсказывала их совесть, как истинные христиане.

7. Сообщения детей об участии духовенства и верующих православных в ВОв.

Милосердие и сострадание занимает особое место в христианских традициях.

          Духовенством и верующими православных церквей Воронежской епархии  было сдано в Фонд обороны наличными деньгами: 2403635 руб., на подарки армии наличными – 118125 руб., продуктов и разных предметов на 133514 руб. Всего на сумму 2882557 руб.

           Христианское милосердие ярко проявилось в пожертвованиях инвалидам войны, детям, раненым и бойцам.

           Многие священнослужители находились в действующей армии. Митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев) служил в действующей армии с октября 1941 г., был награжден медалью «За боевые заслуги» и грамотой маршала Советского Союза Л.А. Говорова.

           Среди священнослужителей был и кавалер солдатского ордена Славы трех степеней. Это – заштатный дьякон храма в с. Бровары (Киевская епархия) Борис Крамаренко.

             Орденом Славы третей степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» был награжден протоиерей Стефан Козлов, бывший пулеметчик, клирик храма Александра Невского в Ленинграде.

            Нельзя не отметить службы в рядах Красной Армии и женщин-христианок (монахинь). Монахиня Серафима (Зубарева) была военным врачом на 3-м Украинском фронте. Была награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Медсестра монахиня Антония (Жертовская) участвовала в боях под Ростовом и Харьковым. Награждена медалью «За боевые заслуги». Игуменья Анатолия (Букач) в годы войны была настоятельницей Одесского Михайловского монастыря. Вместе с сестрами активно помогала армии продовольствием, медикаментами, теплыми вещами. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

              Православное духовенство принимало активное участие в партизанском движении. Прозвище «партизанского попа» получил настоятель Успенской церкви Дрогочинского района в Гомельской области отец Василий (Копычко). За свою патриотическую, подвижническую деятельность В.Д. Копычко был награжден медалью Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

              В годы войны Русская православная церковь и верующие остались верными своим историческим и православным традициям, разделили все тяготы войны со своим народом, принимая активное участие в разгроме врага.

  VI. Закрепление.

  -А сейчас мы послушаем ваши рассказы о проявленном милосердии в годы Вов вашими родственниками.

(Рассказы детей)

  VII. Творческая работа.

  Творческое задание (на выбор) - нарисовать милосердие  красками или словом.

 (Музыкальное сопровождение во время творческого задания С.В.Рахманинов. Вокализ)

1.Нарисуйте милосердие

2.Напишите небольшой текст: «Милосердие – это…»

(Выставка работ)

 VIII. Рефлексия.

- Какие задачи мы ставили на уроке?

- Удалось решить поставленные задачи?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

IX. Домашнее задание.

Прочитать с.42-45, ответить на вопросы. Подготовить сообщение о сёстрах милосердия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по православной культуре "Милосердие и сострадание"

Урок по првославной культуре в 4 классе.Тема урока "Поговорим о милосердии и сострадании". На уроке дети знакомятся с понятием "милосрдие" и делают выводы. Разбиают пословицы и высказывания известных ...

Урок ОРКСЭ по теме "Милосердие и сострадание"

Тема Милосердие и сострадание.Цельдуховно-нравственное воспитание детей на основе знакомства   с понятиями «милосердие» и «сострадание», выявление, взаимосвязи понятий «милосердие», «бл...

урок по курсу ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Модуль: Основы православной культуры, урок №12....

Урок ОРКСЭ по теме"Милосердие и сострадание"

В данном материале прелставлена технологическая карта урока по  "Основам православной культуры"...