Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Андреева Надежда Валентиновна

 Методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя              Андреева Надежда Валентиновна

школы, район            школа №267 Адмиралтейский район

Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр. в учебнике.)    Серия «Школа России», «Основы светской этики» стр.41-42

Тема урока    «Нравственный поступок»

       

       Цель и задачи урока

 Цель: 1. Познакомить с понятием «нравственный поступок»;

           

Задачи:

  1.  учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции;
  2. создать условия для свободного общения и самовыражения;
  3.  воспитывать свободу мышления, учить свободно, без боязни выражать свои

                              чувства, эмоции, мысли;

  1. воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему;
  2. развивать воображение, монологическую и диалогическую устную речь детей 
  3. воспитать стремление помочь окружающим;
  4. развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению;
  5. воспитывать стремление совершать добрые дела.

Тип урока: проблемно-диалогический.

Оборудование: интерактивная доска

  Информационное обеспечение:

  1. тексты произведений, тест;
  2. диск «Основы светской этики».

                                 

                                     

Этап урока

Описание урока

1.Вводное слово учителя

-Здравствуйте. Садитесь.

 -Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберёмся, что же такое нравственный поступок. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок? (высказывание детей)

– Хорошо. Давайте, узнаем правы ли мы. Откройте учебник на стр.      Прочитайте  тему урока. Записали тему в тетради.

2.Работа с информацией

-Прочитайте в учебнике о поступке (чтение вслух)

-Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным? (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)

-Итак, нравственный поступок-это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеалами и ценностями. Нравственный поступок имеет особые признаки.

 Самостоятельная работа 

-Прочитайте параграф в учебнике и заполните схему нравственного поступка ( его пяти компонентов).

Схема у каждого ученика

http://festival.1september.ru/articles/591565/img1.jpg

Такая же схема на интерактивной доске.

-Давайте проверим, какая схема у вас получилась  (Учитель вписывает слова в схему, а дети сверяют). По ходу заполнения схемы, обсуждаем каждый пункт (как поняли прочитанное).

- Что такое мотив? (Ответы детей). Хорошо. Записали в тетради

Мотив ( от лат. слова movere – приводить в движение) – побуждение к деятельности.

-Что такое цель? (Ответы детей). Хорошо. Записали в тетради 

Цель поступка - намерения человека. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос "Для чего?" является поступком.

-Что такое средства? (Ответы детей). Хорошо. Записали в тетради

 Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным.

Физминутка.

- Ребята, подумайте,  кто может совершать нравственный поступок?

(Любой человек)

- Совершали ли вы нравственный поступок? Какой?

-Итак, что же такое «нравственной поступок», как вы думаете?

- Какие особые признаки имеет нравственный поступок?

(мотив, цель, средства, само действие, результат)

Запись в тетради:

Нравственный поступок-это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеалами и ценностями. Нравственный поступок имеет особые признаки.

Мотив ( от лат. слова movere – приводить в движение) – побуждение к деятельности.

Цель поступка - намерения человека. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос "Для чего?" является поступком.

Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным.

3.Включение дополнительной информации в основной материал

-У вас на парте текст (см. приложение).  Как называется? Кто автор? Давайте прочитаем его(чтение вслух; «Котенок» Л.Н.Толстого)

-Знакомо вам это произведение? (да)

Анализ текста

-Что можете сказать о Васе? Какой он?

-Что значит “пустился, что было духу”?

-Можно ли осуждать Катю, что она убежала?

-Правильно ли поступила Катя? Отвечая на вопрос, поставьте себя на место Кати.

-Почему ребята взяли котёнка с собой?

-Котёнку угрожала опасность? Какая? По чьей вине? Какие дети?

-Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

-Какой момент в рассказе, на ваш взгляд, был самым напряжённым, тревожным?

-Написав этот рассказ, Л. Н. Толстой хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

-Давайте проанализируем поступок Васи с точки зрения признаков нравственного поступка.

-Какова цель? (помочь котенку)

-Каковы средства? (пожертвовал своей жизнью) Найдите в тексте

-Как действовал Вася добровольно или нет?

-Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.

 Самостоятельная работа 

-Молодцы. А сейчас небольшая самостоятельная работа. У вас на парте лежит тест «Проверь себя» (см.приложение). Посмотрите и подумайте, все вам понятно. Если вопросов нет, то приступаем к работе. На выполнение работы у вас 10 мин.

  Такой же тест дан на интерактивной доске. После выполнения работы идет коллективная проверка: дети в ходе обсуждения своих высказываний, приходят к единому мнению и проверяют его по тесту на доске.

4. Домашние задание

-Дома вам надо будет прочитать рассказ «Воробей» И.С.Тургенева (см. приложение) и написать  в тетради мини сочинение-рассуждение по образцу:

          Проанализируйте поступок воробья с точки зрения признаков нравственного поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.

Мне кажется (я считаю), что поступок воробья можно (нельзя) назвать нравственным, потому что во-первых, есть (нет) цель-___________________________________________________________________________________.

Во-вторых, средствами поступка являются-___________________________________________________________________________________.

В-третьих, само действие было совершено-___________________________________________________________________________________.

Да, поступок воробья можно назвать нравственным. (Нет, поступок воробья нельзя назвать нравственным.)

5.Рефлексия.

-Молодцы. Вы хорошо сегодня работали.

-Что нового узнали?

-Как вы понимаете, что такое нравственный поступок?

(Нравственный поступок-это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеалами и ценностями. Нравственный поступок имеет особые признаки).

-Какие особые признаки имеет нравственный поступок? (мотив, цель, средство, само действие, результат )

- Приведите примеры нравственного поступка.

  1. Прочитайте статью в учебнике.
  2. Заполните схему нравственного поступка (его пяти компонентов)

http://festival.1september.ru/articles/591565/img1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"

Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...

Методическая разработка тематического часа общения по теме "Нравственное воспитание. Сад доброты"

Методическая разработка тематического часа общения по теме "Нравственное воспитание. Сад доброты". Презентация предназначена для проведения в 1 - 2 классах в начальной школе. Данный час общения формир...

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему"Нравственный образ богатыря"

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему  "Нравственный образ богатыря" для 4 класса....

Чудо в Кане Галилейской. Методическая разработка фрагмента урока ОРКСЭ

В разработке приводится объяснение содержания евангельского повествования о первом чуде, которое Господь совершил на брачном пиру в Кане Галилейской....

методическая разработка к уроку ОРКСЭ по теме "Храм"

Методическая разработка урока по основам православной культуры. Это четырнадцатый урок в изучении предмета ОРКСЭ. Урок направлен на усвоение учащимися  назначения и устройства православного храма...

Методическая разработка к уроку ОРКСЭ 4 класс .Тема: САША РАССКАЗЫВАЕТ О ВЕРОВАНИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Урок развивает у учащихся первичные представления о верованиях разных народов в мифах,легендах и сказаниях.Учащиеся работают в группах,анализируют текст,иллюстрации, работают с новыми понятиями....