Рабочая программа по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики" 4 класс)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Светлана Павловна Захарова

Данный материал содержит пояснительную записку, содержание программы (модуля "Основы светской этики") , тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 52»

«Рассмотрено»

 на заседании МО  учителей  начальных классов  

протокол   № ______

от  «___»__________20___ г.  

Председатель МО                                              

_______________Бойко О.В.

 «Принято»

на заседании педагогического совета  

протокол   № ______

от  «___»____________20___ г.            

«Утверждено»  

приказ  № ______

от  «___»___________20___ г.

Директор МБОУ

«СОШ с УИОП № 52»

                                                                                  ______________Нуянзина Е.В.

.                                                      

Рабочая программа

начального общего образования

по    предмету «ОРКСЭ»»

Модуль "Основы светской этики"

        4 класс        

              Возраст: 10 – 11 лет                                                                         

     

                                                                             

                                                                                                                                      

                                                     

                          Составитель:

                                                             учитель      начальных    классов:

                                                                        Захарова С.П. – высшая категория.

                                                               

Дата составления: 16.04.2014 г.

2014/2015 учебный  год

Пояснительная записка

           

            Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373; с требованиями программы духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; с требованиями программы формирования универсальных учебных действий, с требованиями основной образовательной программы начального общего образования; планируемых результатов начального общего образования; концепции УМК «Школа России», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

          Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного необязательного содержания.

 

     Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего

поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

         Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах

религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

           В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в

общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших

культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

    В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы

религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего

школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Общая характеристика учебного курса

   

    Цель  учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

   Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос

совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,

религиозную сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Структура курса

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы

межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

   Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы

межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы

религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом

многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

                            Место комплексного учебного курса в учебном плане.

 Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

            Количество часов в неделю: 1.

            Количество часов по учебным четвертям:

I четверть

II четверть

III  четверть

IV  четверть

8

8

10

8

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

        Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.

         Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

  Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по

выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

   Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации

образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и

коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

                      

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных

обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в политичной и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской

культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в

учебный курс, должно обеспечить общеучебные умения и навыки:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Результаты изучения модуля "Основы светской этики"

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

        

Основное содержание модуля "Основы светской этики"

Цель модульного курса «Основы светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных  традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи модульного курса «Основы светской этики»

1.  Знакомство обучающихся с основами  светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.  Обобщение знаний, понятий и представлений о  культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.  Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место модульного курса «Основы светской этики» в  программе обучения.

Модуль, раскрывающий основы  светской этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Модульный  курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Модуль создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры.

Содержание учебного предмета (34 часа)

  • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
  • Блок 2. Основы  светской этики (28 часов)
  • Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

       В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

       знать/понимать:

      -  основные понятия религиозных культур;

      - историю возникновения религиозных культур;

      - историю развития различных религиозных культур в истории России;

      -  особенности и традиции религий;

      -   описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

        уметь:

      - описывать различные явления религиозных традиций и культур;

       - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

       - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

       - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

       - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

        -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:      

 слушать собеседника и излагать свое мнение;

 -  готовить сообщения по выбранным темам

Приложение № 2

№ п/п

Компоненты учебно-методического комплекса

Перечень компонентов учебно-методического

 комплекса

1

Базовый учебник

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

2

Дополнительная литература для учителя и обучающихся

1.  Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

3

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников

1. Презентации - http://www.powerlexis.ru

2. Справочники, словари -  http://www.gramota.ru

3. Биографии, портреты -   http://slovo.ws/bio/rus/ 

4. Музеи мира и России -   http://www.museum.ru/ 

5.  Материалы по истории,  интерактивные карты –

 http://lesson-history.narod.ru 

6. Игры, конкурсы, викторины, сценарии

http://www.spas-extreme.ru

7. Учебные фильмы -  http://www.nachalka.com 

8. Дистанционные конкурсы – http://www.moi-universitet.ru 

9. Материал для уроков –

 http://n-shkola.ru, http://pervoklassnik.resobr.ru 

4

Перечень справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ

1. Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия».

2. Конструктор урока.

3. Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

        

Приложение №3

№ п/п

Автор

Название

Издательство

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений

Просвещение

2012

2

А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя

Просвещение

3

Лазарев А.И.

Народоведение. Народные промыслы и ремёсла

ЮУКИ

4

Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др.

Праздники народов России. Энциклопедия

РОСМЭН

4

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

2012


Приложение № 1

п/п

урока

в теме

Раздел /Тема

Кол-во

часов

Стр.

учебника

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности обучающихся    

1

1

Блок1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человекаи общества

Введение в предмет. Россия – наша Родина

1

с.

3-4

Личностные:

  • Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся.
  • Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
  • Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами.

Регулятивные:

  • Выбирать действия в соответствии с задачей и условиями её реализации.
  • Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.
  • Составлять план  и последовательность действий.

Познавательные:

  • Ориентироваться в разнообразии  способов решения задач.
  • Различать простой и сложный план текста.

Коммуникативные

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами.
  • Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Беседа, комментированное чтение, работа с

иллюстративным материалом, работа с учебником

2

1

Блок 2. Основы светской этики

Что такое светская этика?

28

с.5-6

3

2

Культура и мораль

с.7-8

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Понимать причины возникновения

религиозных верований. Уметь характеризовать понятие «душа». Объяснять смысл возникновения

монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития

4

3

Особенности морали

с.9-10

5

6

4

5

Добро и зло

с.11-12

7

8

6

7

Добродетель и порок

с.13-14

9

8

Свобода и моральный выбор человека

с.15-16

10

9

Свобода и ответственность

с.17-18

11

10

Моральный долг

с.19-20

12

11

Справедливость

с.21-22

13

12

Альтруизм и эгоизм

с.23-24

14

13

Дружба

с.25-26

Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.

15

14

Что значит быть моральным?

с.27-28

16

17

15

16

Подведение итогов

с.29-30

18

17

Род и семья – исток нравственных отношений

с.31-32

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с

иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации

19

18

Нравственный поступок

с.33-34

20

19

Золотое правило нравственности

с.35-36

21

20

Стыд, вина и извинение

с.37—38

Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека

22

21

Честь и достоинство

с.39-40

23

22

Совесть

с.41-42

24

25

23

24

Нравственные идеалы

с.43-44

26

25

Образцы нравственности в культуре Отечества

с.45-46

Личностные:

  • Оценивать учебную деятельность.

Регулятивные:

  • Составлять план  и последовательность действий.

Познавательные:

  • Находить нужную информацию в разных источниках. Уметь давать определение по теме.

Коммуникативные:

  • Задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёрами.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с

иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации. Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Понимать причины возникновения религиозных верований.

Уметь характеризовать понятие «душа». Презентовать свои достижения

27

26

Этикет

с.47-48

28

27

Семейные праздники

с.49-50

29

28

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

с.51-52

30

1

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России Любовь и уважение к Отечеству

5

с.53-54

31

32

33

2

3

4

Подготовка творческих работ (проектов)

учащихся

34

5

Подведение итогов. Творческий отчёт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 1 классах

Статус документа             Рабочая программа составлена...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса к учебнику В.С.Кузина. УМК РИТМ. Авторы программы С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев.

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса составлена на основе авторской программы С.П.Ломова, С.Е Игнатьева "Изобразительное искусство.1 - 4".  Программа включает в ...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса к учебнику А.А.Плешакова. УМК "Школа России". Автор программы Плешаков А.А.

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир. 1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую харак...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....