Технологическая карта урока «Россия – наша Родина»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Дианова Альбина Владимировна

Урок соответствует стандартам нового поколения. Цель урока: Формирование представления учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве, воспитание патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_rossiya_-_nasha_rodina.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Россия – наша Родина»

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Россия – наша Родина.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «духовный мир человека», «нравственные ценности».

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Формирование у детей образа родной страны  как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России; пробуждение желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Цель урока

Формирование представления учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве, воспитание патриотизма.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Отечество. Родина. Культурные традиции. Духовный мир человека. Нравственные ценности.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихи В.А.Степанов «Родные просторы», «Российская семья», «Наш дом».

В.А.Степанов. Песня «Что мы Родиной зовем…»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного  восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Коррекция состояния. Проверка готовности к уроку.

Присоединение к теме.

Слушание песни о России. Беседа.

- Ребята, вам понравилась песня? Чем?

- Что вы чувствовали, когда слушали эту песню?

- О чем прозвучавшая песня?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Самостоятельная формулировка учащимися  темы урока.

- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Что вы знаете о стране, в которой мы живём?

 Беседа.

Как называется страна, в которой мы живем?

Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?

- Почему мы считаем Россию своей Родиной?

- Слово «родина» происходит от слова «род». Какие родственные слова можно подобрать к этому слову?

Чтение стихотворения В.Степанова «Наш дом».

Какова главная мысль этого стихотворения?

Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися.

Задание на карточках: соедините части пословиц о Родине.

  • Родина - мать, умей за нее постоять.
  • Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Человек без Родины - соловей без песни.

Беседа.

Назовите столицу России, покажите ее на карте. Какие русские военачальники, писатели, композиторы, художники вам известны. Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему?

Поведение итогов беседы.

 Работа учащихся  с учебником.

Комментированное чтение, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий. Самостоятельная творческая работа учащихся. Составьте и напишите в тетрадь предложения со словами «Россия», «Отечество», «президент».  

Обсуждение результатов самостоятельной работы.                                                                    

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Коммуникативные УУД: 

форма групповой рефлексии.

Познавательные УУД:

«Прием информации».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

I

Совместное обсуждение учащимися  темы в парах.

Обсуждение.

- Прочитайте на с.4-5 третий абзац и подумайте, что  это такое -  внутренний мир человека?

Слово учителя: В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции.

Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Слово учителя: Издавна в России в каждом народе особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи.

- Какие традиции существуют в вашей семье?

- Для чего хранят и соблюдают традиции?

- Побеседуйте дома с родителями о семейных традициях.

Слово учителя: Россия – необъятная страна. Её площадь – 17 млн. кв.км.

На её территории проживают люди около 180 национальностей. Все они вместе составляют одну дружную семью народов России. Чтение стихотворения В.Степанова «Российская семья».

- Какие национальности вы знаете, которые живут на территории России?

- Как вы объясните понятие «малая родина»?

Слово учителя:  Малая родина - это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину.

II

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетради терминов и понятий.

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

 Творческая работа.

- Дома вам предстоит написать сочинение-миниатюру о Родине или о своем родном крае. Для этого мы выполним упражнение «Слово-магнит» и заполним речетворческую карту.

Упражнение «Слово-магнит».

- Какие слова «притягиваются» к слову «Россия»? (ассоциации) (семья, дом, мама, родители, друзья, детство, родной город, деревня, чистое небо, лес, озеро, река и т.д.)

- Запишите в тетрадь.

Познавательные УУД: «Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.

Формируемые УУД

10 минут

 Практическая  итоговая работа. Сотрудничество в группе.

С сегодняшнего урока мы отправляемся в увлекательное путешествие, где мы познакомимся с культурными традициями народов нашей страны. Каждый человек – это отдельный мир. Давайте представим этот мир с помощью своих ладоней. (Обвести ладошку на цветной бумаге и вырезать. Оформить на доске – ватмане – символ дружбы народов)

Все мы разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

 Прослушивание учащимися  Гимна России, сопровождающееся презентацией с видами Москвы

- Рефлексия

- Что запомнилось из урока?

- Над чем хочется задуматься?

- Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить? Почему вы так считаете?

- Продолжите предложения:

Мне было легко…

Мне помогло…

Было трудно…

В будущем я бы хотел (а)…

- Вам понравился наш урок? Поаплодируйте, кому урок понравился. А теперь похлопайте в ладоши те, кому урок не понравился. Итак, мы поблагодарили друг друга за работу на уроке.

Коммуникативные УУД: 

форма групповой рефлексии.

Познавательные УУД:

«Прием информации».

Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру о Родине или о родном крае, используя записи в тетради.

Прочитайте учебник на стр. 6-8.

Методический материал к уроку.

В. Степанов. Песня «Что мы Родиной зовем».

Что мы родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

В. Степанов  «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

В. Степанов  «Российская семья»

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"

Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...

«Технологическая карта урока «Россия - наша Родина» по учебному модулю «Основы православной культуры»

4 класс ОРКСЭ. Основы православной культуры. Подробная разработка урока "Россия – наша Родина"....

Технологическая карта урока "Россия-наша Родина"

  Технологическая карта урока "Россия-наша Родина" комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль ОПК) - 4 класс...

Технологическая карта урока "Россия — наша Родина"

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе по УМК «Перспектива» с использованием интерактивных карточек образовательной пл...

Технологическая карта урока литературного чтения «Родина», 4 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Родина»Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: обобщение и расширение знаний по разделу «Родина», создание условий для ...