Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Канабаева Лена Ихсановна

Открытый урок на конкурс "Творческий дуэт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Тема урока: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

Дата: 01.03.2023

Класс: 3-А

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, индивидуальные, работа в паре.

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. С.  Соколова-Микитова, продолжить знакомство с произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

Задачи урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;  способствовать развитию умения понимать поступки и состояния героев, развитию речи, логического и образного мышления учащихся; формировать бережное отношение и уважение к близким людям, обучать краткому пересказу; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.

Развивающие:  развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать  нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме; развивать интерес к чтению, учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в парах.

Воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

-воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

-осмысленно правильно читать;

-отвечать на вопросы;

-давать оценку героям и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

-анализировать, сравнивать героев и их поступки.

Регулятивные:

действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-высказывать свою точку зрения на события;

-договариваться с одноклассниками, работая в паре.

Личностные:

прививать ответственное отношение к учению, формировать коммуникативные навыки; учить быть терпеливыми и терпимыми, воспитывать доброжелательность;

формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.

Межпредметная связь с курсами «Окружающий мир».

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы, политическая карта, карточки для работы в парах, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.

Тип урока: комбинированный.

Технологии:

1) Здоровьесбережение (Физминутка, проветривание, психологический климат, смена видов деятельности).

2) Технология проблемно-деятельностного обучения

3) Обучение в сотрудничестве (парная работа)

4) Игровая («Соотнеси пословицу герою»)

5) Проблемного обучения (определение автора и названия произведения).

6) Информационно-коммуникативные технологии

7) Гуманно-личностная технология - создание ситуации успеха.   

8) Технология продуктивного чтения.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Приемы: монолог, диалог, игры , самостоятельная работа, выборочное чтение.

 

Организационный момент

Учитель литературного чтения:

–Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

Актуализация знаний

Учитель окружающего мира:

- Послушайте стихотворение и скажите, о чем говорит автор?

Стих о  4 временах города.

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

(о временах года)

Учитель окружающего мира:

- Назовите времена года (зима, весна, лето, осень)

- Назовите признаки наступления осени. ( Листья на деревьях меняют свой цвет, птицы улетают в тёплые края, звери впадают в спячку).

Учитель литературного чтения:

- На прошлом уроке вы прочитали, произведение русского писателя И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». О ком это произведение? (о зайчике)

- Почему автор именно так его назвал? (потому что родился осенью, во время листопада)

Тема и  целеполагание

Учитель окружающего мира:

Тема нашего урока произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

- Давайте сформулируем задачи урока с опорой на ключевые слова(на слайде).

Познакомиться с … автором произведения

Охарактеризовать…героев произведения

Развивать…речь, логическое мышление

Проверка ИДЗ

Учитель литературного чтения:

-Иван Сергеевич Соколов-Микитов  - автор многих произведений о живой природе. Ребята, а на каком уроке мы говорим о живой природе? (окружающий мир)

- И сегодня на уроке мы попробуем связать два этих предмета: литературное чтение и окружающий мир. И поведет нас в этот мир автор произведения, рассказ о котором подготовила Дадашова Заира.

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

Первичное усвоение знаний

Учитель литературного чтения:

-На прошлом уроке вы прочитали произведение. Сегодня мы, заполняя рабочие листы, проведем анализ литературного текста. Они у вас на партах.

-Итак, назовите основных героев произведения? (Мать-зайчиха, Листопадничек, зайчата, бобры, журавли, выдра, росомаха)

Учитель окружающего мира:

-Что писатель мог наблюдать в природе, а что подсказала ему фантазия?

- Докажите текстом.

НАБЛЮДАЛ В ПРИРОДЕ:

 …Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине….

ПОДСКАЗАЛА ФАНТАЗИЯ:  

…Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров…

Учитель литературного чтения:

- Как вы думаете, это рассказ, сказка, или, может быть, научное сообщение о животных? Докажите.

(На самом деле: наступление осени, отлет птиц в теплые края, подготовка животных к зиме.

Фантазия:  герои-животные разговаривают, ведут себя как люди, Листопадничек нянчит бобрят)

-Это сказка.

РАБОТА в парах С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ

Народная сказка

Литературная сказка

Автор

Нет одного автора, писались целыми поколениями.

Конкретный человек.

Текст

Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

- Изучите материал и найдите доказательство, какая это сказка: народная или литературная.

- Верно, это литературная сказка, так как у нее есть автор.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ

Учитель литературного чтения:

- Запишите в рабочие листы название произведения и первый наш вывод в строке жанр.

- И прежде чем мы начнем заполнять рабочие листы, предлагаю отдохнуть и представить себя Листопадничком.

Физминутка.

Утром зайка встал на лапки.

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо

Приседанья сделал справно

Лапки вверх, лапки вбок

И на месте прыг да скок

А потом сел за урок!

Учитель литературного чтения:

-  Почему Листопадничку захотелось убежать за журавлями? (осень пришла)

- Как другие животные приготовились к зиме? Найдите в тексте.

(Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).

- Как автор назвал медведей? Почему? (лежебоки-медведи)

- С кем же встретился зайчонок в пути? Об этом подробнее нам расскажут одноклассники.

ПРОВЕРКА ИДЗ

Учитель окружающего мира

- А сейчас ребята нам расскажут о каждом (С МЕСТА)

Учитель указывает ареал обитания на карте данных животных и просит записать в рабочий лист.

рысь-Евразия

выдра- Евразия, Европа, Азия, Америка

лиса- Евразия, Европа, Африка, Азия, Северная Америка.

бобры – Евразия, Европа и Азия

росомаха-Евразия и Северная Америка.

Домашнее задание

Учитель окружающего мира

Нарисуйте понравившегося героя сказки, отразите в рисунке место его обитания.

ВЫВОД: у каждого животного свое место обитания. И он дорожит им так, как люди дорожат своей родиной.

- Любовь к Родине, близким раскрывают и пословицы и поговорки.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Учитель окружающего мира

- Перед вами три героя сказки Соколова-Микитова и пять пословиц. Определите, какая из пословиц какого героя характеризует: (ИНТЕРАКТИВ)

БОБЕР

В гостях хорошо, а дома лучше

МАТЬ-ЗАЙЧИХА

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило

ЛИСТОПАДНИЧЕК

Всякое умение трудом дается

Материнская молитва со дня моря вынимает

В тесноте, да не в обиде

Учитель литературного чтения

- А какая из пословиц раскрывает основную идею прочитанной сказки? ( В гостях хорошо, а дома лучше).

- Понял ли это Листопадничек? Докажите текстом.

(За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху).

- Какой совет вы бы дали зайчику? Запишите в рабочий лист  (Слушать родителей, не уходить без разрешения из дома).

Подведение итогов урока. (Слайд)

Учитель окружающего мира

- Прочитайте текст, вставив пропущенные слова

Главный герой _____________________ Соколова-Микитова  - ______________________. Произведение учит нас___________________, ________________________, ______________________.

Любить природу, слушаться старших, дорожить родным домом.

Рефлексия

Учитель литературного чтения

- Оцените свою работу на уроке с помощью зайчиков. Поднимите весёлого зайчика, если вы поработали отлично и на уроке всё было понятно. Или задумчивого зайчика, если что-то был непонятно и остались вопросы.

       


Изучение произведения И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек» предусмотрено программой «Школа России» и рассчитано на 2 часа. С произведением дети познакомились на прошлом уроке.

       В самом начале урока создаем благоприятную обстановку, для того чтобы настроить обучающихся на урок.

       На первом этапе урока, в ходе предварительной беседы  выясняем с детьми приметы осени, вспоминаем  жизнь животных в осенний период. Также на данном этапе осуществляется межпредметная связь с уроком окружающий мир.

 Использование словесного рисования  способствует развитию мышления, воображения и речи детей. В своих ответах ребята применяют знания, полученные на уроке окружающего мира (межпредметные связи).

       

      Для активизации мышления обучающихся использовали систему вопросов и заданий по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, которые помогли детям понять  содержание произведения, идейный смысл, высказать свою оценку герою сказки, определить жанр произведения.

      Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

             На уроке реализовались следующие принципы:

  • Принцип психологической комфортности (старалась создать атмосферу творчества и доверия, снять возможные стрессовые факторы);
  • Принцип развития реализовался на всех этапах урока;
  • Принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с другими учебными предметами).

             

             При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей. Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности.

             Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

                На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость (функциональная грамотность, смысловое чтение), обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребѐнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету. Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. Дети не испытывали большие трудности в выполнении заданий. Дети работали в парах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке. Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена физминутка, чередовались письменные и устные задания. Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

               

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

             Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. План урока выполнен полностью; считаю, что урок достиг поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Образ Родины в произведениях поэтов"

Форма занятия: защита проектовЦель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народеЗадачи урока:учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление,...