Экологическое воспитание младших школьников
статья по окружающему миру

Светлана Петровна Будз

 

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Из-за экологической безграмотности для людей становится главным получить от природы всё сегодня и сейчас. Их не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Природа — это уникальная книга.

Ее тираж - один экземпляр.

Только один! И поэтому, читая ее,

Нужно беречь каждую страницу.

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Из-за экологической безграмотности для людей становится главным получить от природы всё сегодня и сейчас. Их не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счет.

         Экологическое воспитание — это формирование у подрастающего поколения сознательного и бережного отношения к природе. Фундамент взаимодействия с природой закладывается первоначально в семье, далее в детском саду, а затем получает дальнейшее развитие в начальной школе. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой   весенней травы. к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного. чувство поэзии, а может быть и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).

       Детям свойственна доброта и любознательность, но   не   хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей. Экологическое воспитание должно продолжаться всю жизнь и быть постоянным, поскольку оно влияет на все сферы производственной деятельности человека и органично вплетается в концепцию непрерывного образования.

     В процессе экологического воспитания    в работе педагоги могут использовать следующие виды деятельности:

1)сюжетно-ролевые игры, театральные постановки, отражающие различные события в природе.

     Основным видом деятельности для младших школьников является учебная. Но учиться лучше играя, поэтому в своей работе необходимо использовать        игровые технологии – это предметные игры, ролевые и сюжетные, деловые и театральные. Ценность игры заключается в том, что можно, играя, получить прочные знания, умения и навыки. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, требующими от него мыслительной деятельности.

       На уроках, внеурочной деятельности следует как можно чаще применять занимательный материалы: кроссворды, шифровки, загадки, ребусы. Использование занимательного материала на экологическую тематику помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. 

Данную игру можно использовать на этапе определения темы урока «Сохраним можжевельник». Эффективна будет работа в парах.

Игра «Шифровка»

  1. В слове МОЖНО – возьмите первый слог.
  2. Лесная ягода ЕЖЕВИКА подарит второй слог.
  3. Кислый ЩАВЕЛЬ – 2 слог.
  4. Ароматный БАГУЛЬНИК – последний слог.

Ответ: МОЖЖЕВЕЛЬНИК.

А эта игра поможет учащимся понять значимость уникального растения можжевельник.

Игру «Хлопни»

Учитель. А может слово можжевельник произошло от слова МОЖЕТ. Вон это растение сколько всего может! Если вы со мной согласны, то хлопните в ладоши.

Оно может:

-вылечить;

-оздоровить;

-омолодить;

- исцелить;

- убивать бактерии;

- приносить удовольствие;

- источать целебный аромат;

- радовать глаз и душу.

Сколько же у этого растения достоинств – не перечесть!

      Искусство играет существенную роль в эстетическом воспитании школьников, поэтому для более глубокого понимания экологических проблем на уроках, внеурочной деятельности можно использовать театральные постановки. Театрализованное представление – это яркое, броское, зрелищное действие.  Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, требующими от него мыслительной деятельности.

Театрализация «Случай в лесу»

Цель: повысить уровень экологического сознания учащихся, понимание значимости проблемы сохранения растений и животных, привлечь внимания обучающихся к проблеме сохранения природы.

Действующие лица: мальчики Сергей и Егорка, царица Ботаника.

Ход мероприятия

- Мы шагаем лесными тропинками.

Я Егорка!

- А я Сергей!

- Стало скучно нам что-то в городе,

Вот торопимся в лес поскорей.

- Можно тут поваляться под кустиком,

Заглянуть там в чьё-то гнездо,

Сломать ветку у этого дерева.

Всё равно не увидит никто!

-Ветка видишь какая красивая,

От неё идёт аромат.

Будет пахнуть в нашей квартире,

Надоест, потом выброшу в сад.

- А ещё можно вырезать что-нибудь

На стволе этом толстом, большом.

Все узнают потом, что тут были мы.

Вот гордиться как будем собой!

И блеснуло на солнце лезвие,

И взлетела Егора рука.

На стволе провел линии резкие,

Но услышал вдруг издалека:

- Стойте! Стойте! Остановитесь!

Вы вокруг себя оглядитесь,

Вы попали в реликтовый лес!

Вы хотите, чтоб он исчез?

Перед вами деревья большие,

Они с виду как будто немые,

Вам не могут о боли сказать,

Только стонут, безмолвно кричат.

- Вы смеётесь? Деревья кричат?!

Да они всегда ведь молчат!

- Их вон сколько вокруг, посмотрите!

И, вообще, вы кто, расскажите?

- Я Ботаника – мать всех растений

И хочу вам сказать, к сожалению,

В мире стало много ребят,

Вот они растеньям вредят.

Оглядитесь, ребята, вокруг!

Здесь и птицы, и звери живут,

В этом чудном, прекрасном лесу

Вы сможете встретить лису.

Вы играли, резвились, шутя

И, идею свою воплотя,

Это дерево повредили,

Жизнь его вы уже сократили.

Ветку дуба там обломали,

По дороге ее потеряли.

Можжевельник ты держишь в руке,

Он окажется скоро в ведре.

А ведь он исцеляет людей,

Станет каждый из нас здоровей,

Фитонциды вдохни поскорей,

Не нужна будет куча врачей.

Берегите леса, берегите!

Не губите красу, не губите!

Пусть осинка, берёзка и ель

Украшают Землю. Поверь!

Станет мир тогда чище и краше,

Ведь растения – богатство наше.

Чистым воздухом будем дышать,

Вкус плодов ароматных вкушать.

Будь то дуб, ольха, можжевельник-

Всё нам нужно, друзья, непременно!

И отплатит природа потом

Чистым воздухом, тёплым дождём.

2) практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов.  

3) детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе. Это лепка, моделирование, пальчиковый театр, прием «Цветные ладошки» и др. Импровизируя, можно создать множество интересных сюжетов, проблемных ситуаций на уроке.

          Ладошка ребенка может помочь на любом уроке учителю. Обвели её на цветном листе бумаги и вырезали. Ладошка, под руководством учителя, может превратиться в бабочку, и все учащиеся окажутся в мире насекомых. Изготовили грибы и оказались в лесу, узнав, что есть съедобные и несъедобные грибы. Порассуждали, а нужно ли уничтожать несъедобные грибы или они кому-то нужны?  Соорудили птицу и узнали о профессии орнитолог и её значимости.  Создали великолепные первоцветы и совершили увлекательное путешествие по лесным тропам, повторив правила поведения. Сотворили чудесную елку и подумали о том, как сохранить хвойные деревья, заглянули в Красную книгу и поговорили о исчезающих видах растений.

Приём «Ассоциативный куст». (Веточка можжевельника – это ладошка ученика, обведённая на цветной бумаге зелёного цвета. На каждой ладошке дети пишут пожелания по сохранению данного вида растений. «Ладошки» крепятся к «стволу» и, при желании, озвучиваются.)

Варианты ответов:

- не ломать ветки деревьев;

- наказывать людей за незаконную вырубку;

- принимать участие в высадке новых саженцев у дома, у школы;

- рассказывать друзьям, знакомым о данной проблеме;

- участвовать в различных конкурсах по сохранению этого растения;

- рисовать агитационные листовки, рисунки;

- выпускать школьные стенгазеты;

- изучать в библиотеке соответствующую литературу.

       Данный приём дал возможность юным экологам осознать, что и они могут быть помощниками природе.

       Детское творчество имеет огромное значение для всестороннего развития детей разных возрастов. Оно позволяет малышам отразить все, что они видят в окружающем мире, позволяет научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.  

4) общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира.

    Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у школьников  лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

     Экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней.

5) проектно-исследовательская деятельность. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.  Реализация проектной деятельности ведет к изменению позиции не только ученика, но и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

6) виртуальные экскурсии, просмотр картин, телепередач, роликов и фильмов о природе возможно осуществить с помощью информационно-образовательных технологий, а это, в очередной раз, подталкивает ребенка мыслить, рассуждать, думать, создавать что-то новое, делиться информацией с друзьями и близкими.

           Экологическую работу следует проводить не только с детьми, но и с родителями. Формы работы могут быть разнообразны – родительское собрание, консультация, практикум, субботник и др. Важно донести родителям, какую роль в развитии личности ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказывать о пользе походов и экскурсий, об участии родителей в акциях.

      Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач любого учителя и родителя. Это трудная, но очень интересная работа.  Общение с природой положительно влияет на детей, делает их добрее, мягче, будит в них лучшие чувства.

                Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто её знает, изучает, понимает.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....