Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гилязова Элина Руслановна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе;
  2. учить работать с гипотезой;

Предметные:

  1. сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;
  2. понимать причины и процесс круговорота воды в природе;
  3. учиться способам определения значений новых слов;

Развивающие: 

  1. развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ;
  2. синтез;
  3. развивать умение получать информацию из различных источников;

 

Личностные:

  1. иметь представление о целостности окружающего мира;
  2. испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
  3. понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
  4. актуализация своего опыта;

 

Воспитательные:

  1. воспитывать экологическое мышление;
  2. воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи;

 

УМК: «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 13.10.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3 «е»

Урок: 3

Время: 9:15-9:50  Кабинет: 209

Студент: Саетгалина Элина Даниловна

Группа: 45

Учитель: Залялова Нейля Анатольевна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Превращение и круговорот воды»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе;
  2. учить работать с гипотезой;

Предметные:

  1. сформировать у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;
  2. понимать причины и процесс круговорота воды в природе;
  3. учиться способам определения значений новых слов;

Развивающие: 

  1. развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ;
  2. синтез;
  3. развивать умение получать информацию из различных источников;

Личностные:

  1. иметь представление о целостности окружающего мира;
  2. испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
  3. понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
  4. актуализация своего опыта;

Воспитательные:

  1. воспитывать экологическое мышление;
  2. воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи;

УМК: «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Элина Даниловна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

-У вас на столах лежат листы самооценивания. После выполнения задания вы будете ставить себе на нем оценку.

Сегодня наш урок пройдёт под девизом: «Наблюдай, исследуй, делай вывод».

Отправляемся в очередное путешествие с Новаторами - Фил, Нана, Нео и Тесла (герои из одноименного мультфильма)

 

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздатка

Учебная презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Организует актуализацию знаний через подводящий диалог

1. Фронтальный опрос от Фила.

https://urok.1sept.ru/articles/693607/img1.jpg

- О каком веществе шла речь на прошлом уроке? 

В чём убедились?

(Мы убедились в том, что вода одно из самых главных богатств земли.)

- А что мы исследовали?

- Ребята, у вас на партах листы для фиксирования результатов работы на уроке.

- Проверить ваши знания о воде поможет тестирование. Выберите номера правильных утверждений.

Тестирование

  1. Вода - жидкость белого цвета
  2. Вода - растворитель
  3. При нагревании вода сжимается
  4. Вода - хороший проводник тепла и холода
  5. Вода не имеет запаха
  6. При охлаждении вода сжимается
  7. Вода - прозрачная жидкость
  8. При нагревании вода расширяется
  9. Вода имеет запах
  10. Вода бесцветная жидкость

Сейчас мы с вами проверим тест и выставим оценки в листе самооценивания.

Фенологическая задача с Нео

- Подсчитайте, сколько веществ упоминается в этом тексте?

4 ноября моросил мелкий дождь. К обеду похолодало, стал заметен пар от дыхания людей. На деревьях появился серебристый иней. Лужи покрылись льдом. К вечеру начался сильный снегопад.

- Сегодня вы должны подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира, а что для этого следует сделать?

- Посмотрите на фотографии, вспомните текст, который я читала и подумайте, что объединяет эти изображения?

На всех фотографиях - вода, но вода чем-то непохожая, чем?

- На какой вопрос вы бы хотели получить ответ?

- Как вы думаете, может вода изменяться (превращаться в лёд, снег…)?

-Как? От чего это зависит?

(вода)

(Мы убедились в том, что вода одно из самых главных богатств земли.)

(Свойства воды)

(ответы на слайде)

(Речь идет об одном веществе - воде в разных состояниях: твердом - снег, лед, иней, жидком - дождь, газообразном - пар).

(Продолжим свои исследования)

(на изображениях вода)

(Она разная: лёд, снег, пар,… )

(Почему вода бывает разной?)

(да)

(Предположения детей. Выдвижение гипотез)

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Давайте с помощью ребуса попробуем сформулировать тему нашего урока.

-Теперь попробуем поставить цель нашего урока с помощью опорного слова «узнать»

- Почему вода бывает льдом, снегом, градом?

- Где можем найти ответы на наши вопросы?

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

(превращение и круговорот воды)

(узнать о 3 состояниях воды)

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

(просмотр видеосюжета «Три состояния воды» Окружающий мир)

1) Практическая работа

- Выполните задание в Рабочей тетради на стр.33 - кроссворд.

2) Работа в группах

- Разделимся на три группы исследователей. Вспомним правила работы.

- Первая группа рассмотрит жидкое состояние воды. Вторая - твердое, третья - газообразное. Перед вами картинки, выберите только те, которые относятся к вашей группе. В статье учебника узнайте, чем характеризуется данное состояние. (самостоятельная работа под контролем учителя)

- Чаще всего мы используем какую воду?

(Картинки - лёд, снег. Карточка - твёрдое состояние воды)

- При какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое?

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии.

- Что нового узнали о воде (или чему нашли подтверждение)?

(Вывод (с помощью статьи учебника): испаряясь, вода становится невидимым паром и из жидкого состояния переходит в газообразное состояние. При температуре 0 вода переходит в твердое состояние)

- Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом - лёд, снег, газообразном - пар

(на доске закреплены карточки - состояние воды)

https://urok.1sept.ru/articles/693607/img3.jpg

- Расскажите, как образуется снег.

- Что значит «вода испаряется»?

(На доске карточка - состояние воды)

(в жидком состоянии)

(отвечают соответствующие группы)

(Картинка - пар. Карточка - газообразное состояние воды)

(Карточка - испарение)

(Превращается в пар.)

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Ученая презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

Интерактивная игра от Наны 

https://urok.1sept.ru/articles/693607/img4.jpg

1. Туман и пар - это вода…

  • В жидком состоянии
  • В газообразном состоянии
  • В твердом состоянии

2. При конденсации происходит превращение…

  • Льда в жидкую воду
  • Жидкой воды в пар
  • Жидкой воды в лёд
  • Пара в жидкую воду

3. Выбери, что из перечисленного не входит в круговорот воды в природе.

  • Из облаков выпадает снег или дождь
  • Высоко в воздухе пар охлаждается и превращается в облака и тучи
  • Просачиваясь под землю, вода попадает в ручьи и реки, а из них - в моря и океаны
  • Некоторые животные строят свои жилища под водой

4. Водяной пар - это вода…

  • В газообразном состоянии
  • В твердом состоянии
  • В жидком состоянии

5. Какие предложения верны?

  • При замерзании вода сужается
  • Вода встречается в природе в трех состояниях: твёрдом, жидком, газообразном
  • При замерзании вода расширяется
  • Вода замерзает при 5 градусах

6. Выбери, на каком из рисунков правильно показано превращение твердой воды в жидкую _____

https://urok.1sept.ru/articles/693607/img5.jpg

7. Как объяснить, что бутылка с водой, оставленная на морозе, лопается?

Это происходит потому, что…

  • Лёд занимает больший объём, чем вода
  • Вода, превращаясь в лёд, сжимается
  • Через стекло в нее попадает воздух
  • Лопнувшая бутылка была с повреждением

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Учебная презентация

Слайд 11

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

Видео физминутка

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения за учителем и за видео

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

1. Моделирование схемы круговорота воды в природе.

- Перед вами рабочая тетрадь. Откройте стр.34, задание 4, вы попробуете изобразить схему того процесса, который мы с вами обсуждали.

- Используйте стрелки и свои условные обозначения. Подумайте, как изобразить пар, дождь, облачко.

- Покажите, что у вас получилось.

- Я тоже сделала свой проект.

Наглядная демонстрация на слайде - анимированная схема сопровождается комментариями учителя.

- Если кто-то не справился, поправьте свои работы.

- Ребята, как называется этот процесс, который мы с вами получили.

- Подпишите свои проекты.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация : слайд 12

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

Сейчас мы выполним самостоятельную работу.

Вопрос № 1

Укажи состояние воды при температуре ниже О °С.

 жидкое
 газообразное
 твёрдое
 мягкое

Вопрос № 2

В каком состоянии находится вода, если ты видишь на траве росу?

 в твёрдом
 в загрязнённом
 в газообразном
 в жидком

Вопрос № 3

Как образуются снежинки?

 вода испаряется
 вода замерзает
 вода охлаждается
 тает лёд

Вопрос № 4

Что представляет собой вода в газообразном состоянии?

 лёд
 капли
 водяной пар
 сугроб

Вопрос № 5

Почему водоёмы не промерзают до дна?

 лёд постепенно тает
 лёд легче воды
 на глубине вода теплее
 вода превращается в пар

Вопрос № 6

Почему пар в облаках превращается в воду?

 пары воды тяжёлые
 водяной пар соединяется в капли
 воздух высоко над землёй холодный
 пар - это капли воды

Вопрос № 7

Укажи, во что может превратиться вода.

 в иней
 в кислоту
 в дождь
 в росу

Вопрос № 8

Какие утверждения верны?

 Снег тает при температуре ниже О °С.
 При превращении в лёд вода сжимается.
 На Земле постоянно происходит круговорот воды.
 Превращаясь в лёд, вода расширяется, поэтому лёд разрушает горы.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Рисуют.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Учебная презентация: слайд 13, 14

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Наш урок подошел к концу. И наши Новаторы прощаются с вами до следующего урока.

https://urok.1sept.ru/articles/693607/img6.jpg

  • Удалось ли вам достичь цели урока?
  • Что вызвало наибольший интерес?
  • С какими трудностями вы столкнулись, что помогло вам их преодолеть?

Передайте своё настроение от урока с помощью цвета.

Раскрасьте каплю

  • зелёным карандашом, если у вас хорошее настроение после урока
  • жёлтым - ровное
  • красным - вы недовольны своей работой и настроением

Домашнее задание

  1. Придумать сказку о путешествии капельки воды (по выбору).
  2. Прочитать текст учебника на с. 55-58, ответить на вопросы «Проверь себя».
  3. Выполнить задания в рабочей тетради №5 (с.25).
  4. Изготовьте из пластилина на дощечке или фанерке модель круговорота воды в природе. Расскажите по этой модели о круговороте воды.

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация: слайд 15 с темой урока

Раздаточный материал «Лесенка успеха»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Технологическая карта урока обучения грамоте и письму «Строчная и заглавная буквы Ц, ц» (УМК "Школа России", 1 класс)

Тема урока «Строчная и заглавная буквы Ц,ц» Тип урока: закреплениеЦель урока: закрепление умения писать строчную и заглавную букву [це]; совершенствование навыка чтения слов по слогам...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе" (УМК "Школа России", 3 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о превращениях и круговороте воды, как важнейших явлениях в природе.Задач...

Технологическая карта урока обучение письму «Письмо слов с заглавной и строчной буквой Б» (УМК «Школа России», «Чудо-пропись», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся графического навыка письма буквы Б, б.Планируемые результатыПредметные:1. Различать понятия «звук» и «буква».2. Уметь писать аккуратным р...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Зачем люди осваивают космос?" (1 кл.) «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 1 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 1 класс 2 часть).

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью...

Технологическая карта по математике по теме: "Величины" (2 кл.) «Школа России», учебник Математики: 2 класс.: М. И. Моро – М.: Просвещение – Ч.2.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; Задачи урокаПланиру...