Конспект урока по окружающему природному миру "Зима. Зимние забавы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Хасанова Татьяна Алексеевна

Данный  урок  по предмету Окружающий природный мир является уроком №3  в системе уроков по разделу «Зима».  Тема урока: «Зима. Зимние забавы»

Цель урока: закрепить знания учащихся о зиме, зимних явлениях; закрепить знания о зимних забавах.

Задачи:

Образовательные: Обучать детей действиям с предметами.  Закрепить социальные умения и навыки, захватывать,  держать и удерживать  предметы, формировать графомоторные навыки.

Воспитательные: аккуратное выполнение предложенных действий, Развивающие: формировать эталон (форма-круг -шар), развивать мелкую моторику.

Коррекционная задача: корригировать стереотипии (тактильные, двигательные), внедрение здоровьесберегающих технологий.

 Для реализации каждой задачи были подобраны следующие методы и приемы:

-  наглядные (картинки, экскурсия, выставка книг);

     -  словесный (беседа, указания,  пояснение, использование художественного слова);

     - практический (игра, детское прикладное творчество)

В данном классе я поставила следующие задачи, направленные на формирование Универсальных Учебных Действий:

- личностные: способность к самооценке, установка на здоровый образ жизни, адекватное понимание причин успешности/ не успешности учебной деятельности;

- познавательные: формулировка проблемы, умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации, рефлексия деятельности;

 - коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, управление поведением;

 - регулятивные: контроль и оценка.

Принципы: личностно - ориентированный,  деятельностного обучения, природосообразности, принцип здоровьесбережения, принцип тематичности, принцип заинтересованности, проблемно-игровое обучение.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты :

Закрепят:

  • знания о зиме
  • свойства снега

Повторят:

  • форму – круг - шар

Умеют:

  •  Фиксировать взгляд
  • Удерживать в руках предмет
  • Передавать предмет
  • Манипулировать предметом

      Урок носит комплексный характер, так как реализация задач осуществляется средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

      Длительность урока соответствует гигиеническим нормам для детей с ТМНР – 30 минут.

          Урок включает в себя 3 этапа, которые предусматривают быструю смену деятельности, с тем, чтобы не допускать  утомляемость детей.

По данной теме проводилась предварительная работа, которая осуществлялась через следующие формы и методы коррекционно-развивающей работы на уроках: наблюдение, беседа, слушание стихов с использованием иллюстрационного материала, музыкального сопровождения и сказкотерапии через индивидуально-дифференцированные формы работы с детьми. Закрепление умений и навыков держания и захватывания предметов, передача предметов из рук в руки.

          1 этап. Организационный момент – предполагает переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание  эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

          На основном этапе урока дети выполняют практическую деятельность, что способствует формированию и расширению жизненных компетенций воспитанников (работа с картинками, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнение на развитие графомоторных навыков).

Индивидуальная практическая деятельность с элементами математических представлений.

Задания «Найди пару»

- учатся сопоставлению предметов, выявлению общих признаков;

- развивают память, концентрацию внимания, мыслительную способность;

-улучшают моторику пальцев;

-закрепляют понимание терминов «разные», «одинаковые», «парные».

игра «Снежки»

         2 этап. Совместная практическая деятельность, направлена на выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части урока осуществляется индивидуализация обучения (показ, дополнительное объяснение). Создаются условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

          3 этап - посвящается подведению итогов. Анализ и оценка достигнутых результатов совместной деятельности. Эффективность рефлексивной части: отношение детей к занятию, мотивация детей на перспективу.

          Рефлексия в конце урока дает возможность детям расслабиться и получить эмоционально-положительный настрой.     

Я дифференцированно подхожу к оценке результатов деятельности детей, что способствует формированию развитию мотивационной сферы.

            Все этапы урока логичны и последовательны, подчинены одной теме. Создание поисковых и проблемных ситуаций активизирует мыслительную и речевую деятельность детей.

          В ходе урока использовалось музыкальное сопровождение.

          Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, трудовая.

        В соответствии с требованиями ФГОС при проведении урока я использовала здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика), которые являются самым важным для детей с ТМНР  и использовала их на основном этапе урока.

        Чтобы добиться цели урока, я подобрала игры и задания, соответствующие возрастным особенностям.

        Материал урока оказался интересным для учащихся.

        В ходе урока была организована индивидуальная, групповая работа учащихся.

        Наиболее эффективным оказался индивидуальный вид работы, потому что детям с ТМНР  свойственно лучше воспринимать материал индивидуально.  

        Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, объем и характер самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_-_hasanova_t.a.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 52» (ГКОУ СКОШИ № 52)

             Конспект урока в 1Г классе (ТМНР)

по предмету: Окружающий природный мир

на тему: «Зима. Зимние забавы»

Подготовила и провела

                                                                       учитель начальных

                                                                             классов Хасанова Т.А.

февраль 2023г

Цель: закрепить знания учащихся о зиме, зимних явлениях; закрепить знания о зимних забавах.

Задачи:

Образовательные: Обучать детей действиям с предметами.  Закрепить социальные умения и навыки, захватывать,  держать и удерживать  предметы, формировать графомоторные навыки.

Воспитательные: аккуратное выполнение предложенных действий, Развивающие: формировать эталон (форма-круг -шар), развивать мелкую моторику.

Коррекционная задача: корригировать стереотипии (тактильные, двигательные), внедрение здоровьесберегающих технологий.

Методы и приемы:

-  наглядные (картинки);

     -  словесный (беседа, указания,  пояснение, использование художественного слова);

     - практический (игра, детское прикладное творчество)

Предполагаемые результаты :

Закрепят:

  • знания о зиме
  • свойства снега

Повторят:

  • форму – круг - шар

Умеют:

  •  Фиксировать взгляд
  • Удерживать в руках предмет
  • Передавать предмет
  • Манипулировать предметом

Предварительная работа: наблюдение, беседа, слушание стихов с использованием иллюстрационного материала, музыкального сопровождения и сказкотерапии через индивидуально-дифференцированные формы работы с детьми. Закрепление умений и навыков держания и захватывания предметов, передача предметов из рук в руки.

Оборудование: вырезанные снежинки, пособие-картинка «дорожки» Венгера, пособие-картинки с изображением рукавиц на липучках, сюжетные картинки, «снежки» из пенопласта, аудиозапись

Словарная работа: снегопад, забава.

Литература:

  1. Войлокова Е.Ф Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ Е.Ф.Войлокова,Ю.В. Андрухович, Л.Ю.Ковалева.-М.:КАРО, 2005.-293с.
  2. Катаева А.А.Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии:пособие для учителя/А.А.Катаева, Е.А.Стреблева.-М.:ВЛАДОС,2001.-224с.
  3. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. Пособие для студ. сред. пед.учеб.заведений/И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько.-М.:Академия, 2001.-192с.
  4. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития. И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.
  5. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе / Л. М. Шипицына. – СПб.: издательство РЕЧЬ, 2002 г. – 120 с.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1 этап

Организационный момент

«Здравствуйте, дорогие ребята.  Здравствуйте, уважаемые гости.  Ребята, посмотрите как много сегодня у нас гостей. Какой замечательный зимний  день! Ребята, какое время года я назвала, кто был внимательным?

Тема нашего сегодняшнего урока: «Зима. Зимние забавы». Мы поговорим о зиме, о ее признаках, о зимних забавах, поиграем и сделаем на память о зиме поделку».

 «Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся»

Какое у вас настроение.

Нас сегодня ждет много интересных заданий. Я уверена, вы справитесь со всеми заданиями. Готовы? Красиво сядем и начнем.

Радостное

Основной этап

Гимнастика для глаз

Пальчиковая гимнастика

Физкульт минутка

2 этап

Практическая деятельность

3этап

Рефлексия

Вспомните какое сейчас время года?

Посмотрите на картинки и выберите ту, которая относится к зиме.

(индивидуально у доски Ксюша)

А теперь проверьте, все ли правильно вы сделали?

Какие признаки зимы вы знаете?

Вы назвали много признаков зимы.

 Перед началом выполнения следующего задания мы с вами выполним гимнастику для глаз и наших пальчиков.

Разотрем ладошки и приложим к глазкам. Вашим глазкам тепло, а вам сейчас хорошо и спокойно.

 Открываем глазки и улыбаемся.

1,2,3,4,5

Мы во двор пришли гулять

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись

Все в снегу домой пришли

Съели суп,  писать пошли.

«Снежинки летят»

Посмотрите, что тут нарисовано?

Правильно, снежинки! Снежинки - это признак зимы? Снежинки что делают? Давайте возьмем наши карандаши и нарисуем дорожку для каждой снежинки, как красиво они летят?

(Задание по типу «дорожек» Венгера).

«Снегопад»

Ребята, а вы знаете, как называется зимнее явление, когда падает много снежинок – СНЕГОПАД. Давайте повторим все вместе.

Посмотрите, какие красивые снежинки! (на парте разложены снежинки, вырезанные из бумаги или из ткани).

Какого они цвета?

Индивидуально: Богдан найди все самые большие снежинки. Ксюша посчитай, сколько больших снежинок. Покажи цифру. Миша найди самые маленькие. Влад сколько маленьких снежинок, посчитай. Покажи цифру. Отлично.

А что мы надеваем на руки зимой, чтобы не замерзнуть?

«Найди одинаковые»

Ой, посмотрите, как много у меня есть красивых варежек. Внимательно посмотрите и найдите одинаковые.

Зимние забавы. Зима морозная пора, но очень  много игр, развлечений и забав она приносит людям. ЗАБАВА –это игра.

(картинка «Дети играют в снежки»)

И одна из таких забав Игра в «Снежки». Давайте поиграем.

Посмотрите какую форму имеет снежок?

Как вы думаете, что можно сделать из них?

 Сейчас мы с вами слепим снеговика, точнее сделаем аппликацию.

      У вас на столе в конвертах – детали; на картоне, который будет служить фоном, наклеена клейкая лента, к ней мы приклеим наши детали. Начинаем с самого большого круга, его приклеиваем вниз, затем – средний, и самый маленький – голова, прикрепляем руки, ведро, и наш снеговик готов. Давайте повесим ваши работы на доску, чтобы все ребята и наши гости могли ими полюбоваться.

     

  Какие молодцы, вы справились со всеми заданиями. (спросить каждого чей снеговик самый красивый)

Чем мы с вами занимались? Что вам больше всего понравилось? Какое настроение у вас в конце урока? Спасибо за работу. Наш урок окончен.

- Зима.

Ученики просматривают все предложенные им картинки (зима, к этим картинкам прилагает еще несколько, к зиме не относящихся (лето, осенний лист, весна).

Смотрим на предложенную картину и обобщаем признаки зимы.

Ученики берут письменные принадлежности и начинают проводить непрерывную линию.

-Белые.

Ребенок ищет снежинки большого и маленького размера, считает их.

Варежки, перчатки.

Ученики внимательно смотрят на картинку и ищут варежки с одинаковым рисунком.

Ученики играют в игру «Снежки»

Шар

Снеговика

Ученики выполняют аппликацию под контролем учителя

(хорошее, веселое, приятное, радостное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).Тема урока: Овощи и фрукты. Предмет: Окружающий природный мирТип урока: усвоение новых знаний Организационная форма: индивидуа...

Конспект урока по окружающему природному миру (индивидуальное обучение) в 1 классе для школы 8 типа

Тема: Узнавание ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника)....

Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир" - "Зимние забавы"

Конспект направлен на уточнение представлений обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития о зимни...

Конспект урока по окружающему природному миру по теме "Зимующие птицы"

Конспект урока разработан для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ТМНР.  Предмет: Окружающий мир. Тема: "Зимующие птицы"....

Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»

Конспект урока по Окружающему природному миру «Овощи (перец), внешний вид (вкус, запах). Съедобные и несъедобные части овоща»...