Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Где зимуют птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Копотилова Виктория Сергеевна

Разработка урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Где зимуют птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._okruzhayushchiy_mir_1.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Учитель:Копотилова В.С.

Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Цели:

Образовательная: познакомить с перелетными птицами; расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях;

Развивающая: развитие познавательных способностей учащихся, совершенствование мыслительных операций, монологической речи, формирование умений осуществления самоконтроля и самооценки

Воспитательная: формирование эмоционально- личностного отношения к явлениям окружающего мира, приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе, воспитывать интерес к предмету

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о птицах, расширять знания детей о жизни птиц; сформировать представления о методах работы орнитологов;

Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, выделять главное и делать выводы;

Воспитательная: пробуждать любознательность воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению. воспитывать заботливое отношение к птицам;

Планируемые  результаты:

Предметные: знать условия, необходимые для жизни зимующих и перелётных птиц; основные правила поведения в местах обитания птиц; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

Познавательные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике)информации, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

 Регулятивные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

Тип урока. Изучение нового материала .

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация (изображение птиц, зимующих в наших краях, перелётных птиц; звукозаписи «разговоров»  птиц), опорные слова схемы нового материала, учебник, пазл для работы в группе, карточки для работы в парах

                                    Ход    урока

1.    Орг. момент.

- Ребята, сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у вас возникнут.

 

II.  Повторение.

     - Где путешествовали мы на прошлом уроке? Что узнали об этих районах?

 -Кто обитает в САВАННЕ?

-Кто живет в ТРОПИЧЕСКОМ ЛЕСУ?

-Какая разница между слонами, которые там живут?

III. Актуализация знаний.

 - Ребята, к кому же мы сегодня отправимся в гости?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…… (птица)    (Cлайд 1)

-Мы сегодня отправимся в гости к птицам

- Кто же такие птицы? - По каким совершенно определённым признакам можно узнать птиц? (тело птиц покрыто перьями)

- Все ли птицы выглядят одинаково? (нет)

-На какие группы можно поделить птиц?

IV. Постановка темы и цели урока.

Мы продолжим знакомство с пернатыми друзьями.

-  Сегодня поговорим о том, где и как зимуют птицы?  (Cлайд 1)         

V. Работа над темой урока

  1. Беседа

– С приходом зимы жизнь в природе сильно изменилась. Можем ли мы сейчас, выйдя на улицу, услышать разнообразные песни птиц? Почему? (Многие птицы улетели в тёплые края.)

– Как вы думаете, почему некоторые птицы улетают в тёплые края? (ответы уч-ся)

        Отгадайте загадки и вы узнаете название птиц, которые остаются у нас зимовать. (После отгадки появляется изображение птицы)

2. Работа над загадками

 Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор.

Лесной «доктор».      (Дятел)       (Cлайд 2)

  Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.  (синица)     (Cлайд 3)

 Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.      
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
(воробей).        (Cлайд 4)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и…..( Совы)             (Cлайд 5)

Чёрная птица,

Никого не боится,

На зиму не улетает,

Нашу местность оживляет. 


В поле – помощницы, вроде,
Бандитки – в саду, в огороде:
Вишни и сливы, дыни, горох…
От крика их в поле трактор оглох.
И если устроена свалка,
Там тоже окажется …
(Галка)        (Cлайд 6)

Тащит в дупла лип упорно 
Желуди, орехи, зерна, 
Как заправский кладовщик 
Бойкий ...ПОПОЛЗЕНЬ ямщик.          (Cлайд 7)

3. Беседа.

– Птицы, которые не улетают от нас осенью, как мы их можем назвать? (называются зимующие)

На доске схема:

ПТИЦЫ            ЗИМУЮЩИЕ

– Назовите зимующих птиц?

 – Чем они питаются? (ответы детей)

 – Зимующие птицы находят корм круглый год. Они могут питаться и семенами, и плодами, и насекомыми, держатся ближе к жилью человека.

 – Легко ли им зимой? (ответы детей)

 – А как мы можем им помочь? (ответы детей)    (Cлайд 8)

- Чем можно кормить птиц?  (ответы детей)

 – А к кому прилетают в зимнюю «столовую» пернатые гости? (ответы детей)

 – Какие птицы вы видели в своей кормушке? (ответы детей)              

 – Зимой птице страшен не мороз, а голод. Главное, чтобы корм в кормушке был всегда, и не был засыпан снегом.

Покормите птиц зимой!       (Cлайд 9)

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

VI. Физкультминутка (с игрой на внимание)

– Сейчас я буду показывать движения и называть слова – названия птиц. Вы движения повторяйте за мной.Если вы услышите “лишнее” слово, нужно будет хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки,
макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы,
зайцы, воробьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы,
комары, кукушки.

VII. Продолжение работы над темой урока

1. Беседа.

 – А как можно назвать остальных птиц, (которые улетают) ?

Почему Вы их назвали перелётными?

                               ЗИМУЮЩИЕ

ПТИЦЫ            

                            ПЕРЕЛЁТНЫЕ

– Объясните это слово (эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).

 - Где же зимуют перелётные птицы?  (ответы детей)

Подумайте, почему  зимой птицы улетают от нас в теплые края?\\- Для них нет пищи.

–  Как люди узнали, что птицы улетают в тёплые края? (ответы детей)

–  Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной.

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в 18 веке люди утверждали, что птицы улетают на ..Луну. Добираются туда будто 60 дней и погружаются в спячку.

Ученые орнитологи (изучающие жизнь птиц) точно определили, где именно зимуют разные птицы.

  А как они это сделали? Подумайте. (ответы детей)

 2. Работа по учебнику. (с….) (Чтение, рассматривание рис.)

Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца.

- Давайте рассмотрим эти кольца на рисунке  и подумаем, как же они могли помочь ученым. (ответы учащихся)

На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции (передвижении) птиц. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы.

(Cлайд 10,11)

(Cлайд 12)

Ласточки летом живут практически на всей территории России, а зимуют в Африке. Журавли тоже живут в России, а на зиму улетают в Индию и в другие теплые края.

2. Работа над загадками

Отгадайте загадки и вы узнаете название птиц, которые улетают в тёплые края . (После отгадки появляется изображение птицы)

Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.   
(Ласточка)    (Cлайд 13)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)        (Cлайд 14)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый…..( Скворец)          (Cлайд 15)


 В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
      
(Жаворонок)                       (Cлайд 16)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней,

Кто же это? (Соловей).          (Cлайд 17)

В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухли на яблоньке почки,

 Он ёжится, зябнет на ветке росистой.

Но песни не бросит певец голосистый:

На яблоньке звонко поёт, не смолкая,

Встречая зарю долгожданную мая.   (Зяблик)     (Cлайд 18)

VIII. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

  1. Закрепление.

1. Работа в парах

У вас на партах листочки с заданием. В каждом столбике по три названия птиц. Нужно обвести в кружок “лишнюю” птицу и объяснить свой выбор.

дятел
ласточка
журавль

воробей
скворец
синица

поползень
сова
жаворонок

соловей
зяблик
галка

2. Работа в “Рабочей тетради” (стр. 14)

Соотнеси название птиц с рисунком. Помоги птицам разобраться, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. У каждой перелётной птицы нарисуй на лапке кольцо.

3. Групповая работа

Собрать пазлы “Птица”, наклеить их на альбомный лист. Определить название птицы, зимующая или перелётная.
Работы вывешиваются на доску, обсуждаются коллективно.
Для групп, закончивших первыми, предлагаются 
дополнительные вопросы (или обсуждаются коллективно)

1) Что зимой для птицы страшнее: голод или холод? (Голод.)

2) Весной на берёзе можно увидеть отверстия, расположенные по стволу кольцом. Кто-то лакомился берёзовым соком. Кто этот сладкоежка? (Дятел.)

  1. Этих птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (Голуби.)

X.  Итог урока.

-Ребята, давайте подведём итог нашему уроку.

- Кто такие птицы?

- На какие две группы мы разделили птиц? (зимующие, перелётные)

- Где же зимуют зимующие птицы и чем они питаются? (в нашей местности)

- Где зимуют перелётные птицы? (в тёплых краях)

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

-Молодцы!

 

- Да, ребята, какая красота, эти птицы, какое чудо живая природа!

- Конечно, природу и всё живое вокруг нужно беречь, тогда лишь жизнь на Земле будет продолжаться! Я надеюсь, что вы будете  помогать птицам и сохраните им жизнь, чтобы весной вся певчая компания радовала нас своей неповторимостью.

 

XI Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Думаю, что каждый для себя открыл что-то новое и интересное сегодня на уроке.

- Сейчас я предлагаю вам подвести итог своей работы на уроке.

(Cлайд 19)

                                                                Увы, я сегодня не очень

                                                                        хорошо работал и                    У меня всё было хорошо, многое

Ура! Здорово!                                                       не понял урок.                     получалось, но мне придётся дома                                Я научился группировать                                                                                     повторить материал.

птиц на зимующих и перелётных.                                                    .        

У меня всё сегодня получалось.

 

XII Рекомендации

– Рассказать родителям, что узнали нового о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема "Птицы". УМК "Школа России"

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Птицы" Программа "Школа России". Учебник А.А. Плешакова.Цели:1. Познакомить детей с птицами.2. Учить определять принадлежность животного к своей группе.3.Во...

конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зимующие птицы".

Урок  для  2  класса по  программе   Школа  России....

Урок по окружающему миру 1 класс "Зимующие птицы".

Материал позволит вам провести урок на высоком эмоциональном уровне....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Как зимой помочь птицам?»

Данное мероприятие знакомит обучающихся с зимующими птицами, раскрывает важность заботы о птицах зимой; заинтересовывает обучающихся в решении данной проблемы; учит изготавливать простейшую кормушку; ...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Зима» УМК "Планета Знаний" 1 класс

Урок составлен по программе УМК "Планета Знаний" в соответствии с ФГОС....

Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и переле...