Проектная задача по окружающему миру для 2 класса «Юный натуралист»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Ляксуткина Наталья Петровна

Проектная задача используется как форма обобщающего урока по теме «Природные сообщества»/

Цели и педагоги­ческие задачи (пе­дагогический за­мысел)

1. Закрепление изученного материала, выяснить, в какой   мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями по теме «Природные сообщества»

 2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудниче­ства в ходе различных этапов решения поставленной задачи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная задача 2 класс193.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача по окружающему миру для 2 класса «Юный натуралист»

Методическая справка к проектной задаче по окружающему миру 2 класс

 «Юный натуралист»

Проектная задача используется как форма обобщающего урока по теме «Природные сообщества»

Данная проектная задача рассчитана на участие 5-6 человек в каждой малой группе. Продолжительность выполнения проектной задачи -2 учебных часа.

Название  

Юный натуралист

Предмет

Окружающий мир

Класс

2

Тип задачи

Предметная  одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Закрепление изученного материала, выяснить, в какой   мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями по теме «Природные сообщества»

 2. Оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

1.Знают природные сообщества, а также классифицируют деревья, умеют выделять их основные признаки.

 2.Умеют  в малой группе распределять задания между участниками, работать по заранее подготовленному плану.

3Умеют осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей

Планируемый педагогический  результат

1. Демонстрация учащимися способности переносить ранее приобретённые знания в новую ситуацию.

2. Умение создать конечный продукт — плакат, работая в малой группе

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе решения задачи оценивается:

- владение   учащимися    необходимым предметным материалом;

- умение правильно распределять растения и животных (рыб, насекомых, птиц и зверей) и  решать задачу в целом;

 -умение грамотно располагать материал, создавая продукт

- умение  взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи. Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе

  

Алгоритм работы над проектной задачей

  1. Выберем командира группы.
  2. Прочитаем историю проектной задачи.
  3. Определим, какая проблема возникла у героев и что   нужно сделать, чтобы решить проблему?
  4. Определим конечный продукт.  
  5. Запишем план работы и распределим роли в группе (перечислим, что нам нужно сделать   и кто что будет делать).
  6. Работаем  в группе по плану.
  7. Защитим  продукт.

                Описание проектной задачи (текст)

Текст проектной  задачи

       Ребята, сотрудники журнала «Юный натуралист» обратились за помощью.  В далекую страну в командировку уехал ведущий рубрики  «В мире деревьев». Вот уже неделю  он не выходит на связь. Очередной номер журнала  уже нужно публиковать, а  материала нет. Давайте поможем редакции: нужно подготовить плакаты о деревьях наших лесов.

Каждая группа выбирает себе дерево, распределяем работу, готовим плакат

  • Как называется это дерево?
  • Какое оно по величине?
  • Где чаще всего  растут деревья?
  • Из каких частей состоит?
  • Какую пользу может принести людям?
  • Как изменяется в разные времена года?
  • Что можно сделать из этого дерева?

https://ic.pics.livejournal.com/movzone/82215713/840416/840416_original.jpg

Лиственница. Окружающий мир

Деревья лиственницы - настоящие лесные великаны: ствол 30-40 м в высоту, до 2 м в диаметре.

Ветки у лиственницы редкие. Листья - мягкие плоские иголки, сидят пучками или вьются спиральками. Держатся они всего год. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно берёза или осина - листья. Лиственница поэтому так и называется. А весной у лиственницы вырастает новая хвоя.

Хвоя лиственницы мягкая. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых они собраны в пучки.

Лиственница очень светолюбива. Она имеет рыхлую, ажурную крону, пропускающую много света. Как и другие светолюбивые деревья, лиственница быстро растёт в молодости.

Весной на её изумрудных ветвях будто загораются красные, зелёные и жёлтые огоньки - женские шишки и мужские колоски. После опыления шишки темнеют, становятся похожими на сушёные грибы, развешанные на ветках белками.

Лиственница неприхотлива, растёт на разных почвах. Может расти и далеко на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево. Ни сосна, ни ель не выносят мёрзлой почвы.

В конце лета или ранней осенью лиственница предстаёт в праздничном, золотисто-оранжевом наряде. Кажется, что суровая сибирская тайга озарена нежным золотистым сиянием.

Ударят первые крепкие заморозки, и золотистая хвоя начинает тихо струиться с деревьев. Всего за несколько дней теряют лиственницы свой величественный убор, да так и остаются на всю зиму оголёнными. Правда, лиственница не из робкого десятка: она спокойно встречает снежные вьюги, щедро разбрасывая свои крылатые семена как раз зимой. Немало припасла она их в многочисленных коричневатых шишечках.

Древесина лиственницы тяжёлая, смолистая, крепкая. Брёвна долго сохраняются в воде, не загнивая, благодаря чему используются для различных подводных сооружений (свай мостов, причалов, плотин т. д.). Хороша древесина также для рудничных стоек, шпал. Её применяют при постройке кораблей.

Сосна – вечнозелёное дерево из семейства хвойных, покрытое корою бурого или пепельного цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён прочное бревно сосны было в большом употреблении. Оно служило и топливом, и материалом для построек и различных изделий.

Сосна любит разместиться на сухих, песчаных пригорках, деревья могут стоять как небольшими группами, так и поодиночке. Приживается сосна и на открытых заболоченных местах — могучая корневая система позволяет ей сделать это. Сосна светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу.

«Хорошо в сосновом бору! Сидишь под сосной на сухих иголках и слушаешь, как пёстрый дятел долбит ствол, потом с криком перелетит на другое дерево. За дятлом летят синички. На закате красной медью горят сосновые стволы. Скоро стемнеет, и всё равно не хочется уходить из соснового бора. Слышно, как ветер шумит в сосновых вершинах и чешуйки сыплются сверху – это сосна шелушится».

Сосна — древнейший лекарь. Ее целебная хвоя входила в лечебные составы ещё пять тысяч лет тому назад. Узнали об этом специалисты, разобрав надписи на глиняных табличках, раскопанных на месте старинных городов.

В Древнем Египте смола сосны была непременным компонентом лечебных составов. Утверждается, что эти смеси до настоящего времени (спустя три тысячи лет!) не утратили своих целебных качеств.

В русской речи есть такое выражение: «Заблудиться в трёх соснах». Это значит не суметь найти выхода из достаточно лёгкой ситуации.

Вот однокрылая сосна…
Прижатая к сосне-соседке,
Сухие, немощные ветки
Давно утратила она.

Зато единственным крылом
Она в метели и морозы
Прикрыла голый ствол березы.
И так стоят они втроем…

С.Маршак «Вот однокрылая сосна»

Сосновый бор славится особой тишиной. Тишиной, навевающей романтическое настроение. Хорошо побывать в сосновом бору. Представьте себе, сколько удивительных открытий и прекрасных эмоций подарит вам прогулка в те места, где царствуют сосны.

Береза очень распространенное дерево, которое отличается от других своеобразной корой – белой с черными черточками. Возле корня кора довольно грубая с глубокими трещинами. Обычно это большое дерево высотой до 30 метров с огромной кроной яркого зеленого цвета, но есть и карликовые виды. Береза – долгожитель, может расти до ста лет. Часто деревья образуют целые рощи, встречаются и в смешанных лесах. Под березами очень любят расти грибы, особенно подберезовики, а также сыроежки и белые грибы. Весной она довольно рано начинает распускать клейкие листья и "сережки" – соцветия, пыльцой которых лакомятся первые проснувшиеся насекомые, особенно пчелы. В это время в дереве много сока. Его собирают и употребляют в пищу, а также консервируют и используют для приготовления кваса.

Береза – листопадное дерево, осенью ее листья окрашиваются в нарядный золотисто-оранжевый цвет, а легкие и почти невесомые плоды разносятся ветром. Это дерево не боится морозов, поэтому может расти в суровом климате. К почве береза также неприхотлива: растет как в сухих степях, так и на болотах.

Листья березы похожи на ромб, имеют зубчики по краям. Они могут достигать до 7 см в длину и до 4 см в ширину. Их используют как корм для животных, а также сушат в виде веников для бани.

Кору березы называют берестой. Ее издавна использовали в народных промыслах. Из нее делали корзины и лукошка, на ней писали вместо бумаги. Сейчас из березовой коры делают женские украшения.

Из древесины березы получают дрова для печей и каминов, изготавливают лыжи, фанеру, приклады для оружия. Высоко ценится за свои лечебные свойства деготь – смола дерева. Применение в медицине нашли березовые почки и чага – гриб, который растет на березах.

Декоративными сортами берез украшают сады, обычные сорта высаживают вдоль полей для защиты. Молодые деревья растут довольно медленно, зато потом береза способна быстро перерасти своих соседей.

ДУБ.

Дуб дождя и ветра.

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу.

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени.

Я стою зеленый.

Значит, я выносливый,

Значит, закаленный.

Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества и знатности. Дуб посвящали покровителю искусств – богу Аполлону. В Древнем Риме желуди считались божественными плодами. Древнеримский ученый Плиний Старший так писал про дубы: «Не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».

Дуб считали священным деревом и славяне, его посвящали богу молнии и грома – Перуну.

Дуб – деревьев всех король,

У него большая роль.

(И. Горюнова).

В средней полосе нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Живут дубы 400–500 лет. Единичные экземпляры достигают возраста около полутора тысяч лет. Самый древний дуб растет в Германии. Его возраст – около 1400 лет.

ДУБ. БЕРЕЗА. Расскажите детям о деревьях.

Дуб – дерево светолюбивое. Обращали внимание на ветви дуба? Они многократно изогнутые, словно скрученные, у старых дубов имеют причудливые изгибы. Дело в том, что ветви постоянно тянутся к солнцу, к свету. Вот и меняют направление роста в зависимости от освещения.Цветут дубы в мае. Плоды – желуди – созревают осенью. Полакомиться желудями любят многие лесные жители: кабаны, олени, полевые мыши, сойки.У дуба ценная древесина: плотная, твердая, прочная с красивой текстурой. Ее используют в кораблестроении, мебельном, столярном производстве.ЗАГАДКИ.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - КВН с элементами проектной деятельности по окружающему миру.2 класс

Урок-обобщение по теме «Природа» в форме КВН с элементами проектной деятельности....

Проектная задача по окружающему миру 3 класс " Красная книга Сибири".

Проектная задача по окружающему миру 3 класс " Красная книга Сибири"....

Проблемный блок проектной задачи по окружающему миру 3 кл.

Использование проектных задач в начальной школе существенно влияет на повышение уровня познавательной активности учащихся....

Проектная задача по окружающему миру «Маршрутный лист «Золотое кольцо России» для 3 класса.

Данная работа  проводится  с целью закрепления знаний о городах золотого кольца России....

Проектная задача по окружающему миру «Природные зоны России» для 4 класса

Проектная задача  повышает у учащихся мотивацию к изучению нового материала, позволяет освоить в ходе деятельности большой объем знаний по предмету, способствует формированию познавательных, комм...

Проектная задача по окружающему миру 3 класс

Проектная задача по окружающему миру "Золотое кольцо России" 3 класс...

Проектная задача по окружающему миру «Тайны океана»

Тип задачиПредметная проектная одновозрастнаяЦели и педагоги­ческие задачи (пе­дагогический за­мысел)1. Выявление понимания учащимися ме­тода изолиний как общего способа изоб­ражен...