Технологическая карта урока окружающего мира «Мир глазами эколога», 4 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гиматова Надия Анировна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: знакомство с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе

Задачи урока

Дидактические:

1) Уметь работать с текстом, извлекая нужную информацию;

2) познакомить обучающихся с международными организациями

Развивающие:

1) Развивать умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать;

2) развивать умение работы в группе

Воспитательные:

1) Содействовать воспитанию гуманных чувств к окру-жающей среде;

2) формировать правильное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные:

1) Учить понимать последствия жизнедеятельности людей на окружающую природу, на человека в отдельности, ответственности человека по отношению к природе.

2) формировать умение работать с текстом

Личностные:

1) Осознавать свою роль в охране окружающей среды;

2) проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач

УМК: УМК «Школа России», учебник Окружающий Мир: 4 кл.: Учебник: в 2ч./А.А.Плешаков. - М.: Просвещение.-Ч.1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 23.09.2022

Школа: «МЛ №148 г.Челябинска»

Класс:

Урок: 3

Время: 10:45-11:25    Кабинет: 204

Студент: Гиматова Н.А.

Группа: 46

Учитель: Копанева Я.М.

Методист: Пометун Н.Н.

Тема урока «Мир глазами эколога»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: знакомство с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Уметь работать с текстом, извлекая нужную информацию

2.Познакомить обучающихся с международными организациями

Предметные:

1. Учить понимать последствия жизнедеятельности людей на окружающую природу, на человека в отдельности, ответственности человека по отношению к природе.

2. Формировать умение работать с текстом

Развивающие:

1. Развивать умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать

2. Развивать умение работы в группе

Личностные:

1. Осознавать свою роль в охране окружающей среды

2. Проявлять интерес к новому учебному материалу, способам решения задач

Воспитательные:

1.Содействовать воспитанию гуманных чувств к окру-жающей среде.

2. Формировать правильное отношение к природе.

УМК: УМК ««Школа России», учебник Окружающий Мир: 4 кл.: Учебник: в 2ч./А.А.Плешаков. - М.: Просвещение.-Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

 

1.Приветствует учащихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, меня зовут Надия Анировна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь.

- Вот книжки на столе, а вот тетрадки..

Не хочется играть сегодня прятки

И недосуг в классе у ребят урок уж больно важный!

- А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня в конце урока. Я желаю вам хорошего настроения и успехов на нашем уроке. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь.

Наш урок пройдет под девизом: «Знаешь-говори, не знаешь-слушай»

 

1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

КУУД:

Воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

С,П

Практический метод  (тест), взаимоконтроль

1.        Проводит проверочную работу по теме прошлого урока.

- А сейчас хотелось бы узнать, у скольких ребят знания на «пять». Вам необходимо выполнить тест, который лежит у вас на партах. Время на выполнение этого задания – 3 минуты.

Тест «Расшифровка»

1.        1 век равен - …?

А) 10 лет Р) 50 лет Э) 100 лет Т) 1000 лет

2. Наука о прошлом человека?

Б) Биология К) История Р) Химия Ж) Астрономия

3. 10 веков это- …

О) 1000 лет У) 10 лет Ф) 10000 лет А) 100 лет

4.  Предмет, выставленный в музее, на выставке- это …

К) предмет В) коллекция Л) экспонат М) витрина

5. Наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам – это…

В) Астрономия Г) Агрономия Л) Палеонтология О) Археология

6. Учреждение, где хранятся старые документы

А) Библиотека Б) Музей В)Лаборатория  Г) Архив

7.  Счет лет от Рождества Христова установил …

О) Николай II А) В.И.Ленин И) Пётр I Д) Екатерина II

8. Временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события.

Я) Лента времени А) Карта-помощница Д) Энциклопедия  У) Нумерация

1

2

3

4

5

6

7

8

        - Время вышло. Обменяйтесь с соседом по парте и сравните правильные ответы, которые вы можете увидеть на слайде.

- Какое слово у вас получилось?

 Выполняют проверочную работу.

  1. Э) 100 лет
  2. К) История
  3. О) 1000 лет
  4. Л) экспонат
  5. О) Археология
  6. Г) Архив
  7. И) Пётр I
  8. Я) Лента времени

1

2

3

4

5

6

7

8

э

к

о

л

о

г

и

я

- Экология

РУУД: оценивание правильности выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем

КУУД:формулиование ответа на вопросы.

Раздаточный материал

Презентация, слайд 3

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Подводит к теме

Серьезные проблемы будем мы решать —

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Экология — это важно или нет?»

—  Что такое экология и что она изучает?

—  Вы уже смотрели на мир глазами географа, историка. Кто догадался, с точки зрения кого мы сегодня посмотрим на мир?

—  Почему человека не может не волновать состояние окружающей среды? Обоснуйте свой ответ.

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели? Прочитайте на экране

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышленность?

Отвечают на вопросы учителя

Ответы детей

-Экология — это наука, которая изучает взаимодействие живых организмов со всем, что их окружает.

- Мир глазами эколога

- Ответы детей

- Знакомство с последствиями влияния человека на природу

- познакомимся с информацией из учебника;

- поработаем в группах;

-выполним самостоятельно творческую работу;

- познакомимся с международными организациями

ПУУД:поиск и выделение необходимой информации, осознание учебно-познавательную задачи.

РУУД: самостоятельное выделение и формулирование цели урока, планирование сотрудничества.

КУУД:формулирование собственных мыслей, высказываний; умений слушать другого.

Презентация

Слайд 4

Слайд 5,6

Слайд 7

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя)

Внешний контроль

1. Организовывает работу  обучающихся.

2. Организовывает работу в группах.

- Ребята, прочитайте текст на странице 41-42 «Сын или покоритель» и ответьте на вопрос, является человек властелином природы? И докажите свои высказывания словами из текста.

- А теперь посмотрите на экран и скажите, что символизирует изображенный предмет, с чем связан, какую проблему олицетворяет.

—  Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы?

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый еще в XI в. законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра I, изданный в 1718 г., предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоемов, «...если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».

Как видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно-технического прогресса.

- Сейчас поработаем в группах. Но перед этим вспомним правила работы в группах.

- Вы разделитесь на группы по 4 человека. Вам необходимо прочитать соответствующие статьи на станицах 42-44 из учебника и ответить на вопросы, которые написаны на листочках. На это задание  у вас 5 минут

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

2. Выполняют работу в группах.

- Человек не является властелином природы, потому что их деятельность является разрушающей. Человек является сыном природы

- Проблема загрязнения океана, проблема исчезновения тропических лесов, проблема мусора.

- Нет, так как люди с давных времен разрушают природу.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Не перебивай других членов группы.

ПУУД:нахождение и чтение информации, представленной разными способами; осуществление и формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ и  синтез построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

РУУД: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности.

КУУД :адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Учебник

Презентация, слайд 8

Учебник

Раздаточный материал

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф,Г

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

  1. Контролирует работу в группах
  2. Выслушивает ответы учеников

- Ваше время подошло к концу. Послушаем ваши ответы на вопросы.

 Вопросы для группы №1 по проблеме загрязнения океана

1. Что поразило путешественников?

2. Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?

3. Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане?

4. Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

Вопросы для  группы №2 по проблеме исчезновения тропических лесов

1. О каком чуде природы вы узнали?

2. Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов.

3. Как называют джунгли?

4. Ради чего люди уничтожают тропические леса?

5. Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека?

6. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Вопросы для группы №3 по проблеме мусора

1. Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?

2. Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?

3. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?

4. Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

  Каждая группа делится новыми знаниями, отвечает на поставленные вопросы.

1.Путешественников поразило то, что океан был заполнен пластиковыми сосудами, изделиями из нейлона, пустыми бутылками и консервными банками и плавали куски мазута

2. Загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось

3. Морские черепахи проглатывают полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз и погибали. Мальки рыб погибают  от загрязнения нефтью

4. Перестать бросать мусор куда не следует.

Уменьшить использование полиэтилена и пластиковых изделий.

Проведение массовых уборок на берегу

1.Тропические леса являются чудом природы.

2. В них обитают 2/3 всех видов растений, животных и грибов. Густая, пышная растительность выделяет много кислорода.

3. Джунгли называют «легкими» нашей планеты.

4. Люди уничтожают тропические леса ради древесины и для освобождения места для постройки дорог и мест для посевов.

5. Ежедневно под пилой падает 5 миллионов деревьев.

6. Научить других важности окружающей среды, а также тому, как они могут помочь спасти тропические леса.

Восстановить поврежденные экосистемы, высаживая деревья на земле, где леса были вырублены.

1.В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора.

2. Для того чтобы вывезти весь мусор необходимо почти три миллиона грузовиков.

3. 1) Сжигание мусора. На сегодняшний день — это один из наиболее распространенных методов. Он хорош для большинства, но не для всех видов отходов;

2)свалка;

3)закапывание;

4) вторичное использование

4. Сжигание может быть опасен прожиганием слоев атмосферы (созданием озоновых дыр).

Свалка со временем сильно загрязняет слои почвы и занимает много места, особенно при постоянном росте отходов.

Закапывание становится более неудобным и невыгодным, ввиду роста количества отходов.

Лучшим методом является вторичное использование. Здесь название говорит само за себя. Части мусора перерабатываются в новые продукты и используются в цикле.

П : обобщение, вывод, анализ и  синтез.

К: построение монологической речи и диалогических высказываний.

Раздаточный материал, учебник

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И,П

Словесные методы( инструктаж)

Практические методы( самостоятельная работа)

1. Объявляет самостоятельную работу.

Контролирует выполнение работы.

  - Сейчас поработаем самостоятельно. Откройте рабочие тетради на странице 21. Вам необходимо выполнить задание №2. Время на выполнение работы- 5 минут.

- Ваше время вышло, обменяйтесь тетрадями и оцените работу вашего соседа, применяя следующие критерии:

1) Законченность;

2) соответствие теме

3) оригинальность

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку

П: выделение работ,соответствующим критериям; К: построение монологической и диалогических высказываний;

РУУД: выполнение контроля и оценки работы.

Рабочая тетрадь

Презентация, слайд 9

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1.Задает вопросы, соответствующие теме

2. Включает видеоматериал

- Ребята, как вы думаете, может ли планета заболеть?

-Может. Если один человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее.

- А может ли один человек вылечить планету?

- Верно. Все должны относиться к природе уважительно и не забывать, что они являются сыновьями природы. Охрана окружающей среды- задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы можете узнать, посмотрев видеоролики.

1.Анализируют, где и когда могут применить полученные знания.

2. Отвечают на вопросы.

- Да, может

- Один человек не сможет, но если все люди задумаются, то все получится

ПУУД:выделение необходимых данных.

КУУД: построение монологической  и диалогических высказываний.

Видеоматериал.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

2.Оценивает работу учащихся на уроке.

- Наш урок подходит к концу, пришло время ответить на поставленные вопрос

«Экология — это важно или нет?»

-Скажите, с какими организациями вы познакомились?

- А теперь запишите домашнее задание: стр. 44-46 читать

А теперь дополните предложения.

- На сегодняшнем уроке я узнал . . .

-  На этом уроке я похвалил бы себя за . . .

- А теперь поднимите зелёную карточку, если вы со всем справились и всё поняли. Поднимите желтую карточку, если были трудности (какие?).Поднимите красную карточку если было сложно и вы ничего не поняли.

- Спасибо вам за работу, урок окончен!

Подводят итоги урока

Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока.

- Гринпис и Всемирный фонд дикой природы

Отмечают настроение.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

К:

аргументированное выражение своего мнения.

Раздаточный материал

Презентация, слайд 10,11,12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Органы чувств» 3 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о роли органов чувств и их значением для человекаЗадачи урокаДидактические:Познакомить учеников с органами чувств и их значением для человека;Расширить зна...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страна городов» 4 класс УМК «Школа России»

Цель урока: формирование представления о Древней Руси; познакомить с достопримечательностями Древнего Киева и Великого НовгородаЗадачи урокаДидактические:Познакомить с достопримечательностями Др...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наше питание", 4 класс (УМК "Школа России, А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Наше питание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о правильном питании, о питатель...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Освоение Сибири" 4 класс УМК Школа России А. А. Плешаков

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: ознакомление учащихся с историей освоения СибириЗадачи урокаДидактические:· формировать у учащихся представление о территории Сибири, ...