Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру (2, 3, 4 класс)

Лукина Ольга Николаевна

В данной статье  говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы  технологии развития критического мышления , которые  можно использовать при работе с текстом на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_smyslovogo_chteniya.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Эти добрые люди и не подозревают, каких

Трудов и времени стоит научиться читать. Я

Сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,

Чтобы вполне достиг цели»

И. Гете

   Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях.

          Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, предмету «окружающий мир». При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, краткой записи, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

     Практика школы показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «Окружающий мир» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются. Поэтому так важно учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал. Поэтому передо мной возникла проблема- как развить у учащихся навык смыслового чтения?

   

    Наиболее результативными, на мой взгляд,  являются  методы и приёмы  технологии развития критического мышления.

Одним из способов графической организации и логико-смыслового структурирования текста могут быть   "Таблицы".

Например, при изучении темы по окружающему миру «Экологические проблемы России», обучающиеся вдумчиво читают текст  и извлекают необходимую информацию, записывают в таблицу.

Причина экологической проблемы

Последствия  экологической проблемы

Сооружение крупных электростанций на реках

Потеря миллионов гектаров плодородной земли и высокоурожайных лугов

Сброс промышленными предприятиями в реки большого количества плохо очищенных сточных вод.

Гибель ценных видов рыб.

Аварии на атомных электростанциях

Огромные территории на сотни лет непригодны для сельскохозяйственного использования.

Выброс  промышленными предприятиями в воздух огромного количества вредных веществ.

Загрязнение атмосферы.

Неумеренное использование земель для выращивания сельскохозяйственных культур.

Разрушение почв.

В своей работе использую несколько табличных форм в рамках развития смыслового чтения.

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

  Например, при изучении темы «Разнообразие животных» по окружающему миру дети извлекают информацию из текста и заполняют таблицу.

Разнообразие животных

Линии сравнения

Земноводные

Рыбы

Птицы

млекопитаю-

щие (звери)

1

Где обитают

На суше и в воде        

В воде

2

Части тела

Голова

туловище

4 ноги

 ( хвост-у некоторых)        

        голова туловище

хвост

конечности-плавники

                

голова-клюв

шея

туловище

хвост

крылья

ноги        

голова

шея

туловище

хвост

4 ноги

(есть ушная раковина)

3

Особенности покрова

        Голая, влажная кожа.        

Покрыто чешуй

Покрыто перьями        

        Покрыто шерстью        

4

Органы дыхания

Лёгкие и кожа

        жабры

Легкие

        Лёгкие

5

Особенности размножения

Размножаются в воде, вымётывают икру        

Вымётывают икру

        Откладывают яйца, покрытые скорлупой.        

Рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком

6

Температурный режим

Температура тела зависит от температ. окруж. Среды

Температура  постоянна

+42, не зависит от тем. окруж. среды

        Температура  постоянна

+37

"Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом)

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

    Например, при изучении по окружающему миру природных зон  России дети  сами определяют линию сравнения- выяснить как растения  приспособились к условиям жизни в той или иной природной зоне.  

Природные зоны России

Линия сравнения

Зона арктических пустынь

Зона тундры

Зона лесов

Зона степей

Как растения  приспособились к условиям жизни в данной  природной зоне.  

Приспособились немногие растения. Чтобы получить больше тепла , листья прижимаются к земле. Имеют мелкие листья, позволяет испарять мало воды.

Растения низкорослые с мелкими листьями, многие стелются по земле. Корни не проникают глубоко в почву.

На севере лесной зоны растут менее требовательные к теплу растения-ель, пихта, сосна, кедр.

К юго-западу от тайги поверхность получает больше тепла, поэтому  там растут дуб, клён, липа, ясень.

Растут травянистые растения, чаще засухоустойчивые.

У них длинные ветвистые корни, которые добывают влагу с большой глубины. Узкие листья испаряют мало воды.

Горючие полезные ископаемые

Вещества

Свойства

Состояние

Цвет

Запах

Легче или тяжелее воды

Горючесть

Каменный уголь

Торф

Нефть

Природный газ

«Таблица-синтез»    

     Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И. О.

     На стадии вызова учитель предлагает учащимся вопросы, отражающие основное содержание текста.

  Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые могут быть опорными в тексте.

Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

    При работе с информационным текстом может быть такой вариант "таблицы синтез":

Ключевые слова

Толкование

Выписки из текста (связанные с ключевыми словами)

1.Организмы –производители

Растения -производители с помощью солнечной энергии образуют органические вещества

Первую группу составляют зелёные растения.

2.Организмы-потребители

Организмы-потребители потребляют готовые органические вещества.

Животных называют потребителями

3.Организмы –разрушители

Организмы –разрушители разрушают органические вещества отмирающих растений и погибших животных.

Третью группу составляют грибы и бактерии.

   

    При изучении темы «Круговорот веществ» по окружающему миру в 4 классе дети на стадии вызова читают вопросы.

-Почему растения называются производителями?

-Какие организмы называют потребителями, а какие разрушителями?

-Что произойдёт, если исчезнут все организмы –разрушители?

Затем определяют ключевые слова (растения-производители, организмы-потребители, организмы –разрушители.) После чтения текста заполняют таблицу.

 Урок окружающего мира.   Приведите примеры животных:        

Растительноядные (питаются растениями)

Плотоядные

 ( поедают других животных)

Всеядные (питаются и растениями  и животными)

Насекомоядные

другие хищники

Приём «Верные –неверные утверждения»

     Использую приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»), который может стать нетрадиционным началом урока. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

Так, при изучении темы по окружающему миру «Движение Земли» детям предлагаю такую таблицу.

п/п

Утверждение

      до

   чтения

   текста

 после чтения текста

1.

2.

3.

4.

Земля как и все другие планеты Солнечной системы вращается вокруг Солнца и одновременно вокруг своей оси.

Смену дня и ночи вызывает вращение Земли вокруг своей оси.

В результате движения Земли вокруг своей оси происходит смена времён года.

Чем выше солнце над линией горизонта, тем слабее оно греет.

+

+

-

-

+

+

-

-

 Приём «кластер» – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.  Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, они соединяют это слово с другими понятиями, от которых в свою очередь лучи расходятся далее. Любую информацию можно изобразить в виде небольшой логической схемы. Ученики получают возможность классифицировать, структурировать, обобщать информацию по заданным основаниям. Приём «Фишбоун» («рыбная кость»)

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Приём чтения с пометками или «Инсерт»

Используя этот приём, мы работаем по схеме:

-Сначала посмотри на название статьи…

-Вспомни и запиши всё, что ты знаешь или только слышал по этой теме.

Записывают   свои предложения.

       Это очень важный этап работы, который настраивает детей на тему, формирует информационный запрос, включает механизм целеполагания. Идёт индивидуальная работа. Каждый записывает в тетрадь всё, что знает по этой теме. (На работу отводится 3-4 минуты).

Затем дети работают в паре, обмениваются   информацией с соседом по парте, делятся друг с другом своими предположениями.  (На работу отводится 3-4 минуты).

Затем коллективно составляем «банк предложений».  Я записываю предложения на доске, не комментируя их, не повторяя версий.

Теперь можно начать читать текст. Он будет прочитан внимательно, вдумчиво, если по ходу чтения вы будете делать на полях небольшие пометки карандашом.

Пометы:

«v» - уже знал;

«+» - новая для меня информация;

«-» - думал иначе;

«?» - не понял, есть вопросы.

       Ставя по ходу чтения определённые значки, ученики думают над текстом, размышляют, что-то запоминают. Этот приём помогает читать текст, сохраняя интерес к нему и к теме в целом.

Когда текст прочитан, мы возвращаемся к первоначальным записям-предположениям, записанным на доске и отвечаем на вопросы.

 -Какие подтвердились? Отметьте их знаком «v».

- Какие оказались ложными? Зачеркните их.

 -Какие не нашли подтверждения? Поставьте «?».

Заполняем таблицу:

«v» - знал(а)

«+» - новое

«-» - ошибался(лась)

«?» - вопросы

 

 

 

 

Записываем кратко. Заполнение таблицы поможет вернуться к тексту, подумать о нём, многое запомнить.

      Создание инсерта   к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, познать новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

   

Этой же цели подчинён приём Синквейн.

  Он вызывает    большой познавательный интерес, позволяет   высказать свою точку зрения на определенную тему. «Синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

-В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

-Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

-Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.

-Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

-Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

Например,

1.Луг

 2.Яркий. Прекрасный

3.Жужжит,звенит, поёт.

4.Луга-они такие красивые.

5.Природное сообщество.

1. Степь.

2.Привольная. безбрежная.

3. Зеленеет, дышит, манит.

4. Степь прекрасна летом.

5. Природная зона.

 «Логические цепочки».

  Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к пересказу текста предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.

Например, при изучении научно-популярной статьи «Валдайский национальный парк» Аркадия Тишкова из книги «Энциклопедия для детей. Экология» дети воспроизводили   план статьи:

1.Создание Валдайского  национального парка.

2.Достопримечательности парка.

3.Главное богатство парка-леса.

4.Фауна парка.

5.Символ парка-бурый медведь.

6.Царь леса-глухарь.

7.Рыба в заповедных водоёмах.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с художественным текстом

На современном этапе в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта учащиеся начальной школыдолжны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоват...

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников

Доклад с презентацией на тему: Формирование навыков смыслового чтения младших школьников...

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...

Статья "Изучение растений младшими школьниками с использованием электронных образовательных ресурсов на уроках окружающего мира".

Данная статья будет полезна учителям начальной школы при проведении уроков окружающиего мира....

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.     С введением новых ФГОС обучение ориентировано на ...

Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения

Международная программа по оценке качества обучения PISA -  это самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, который проводится раз в 3 года и проходит под патронажем...