Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Основной закон России и права человека " (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Назарова Нина Октябристовна

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.

Задачи урока

Дидактические:

1.  знать, что такое Конституция РФ, права человека и конвенция о правах ребенка;

2.уметь правильно отвечать на вопросы.

Развивающие:

  1. Осознавать личностный смысл учения.

  2. Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества.

  2. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

  3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать своё мнение.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, учебная презентация, раздаточный материал.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 25.04.2022

Студентка: Назарова Нина 

Школа: Шумовская СОШ

Группа: 42

Класс: 4

Урок:  

Время:        

Кабинет:

Учитель: Рябинина Лариса Ивановна 

Руководитель практики:

Тема урок «Основной закон России и права человека »

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование знаний о конституции РФ, представление о правах человека.

Задачи урока

Дидактические:

1.  знать, что такое Конституция РФ, права человека и конвенция о правах ребенка;

2.уметь правильно отвечать на вопросы.

Развивающие:

  1. Осознавать личностный смысл учения.
  2. Проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества.
  2. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
  3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу: умение слушать мнение других и высказывать своё мнение.

Оборудование: УМК « Школа России», учебник «Окружающий мир»: 4 класс, 2 часть, А. А. Плешаков, учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I.Самоопределение к деятельности (1-2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Метод: Ф

Словесный: учебный диалог

Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает!

- Будьте внимательны на уроках, желаю вам хорошей и продуктивной работы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя.

Л:личностное самоопределение.

Презентация

II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Метод: Ф, И

Словесный: учебный диалог.

-  Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей.

- Что у нас с вами общее? Что нас объединяет?

- Послушайте стихотворение.

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России, -

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

- О чем это стихотворение?

- Родина есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит! Тысячу лет насчитывает история нашего Отечества. На протяжении веков не одно поколение людей укрепляло и защищало нашу Родину, развивало её хозяйство и культуру.

Отвечают на вопрос учителя.

- Стихотворение о том, что у каждого человека есть свой дом, этим мы похожи.

Пред:

Восстанавливать деформированный план к рассказу.

К:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Р:Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания

Презентация

разадточный материал

III.Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: Ф

Словесный: подводящий диалог.

- Над какими темами мы работали в этом разделе?

- Отлично. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

- Итак. Кто догадался, о чем он?

- Молодцы.

- Что вы знаете про современную Россию?

- Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим?

- Верно.

- Мы узнали, про революцию 1917 года, Великую отечественную войну, про космос и космонавтов.

Смотрят видеофрагмент.

- Он про современную Россию.

Отвечают на вопрос учителя.

- Тема нашего урока: «Основной закон России и права Человека».

- Мы должны узнать информацию про современную Россию, про Конституцию и про законы.

Пред: самостоятельное формулирование цели и темы урока.

Пред:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 

К:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.                                                                

Р:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                                                      

Презентация

 

IV.Открытие нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Метод: Ф,И,Г Словесный: учебный диалог, чтение учителем.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области.

- Давайте посмотрим на административную карту России!

- Кто покажет границы нашей страны?

- Россия – это демократическая республика! Как вы понимаете эту фразу – демократическая?

- Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации.

- Какие символы нашей страны вы уже знаете?

- О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации.

- Кто знает, что это такое?

- Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление».

- 12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством.

- Давайте начнем читать со страницы 156

- Какие основные права вы знаете?

- Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным?

- Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом.

- Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным?

- Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41.

- Следующее право- право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму.

- Страна, в которой мы живем называется Россия.

Ученик показывает у доски границы нашей страны.

- Люди имеют право голоса и слова.

- Герб, гимн, флаг.

- Конституция – это книга с законами и правами человека.

- Право на жизнь.

- Право на свободу.

- Право на личную неприкосновенность.

- Право на труд.

- Право на отдых.

- Право на свободу слова.

- Право на свободу совести.

- Право на образование.

- Право на медицинское обслуживание.

П:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (чтение учителя,  аудиозапись).

К:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации

К:

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

П:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст)

Презентация

V.Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод: Ф Словесный: учебный диалог.

Практический:выполнение задания.

- Как вы думаете, все эти права есть и у детей?

- Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.

- Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.

- Обязательно это есть и у детей.

Презентация

листочки

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Методы: И Практический:самостоятельная работа.

Выполняют задания в рабочей тетради.

- Откройте рабочие тетради на странице 55.

- Сейчас каждый самостоятельно делает три задания.

- В конце урока вы ее сдадите и получите отметку.

- Если у вас возникают вопросы, то поднимите руку.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Пред:

Уметь самостоятельно  выполнять учебные задания.

Р: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

К: умеют излагать свое мнение.

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Презентация

рабочая тетрадь

VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного

Метод: Ф,И Словесный: учебный диалог

– Как называется наша страна?

– Что обозначает слово «федерация»?

– Сколько народов живет на территории России?

– Что такое конституция?

– Что такое законы?

– Назовите главную мысль конституции.

– Какое право имеет человек?

– Какие документы были приняты после Второй мировой войны?

– Когда и где была принята «Всеобщая Декларация прав человека»?

– Какие права имеет каждый из вас?

- Молодцы.

- Российская Федерация.

- Федерация – это союз.

- 160 народов живет на территории РФ.

- Конституция – это устройство.

- Правила обязательные для всех жителей страны.

- Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

- Человек имеет право жить в мире, устроенном на началах добра, справедливости, безопасности.

- Всеобщая декларация прав человека.

- 10 декабря 1948 года на общем собрании ООН.

- У каждого есть права, которые никто не может отнять.

П: анализ, синтез, обобщение, аналогия.

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Презентация

учебник

VIII.Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Метод: Ф Словесный: учебный диалог

- Кто скажет, как звучала тема нашего урока?

- Какие цели мы ставили?

- Скажите, пожалуйста, вам понравился урок?

- Узнали ли вы что-то новое?

- Закрепили свои знания?

- Мне урок понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку?

- Полностью согласна. Спасибо вам за урок.

- Тема нашего урока: «Основной закон России и права Человека».

- Мы должны были узнать информацию про современную Россию, про Конституцию и про законы.

Варианты ответов детей.

Л:самооценка.

Предметные: определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

Р: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс

Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс...

Задания по теме "Основной закон России и права человека". Окружающий мир.4 класс.

Материал содержит 10 заданий по теме "Основной закон России и права человека"...

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока по окружающему миру "Основной закон России и права человека" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование представления об основном законе – Конституции; формирование представлений о правах человека.Планируемые результаты:Предметные: Знать: что такое Конституц...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...