Технологическая карта урока окружающего мира "Окружающий мир", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Костромина Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Семейный бюджет»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления о структуре семейного бюджета, о правильном планировании семейного бюджета.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с понятием «семейный бюджет»;
  2. Познакомить с планированием семейного бюджета;
  3. Познакомить с правилами ведения домашнего хозяйства.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, память, речь посредством полных ответов на вопросы;
  2. Развивать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах;
  3. Развивать умение анализировать результаты своей работы и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к бюджету семьи;
  2. Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам в процессе учебного сотрудничества;
  3. Воспитывать  аккуратность при работе в тетради.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А.  3 класс 2 часть; тетрадь к учебнику, Плешаков А. А. 3 класс 2 часть, видеоматериал (видеофрагмент «Семейный бюджет»), раздаточный материал (самостоятельная работа, кроссворд), учебная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейный бюджет, 3 класс48.65 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 07.04.2022

Школа: ФГКОУ «СОШ № 138»

Класс: 3

Урок: 4

Время: 11:10 – 11:50  

Студент: Костромина Анастасия Вячеславовна

Группа: 46

Учитель: Забелина Юлия Владимировна

Тема урока: «Семейный бюджет»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представления о структуре семейного бюджета, о правильном планировании семейного бюджета.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с понятием «семейный бюджет»;
  2. Познакомить с планированием семейного бюджета;
  3. Познакомить с правилами ведения домашнего хозяйства.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, память, речь посредством полных ответов на вопросы;
  2. Развивать навыки учебного сотрудничества при работе в парах, группах;
  3. Развивать умение анализировать результаты своей работы и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к бюджету семьи;
  2. Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам в процессе учебного сотрудничества;
  3. Воспитывать  аккуратность при работе в тетради.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А.  3 класс 2 часть; тетрадь к учебнику, Плешаков А. А. 3 класс 2 часть, видеоматериал (видеофрагмент «Семейный бюджет»), раздаточный материал (самостоятельная работа, кроссворд), учебная презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята.

- Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки – на месте.

Ноги – на месте.

Локти – у края.

Спинка – прямая.

Здороваются с учителем

Занимают свои места

Л:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Организует повторение изученного раннее материала с помощью решения кроссворда в парах.

 – Что такое государственный бюджет?
– Из чего складывается государственный бюджет?
– Из чего складываются доходы?
– На что идут расходы?

А сейчас у вас на партах лежат конверты, в которых лежит кроссворд. Достаньте его и с соседом по парте разгадайте его.

1.Деньги, которые тратят на те или иные нужды.
2. Стоимость одной вещи.
3. Правила, законы ведения хозяйства это –…
4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
5. Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает…..сумка.

Проверка. Каждая пара читает по одному заданию и ответ. 6-группа ключевое слово (семья).

Что такое семья?

– А может ли быть у семьи свой бюджет? 

Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, а это и есть … семейный бюджет

Отвечают на вопросы

https://urok.1sept.ru/articles/643107/img1.gif

Ключевое слово – семья

Группа, живущих вместе родственников.

Да, может

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: умение анализировать

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (познавательные)

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Какой будет тема урока?

Формулирует совместно с учениками цели на урок.

- Ребята, а как вы думаете, что мы с вами сегодня узнаем на уроке?

- Верно, ребята!

Составляет план урока с учениками вместе.

- Ребята, но для того чтобы мы с вами узнали все самое интересное на уроке, нам нужно с вами составить план нашего урока. Но посмотрите, он у меня перепутался. Давайте расставим в правильной последовательности.

1. Научиться планировать семейный бюджет.

2.Повторить, что такое государственный бюджет.

3.Узнать, что такое семейный бюджет.

Хорошо, молодцы! А какой план пункта мы уже с вами выполнили?

Отвечают на вопросы

«Семейный бюджет»

Узнать, из чего складывается доход семьи; на что расходуется бюджет семьи, научиться  планировать семейный бюджет.

1 .Повторить, что такое государственный бюджет.

2.Узнать, что такое семейный бюджет.

3. Научиться планировать семейный бюджет.

Мы уже выполнили 1 план пункта, повторили, что такое гос. бюджет.

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

Практический: упражнения

Организует формирование представления о понятии «Семейный бюджет» посредством просмотра видеролика.

Но для того чтобы узнать, что же это такое, предлагаю вам посмотреть небольшой видеоотрывок. А после просмотра поиграем с вами  в игру под названием «Семейный бюджет»

Отвечают на вопросы

П: анализ языкового материла

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

М: саморегуляция

Презентация, учебник, раздаточный материал

Видеоролик

- Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто?

- А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться?

А которые расходуют?

- Давайте выполним задание, посмотрите на доску. Подумайте, какого слова или словосочетания не хватает в определении?

- Кто догадался, ручку на локоток.

______________ родителей – деньги, которые платят за выполненную работу

- Молодец. Давайте познакомимся с определением из словаря.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать рабочим и служащим в соответствии с количеством и качеством труда по заранеедоговоренным нормам, установленным трудовым договором

- Дальше.

Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? Посмотрите внимательно. Кто может ответить, какого слова не хватает?

___________– регулярное денежное 

пособие, выплачиваемое государством лицам  после  достижения  пенсионного возраста  или  же  бывшим работодателем вышедшим на пенсию работникам. 

- Молодец.

- А если один из членов семьи студент?

__________—постоянное денежное пособие, выплачиваемое учащимся высших и специальных учебных заведений.

- Молодец.

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. Или в малообеспеченных семьях. То что они будет получать?

___________________— деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей или выплачиваемые малообеспеченным семьям.

- Молодцы. Кто запомнил все выплаты, которые получают наши семьи?

- Молодцы ребята.

Смотрят видеофрагмент

Доход

Расход

Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу

Пенсии – регулярное денежное пособие, выплачиваемое  государством   лицам после достижения пенсионного возраста  или  же бывшим работодателем вышедшим на пенсию работникам.

Стипендия — постоянное денежное пособие, выплачиваемое учащимся высших и специальныхучебных заведений.

Пособие — деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей или выплачиваемые малообеспеченным семьям.

Заработная плата, пенсии, стипендии, пособие.

Л: осознание ответственности за общее дело

П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации

Видеофрагмент

 

Презентация

Динамическая пауза

Практический: повторение движений за учителем

Динамическая пауза

Ребята, вы немного подустали. Встанем с вами, разомнёмся.  Давайте немного отдохнем и проведем физкульминутку.

- Сейчас я буду называть вам фразеологизмы. Если они обозначают что – то ДОРОГОЕ, то вы поднимаете руки. Если некоторые фразеологизмы обозначают что-то ДЁШЕВОЕ, то приседаете.

- На вес золота (руки вверх)

- За бесценок (приседают)

- По божеской цене (приседают)

- Как задаром (приседают)

- Цена кусается (руки вверх)

- Не по карману (руки вверх)

- Влетит в копеечку (руки вверх)

- С Гулькин нос (приседают)

Молодцы, ребята, присаживайтесь!

Выполняют движения

Занимают свои места

М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии;

Презентация

Первичное закрепление

(7-10 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Организует работу по пониманию семейного бюджета посредством анализа ситуации, представленной в учебнике.

- Прочитайте 2-ой абзац текста на с.75.

- Можно ли было избежать такой ситуации?

Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

- Обычно взрослые так и поступают. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу что-то вам купить: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Ведь расходы семейного бюджета не должны превышать доходов.

- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

Читают учебник, анализируют ситуацию

Да, можно. Для этого нужно было правильно рассчитать семейный бюджет

П: устанавливать причинно-следственные связи;

П: строить логические рассуждении, умозаключения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация, раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

Проводит самостоятельную работу с взаимопроверкой.

- Итак, ребята, сейчас мы проверим, насколько вы сегодня были внимательно. Для этого, пожалуйста, возьмите листочки, которые лежат у вас на партах. Здесь представлены 5 вопросов и варианты ответов к ним. Вам нужно обвести в круг правильный ответ.

На работу у вас есть 4 минуты. После этого обменяйтесь с соседом по парте и оценить работу друг друга в соответствии с критериями.

1 вариант

1. Выбери, что не относится к доходам семьи.

а) зарплата
б) налоги
в) стипендия
г) пенсия

2. Из чего складывается бюджет:

а) из заработной платы, пенсии и стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.

3. Лучшим считается бюджет, в котором:

а) доходы больше расходов

б) доходы равны расходам

в) доходы меньше расходов.

4. Залог правильного ведения семейного хозяйства - …

а) собственное жильё;

б) план семейных доходов и расходов;

в) равномерно пополняющийся семейный бюджет;

2 вариант

1. Обозначь доход студента.

а) зарплата
б) стипендия
в) пособие
г)гонорар

2. Деньги, которые тратятся из бюджета это:

в) доходы;

б) расходы;

а) прибыль.

3. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

а) доходов;

б) расходов;

в) гонорара.

4. Подумай, от какой статьи расходов человек может отказаться.

а) питание
б) оплата жилья
в) туристическая поездка
г) лечение

Поднимите руки те, у кого нет ошибок. А у кого 1 ошибка? У кого 2? А у кого три и более?

- Как вы думаете, почему вы допустили здесь ошибки?

Выполняют самостоятельную работу

Оценивание

Взаимопроверка

1 вариант

1 – б

2 – а

3 – а

4 – б

2 вариант

1 – б

2 – б

3 – а

4 – в 

М: саморегуляция

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль по результату действия;

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: упражнение

Организует работу по продолжению изучения семейного бюджета.

У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет.

Лекарства.
Продукты.
Одежда.
Обувь.
Бытовая химия (порошок стиральный, мыло).
Транспорт.
Музыкальная (спортивная) школа.
Книги.
Компьютер.
Игрушки.
Платежи и налоги.
Видеокассеты.
Посещение театра, цирка.
Посещение боулинга.
Туристическая поездка.

– Так, на что расходуется семейный бюджет?
– А что из всего перечня должно стоять на первом месте? 

– А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма у вас получилась.

Лекарства – 2 монеты.
Продукты – 50 монет.
Одежда – 10 монет.
Обувь – 5 монет.
Бытовая химия (порошок стиральный, мыло, …) – 1монета.
Транспорт – 10 монет.
Музыкальная (спортивная) школа – 10 монет.
Книги – 1 монета.
Компьютер – 40 монет.
Игрушки – 3 монеты.
Платежи и налоги – 20 монеты.
Видеокассеты – 3 монеты.
Посещение театра, цирка – 6 монет.
Посещение боулинга – 6 монет.
Туристическая поездка – 80 монет.

(С помощью калькулятора считают сумму, учитель фиксирует её на доске.)

– Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 монет.
– Какая ситуация сложилась в ваших семейных бюджетах?

Доходы = расходам.

Доходы > расходам.

Доходы < расходам. 

– Какая формула будет наилучшей?
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
– Что в этом случае делать?

– На чём мы можем сэкономить? 

Вывод: чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

– И так, что мы сейчас составили?

– Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.

– А для чего он нужен?

Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

– А непредвиденные расходы? 

К нам в школу пришли телеграммы “Прошу помочь!”. Послушайте.

1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.
2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки.
3. Врачу ветеринару на открытие приюта для бездомных собак.
4. Спортсмену для поездки на соревнования.

Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор.

– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили.

Организует запись домашнего задания в дневники

- А сейчас, пожалуйста, откройте свои дневники и запишите домашнее задание.  Прочитать  в учебнике стр. 75 – 78.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Ответы детей

Добропорядочные граждане должны в первую очередь оплатить все налоги, платежи.

Если экономия – отложим сбережения,
Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.

План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет.

А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство. Иначе в семье могут произойти разные неприятности.

Лотерея, премия.

Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.

Записывают домашнее задание

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

П: устанавливать причинно-следственные связи;

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание.

- Кто напомнит тему нашего урока?

- Какая была цель? Достигли мы её?

- Какие возникали трудности?

– Что такое семейный бюджет?

– Для чего нужен семейный бюджет? 

- Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. На экране вы видите лестницу успеха.

Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке.

Если вы поняли тему урока, но у вас остались вопросы, то ваш человечек на ступеньке посередине. - Есть ли у нас сегодня такие ребята, у кого человечек на самой нижней ступеньке?

- Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы!

Отвечают на вопросы

Семейный бюджет

Узнать, что такое семейный бюджет. Научиться планировать его.

При выполнении заданий/ не возникало трудностей

План доходов и расходов семьи.
Чтобы правильно вести домашнее хозяйство.

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация, раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающий мир 4 класс "Животноводство в нашем крае"Плешаков А.А. Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе с использованием цифровых технологий...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...