Водные богатства нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ковалева Юлия Александровна

Водные богатства нашего края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_kovalyova_yu.docx77.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Ковалева Ю.А.

Тема урока: Водные богатства нашего края

Класс: 4 «А»

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Воронежской области, расширить и углубить природоведческие знания учащихся.

Задачи урока:

  1. Формирование представления учащихся о естественных и искусственных водоёмах края.
  2. Развитие познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

Ресурсы урока компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентация, раздаточный материал, сервис для проведения видеоконференций (Zoom).

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интегративное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

Метапредметные

Личностные

Организационный этап

Настроить детей на урок

Словесный, подводящий диалог

Приветствует учащихся, настраивает на активную работу на уроке.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

-

-

-

Р2

Л1

Постановка цели и задач урока

Подведение детей к цели урока с помощью наводящих вопросов и раздаточного материала

Словесный, подведение к теме урока.

- Чтобы определить тему нашего урока, вам нужно разгадать кроссворд. (Приложение 1)

- Какое слово у вас получилось?

- Что вы знаете о водоемах? Какие они бывают?

- Каким цветом обозначена вода на карте?

- Одинакова ли вода на вкус?

- Где вода соленая?

- Почему водоемы называют водными богатствами для человека?

- Какие водоемы Воронежской области вы знаете?

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Какую цель мы можем себе поставить?

- Водоемы

- Океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей

- Синим

- Нет, бывает пресная и соленая

- В морях и океанах

- Имеют большое значение для жизни человека

Ответы детей

- Водные богатства нашего края

Ответы детей

Фронтальная

Презентация, раздаточный материал

Фронтальный опрос

-

Р2

К1

П1

Л1

Л2

Актуализация знаний

Повторить изученный материал

Словесный, повторение, беседа, работа с картой

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие водные богатства находятся на территории нашего региона и зачем их нужно охранять.

Работа с картой.

- Для начала давайте вспомнить то, что мы изучили ранее. Покажите  Ладожское озеро, Онежское озеро, Неву, Финский залив Балтийского моря.

- Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Мы можем видеть ее в жидком, газообразном и твердом состояниях. В воде зародилась жизнь на нашей планете. Без воды не может жить человек.

Водные ресурсы — это поверхностные и подземные воды, которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве. В нашем современном мире вода – один из важнейших факторов, определяющих размещение производств, что сопровождается нанесением огромного вреда окружающей среде. Загрязняются также и водных объекты, что наносит огромный вред здоровью людей.

- Какие реки Воронежской области вы знаете?

Работают с картой

Ответы детей

Фронтальная, индивидуальная

Презентация, карта

Фронтальный опрос

находить и показывать на карте географические объекты

К1

Р2

П2

Л2

Первичное усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний и повторение уже изученного материла

Словесный, рассказ, просмотр видеофильма.

- Ваши одноклассники приготовили для вас небольшие сообщения.

Выступление 4 детей с небольшими сообщениями о реках, озерах, водохранилище и охране водных ресурсов.

Работа с картой (поиск крупных рек, озер).

Показ фильма про реку Дон. Беседа по просмотренному фильму и сообщениям детей.

Выступление детей.

Работа с картой.

Просмотр фильма. Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Презентация, карта

Фронтальный опрос

находить и показывать на карте географические объекты; различать естественные и искусственные водоёмы

К1

К2

Р2

П1

П2

Л2

Физминутка

-

-

- А теперь встаньте, смотрите на экран и повторяйте движения за персонажами.

Выводит на экран видео с физминуткой.

- Садитесь.

Повторяют движения за персонажами на доске.

Индивидуальная

Презентация, колонки

-

-

Р1

-

Первичная проверка понимания

Проверка уровня усвоения знаний

Словесный; практический, работа с учебником, с раздаточным материалом.

- Самая крупная река Воронежской области – Дон. Давайте больше узнаем об этой реке и  попробуем составить ее описание. Откройте учебник на с. 145.

Знакомство с планом описания реки 

(Приложение 2)

Работа с деформированным текстом 

(Приложение 3, по группам)

- Прочитайте текст каждого абзаца. К какому пункту плана он относится? Поставьте  

номер рядом с каждым абзацем.

- Кто может рассказать о реке Дон по плану?

- Молодец, садись, пять!

Работа с текстом учебника на стр. 146.

- Как люди используют водоемы? Прочитайте  действия людей.

- Кто больше всего загрязняет водоемы?

- Как попадают в водоемы удобрения и ядохимикаты?

- Как попадают в водоемы бензин и машинное масло?

- Как в водоемах оказывается мусор? Чем опасен мусор в воде?

Хоровое чтение памятки

Знакомятся с планом описания реки

Работают с текстом

Выступление одного ученика

Читают текст учебника

Отвечают на вопросы учителя по прочитанному тексту

Читают памятку на странице 147

Фронтальная, групповая

Презентация, раздаточный материал, учебник

Фронтальный опрос

раскрывать значение водоёмов в жизни человека и необходимость бережного отношения к ним;

давать краткую характеристику географическому объекту

К1

Р1

Р2

П1

П2

Л2

Первичное закрепление

Закрепление знаний о охране водоемов и правилах поведения у них.

Словесный; практический, составление памятки.

- Давайте составим памятку «Правила поведения у водоема»

После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляют общую памятку. (Приложение 4)

- Какое значение в природе имеют водоемы?

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 147 учебника.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Презентация, раздаточный материал

Фронтальный опрос

различать естественные и искусственные водоёмы,

раскрывать значение водоёмов в жизни человека и необходимость бережного отношения к ним

К1

Р2

П2

Л2

Рефлексия

Рефлексия своей работы на прошедшем уроке

Словесный,  подведение итогов урока.

_ Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Какие трудности возникли в работе?

- Что показалось наиболее интересным?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Кого можно поблагодарить за работу?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос, самооценка

-

К1

Р2

Л2

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объяснение домашнего задания

Словесный, объяснение.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. I45—148 учебника.

2. Используя карту выпишите названия рек и озер нашего края. Сделайте описание одной из рек нашего края по плану предложенному в учебнике на стр. 145.

- Спасибо за внимание! До свидания!

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Презентация

-

-

Р1

Л1

Подпись учителя-наставника __________________ Дата ___________

Приложение 1.https://ped-kopilka.ru/images/15(250).jpg

1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (Овраг.)
2. Место, где река берет свое начало. (Исток.)
3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)
4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)
5. Самое теплое море России. (Черное.)
6. Форма поверхности. (Холм.)
7. Вся территория земной поверхности разделена на природные .... (Зоны.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: водоемы.)

Приложение 2.

План описания реки:
1.  Название  
2.  Где находится исток реки
3.  Какое течение: быстрое или медленное.  
4.  Притоки
5. Куда впадает река  
6. Как река изменяется в разные времена года  
7. Растения и животные реки  
8. Использование реки человеком  
9. Как люди влияют на реку  
10. Что делают люди для охраны реки

Приложение 3.

  1. Одной из самых красивых рек на Европейской равнине России является река Дон, берущая начало на севере Тульской области. Здесь, возле местечка Новомосковск, установлен памятный монумент «Исток Дона», обозначающий начало пути могучей русской реки, превращающейся из тоненькой ниточки в просторную и полноводную речную артерию.
  2. Длина реки, направляющейся с севера на юг России и впадающей в Азовское море, равна 1870 км.
  3. Люди назвали эту реку Тихим Доном, потому что он протекает по ровной степи и воды текут равномерно и спокойно. Течение реки медленное, Дон типичная равнинная река.
  4. У Дона около 5 000 притоков, наиболее значительные из них это Северский Донец, Хопер, Медведица.
  5. Азовское море это конечная точка течения Дона, здесь его устье – Таганрогский залив.
  6. Питается Дон за счет снеготаяния, грунтовых и дождевых вод, поэтому весной наступает половодье. Для Дона характерны сильные весенние половодья, идущие двумя волнами. Ледостав начинается в ноябре, вскрытие реки в верховьях происходит в марте. В низовьях продолжительность ледостава значительно меньше, до одного месяца.
  7. В Дону водятся около 70 видов рыб, в том числе окунь, плотва, красноперка, лещ, судак, жерех, сом, щука. Вдоль берегов можно встретить болотных черепах, тритонов, жаб, жерлянок. Из млекопитающих на берегах реки водятся бобры, выдры, норки. Много водоплавающих птиц — уток, поганок, цапель, гуси, казарки. Вдоль берегов растут ива, ольха, береза, камыш, осока, хвощ.
  8. На значительном протяжении Дон является судоходной рекой, по которой перевозят грузы, осуществляются пассажирские и туристические перевозки. На реке построено несколько водохранилищ ГЭС, производится электроэнергия. Воды реки используются для орошения и нужд сельского хозяйства, для снабжения городов, в том числе двух миллионников — Воронежа и Ростова-на-Дону. Берега реки используются как место отдыха и рыбалки.
  9. Дон загрязняют стоками промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, бытовыми стоками городов. В нижнем течении отмечается сильное заиливание русла, вода реки используется для орошения.
  10. Строятся новые и реконструируются старые очистные сооружения, проводится постоянный мониторинг состояния воды, в последние время проводятся серьезные работы по очистке и углублению русла реки, что привело к постепенному восстановлению численности многих видов рыб и птиц.

Приложение 4

Памятка «Правила поведения у водоема»

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

4. Ни в коем случае нельзя нырять в незнакомых местах.

5. Не ходи зимой по тонкому льду водоёмов — это очень опасно!

6. При возникновении любой опасной ситуации громко зови на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...

Презентация Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...

Тест по окружающему миру 4 класс "Водные богатства нашего края"

Тест "Водные богатства нашего края"Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова...

Водные богатства нашего края

Презентация предназначена для ознакомления учеников с некоторыми реками нашего края. Откуда берут начало, куда впадают, растительный и животный мир этих рек......

Водные богатства нашего края.

Водные богатства нашего края.ТЕМА: Водные богатства нашего края.ЦЕЛЬ: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитыв...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".

Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....