Рабочая программа учебного предмета " Окружающий мир" для начального общего образования с 1-4 класс
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Мацкевич Наталья Сергеевна

Окружающий мир

УМК А. А. Плешаков

«Школа России»

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, с учетом приказа  МОиН РФ № 373 от 24 январь 2012 г., примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной к использованию образовательными учреждениями РФ, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Чернокурьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_2020-21.docx226.76 КБ

Предварительный просмотр:

image4

Окружающий мир

УМК А. А. Плешаков

«Школа России»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом приказа  МОиН РФ № 373 от 24 январь 2012 г., примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной к использованию образовательными учреждениями РФ, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Чернокурьинской СОШ Карасукского района Новосибирской области.

 1.Планируемые результаты учебного предмета, курса

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                                                                       2.Содержание учебного предмета, курса

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

            3.Тематическоепланирование учебного предмета, курса

«Окружающий мир»  1 класс

2 ч в неделю, всего  66 часов

                       

Тема урока

Кол. час

Кто и что?

23 ч

1

Вводный     урок. Задавайте вопросы!

1

2

Что такое наша школа? Экскурсия № 1.

1

3

Что у нас на школьном дворе. Экскурсия № 2.

1

4

Дорога от дома до школы.Экскурсия  № 3: Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

1

5

Что такое Родина? Что знаем о народах России? О Москве?

1

6

Что у нас над головой?

1

7

Что у нас под ногами? Практическая работа № 1. Знакомство с разнообразием камней.

1

8

Что общего у разных растений?

1

9

Что растёт на подоконнике?

1

10

Что растёт на клумбе?

1

11

Что это за листья? Практическая работа № 1.  Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям.

1

12

Что такое хвоинки? Практическая работа № 2.  Сравнительное исследование сосны и ели  (по общему виду хвоинкам и шишкам).

1

13,14

Кто такие насекомые?

2

15,16

Кто такие рыбы?

1

17

Кто такие птицы?

1

18

Кто такие звери?

1

19

Что нас окружает дома? Обобщение по теме.

1

20

Что умеет компьютер?

1

21

Что вокруг нас может быть опасным

1

22

На что похожа наша планета?

1

23

Обобщение по разделу «Что и кто?»

1

Как, откуда и куда?

12 ч

24

Как живет семья. Проект «Моя семья».

1

25

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

26

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

27

Как путешествует письмо?

1

28

Куда текут реки?

1

29

Откуда берутся снег и лёд?

1

30

Как живут растения?

1

31

Как живут животные?

1

32

Как помочь птицам зимой?

1

33

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

34

Откуда в снежках берётся грязь?

1

35

Обобщение  по разделу «Как, откуда и куда?».

1

Где и Когда?

10 ч

36

Когда учиться интересно?

1

37

Когда придет суббота?

1

38

Когда наступит лето?

1

39

Где живут белые медведи?

1

40

Где живут слоны?

1

41

Где зимуют птицы?

1

42

Когда появилась одежда?

1

43

Когда изобрели велосипед?

1

44

Когда  мы станем взрослыми?

1

45

Обобщение  по разделу «Где и когда?».

1

Почему и зачем?

11 ч

46

Почему солнце светит днём, а звёзды  ночью?

1

47

Почему луна бывает разной?

1

48

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

49

Почему звенит звонок?

1

50

Почему радуга разноцветная?

1

51

Почему мы любим кошек и собак?

1

52

Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

1

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

54

Зачем мы спим ночью?

1

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

57

Зачем нам нужен телефон и телевизор?

1

58

Зачем нужны автомобили?

1

59

Зачем нужны поезда?

1

60

Зачем строят корабли?

1

61

Зачем нужны самолёты?

1

62

Промежуточная  стандартизированная работа

1

63

Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности?

1

64

Зачем летают в космос?

1

65

Почему мы часто слышим слово «экология»? Обобщение

1

66

Обобщение  по разделу «Почему и зачем?».

1

   «Окружающий мир»  2 класс

2 ч в неделю, всего  66 часов

Тема урока

Кол. час

1.

Родная страна.

Государственные символы Российской Федерации.

1

2.

Город и село.

Проект «Родной город»

1

3.

Природа и рукотворный мир.

1

4.

Стартовая диагностика

1

5.

Неживая и живая природа

1

6.

Явления природы

Практическая работа№1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека

1

7.

Что такое погода

1

8.

В гости к осени (экскурсия)

1

9.

В гости к осени

1

10.

Звездное небо.

1

11.

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа№2. Знакомство с горными породами и минералами.

1

12.

Про воздух

1

13

Про воду

1

 14

Какие бывают растения.

1

15

Какие бывают животные

1

16

Невидимые нити

1

17.

Дикорастущие и культурные растения

1

18.

Дикие и домашние животные

1

19.

Комнатные растенияПрактическая работа № 3.

Приемы ухода за комнатными растениями

1

20.

Животные живого уголка

Правила ухода за животными живого уголка.

1

21.

Про кошек и собак.

1

22.

Красная книга

1

23

Будь природе другом.

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»

1

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1

25.

Что такое экономика

1

26.

Из чего что сделано

1

27.

Как построить дом

1

28.

Какой бывает транспорт

1

29.

Культура и образование

1

30.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1

31.

В гости к зиме (экскурсия)

1

32.

В гости к зиме

1

33.

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», Профессии».

1

34.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

35.

Строение тела человека

1

36.

Если хочешь быть здоров

1

37.

Берегись автомобиля

1

38.

Школа пешехода.

Правила безопасности на дороге.

1

39.

Домашние опасности

1

40

Пожар

1

41.

На воде и в лесу

1

42.

Опасные незнакомцы.

1

43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1

44.

Наша дружная семья.

1

45.

Проект «Родословная»

1

46.

В школе

1

47.

Правила вежливости

1

48.

Ты и твои друзья

1

49.

Мы – зрители и пассажиры

1

50.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

51.

Посмотри вокруг

1

52.

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу.

1

53.

Ориентирование на местности

1

54.

Формы земной поверхности

1

55.

Водные богатства

1

56.

В гости к весне (экскурсия)

1

57.

Промежуточная стандартизированная работа

1

58.

Россия на карте

1

59.

Проект «Города России»

1

60.

Путешествие по Москве

1

61.

Московский Кремль

1

62.

Город на Неве

1

63.

Путешествие по планете

1

64.

Путешествие по материкам

1

65.

Страны мира. Проект «Страны мира»

1

66.

Впереди лето

1

67.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1

68.

Презентация проектов «Родословная»,  «Города России», Страны мира»

1

«Окружающий мир»  3 класс

2 ч в неделю, всего  66 часов

Тема урока

Кол. час

1

Природа. Ценность природы для людей

1

2

Человек.

1

3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

4

Общество.

1

5

Что такое экология.

1

6

Природа в опасности!

1

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

1

8

Тела, вещества, частицы.

1

9

Разнообразие веществ.

1

10

Воздух и его охрана.

1

11

Вода.

1

12

Превращения и круговорот воды.

1

13

Берегите воду!

1

14

Что такое почва.

1

15

Разнообразие растений.

1

16

Солнце, растения и мы с вами

1

17-18

Размножение и развитие растений

2

19

Разнообразие животных.

1

20

Кто что ест.

1

21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

1

22

Размножение  и развитие животных.

1

23

Охрана животных.

1

24

В царстве грибов.

1

25

Великий круговорот жизни.

1

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа»

1

27

Организм человека.

1

28

 Органы чувств.

1

29

Надежная защита организма.

1

30

Опора тела и движение.

1

31

Наше питание.

1

1

32

 Проект «Школа кулинаров».

33

 Дыхание и кровообращение.

1

34

Умей побеждать болезни.

1

35

Здоровый образ жизни.

1

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье»

1

37

Огонь, вода и газ.

1

38

Чтобы путь был счастливым.

1

39

Дорожные знаки

1

40

Проект «Кто нас защищает».

1

41

Опасные места

1

42

Природа и наша безопасность

1

43

Экологическая безопасность.

1

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность».

1

45

Для чего нужна экономика

1

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

47

Полезные ископаемые.

1

48

Растениеводство

1

49

Животноводство.

1

50

Какая бывает промышленность

1

51

Проект «Экономика родного края».

1

52

Что такое деньги.

1

53

Государственный бюджет.

1

54

Семейный бюджет.

1

55

Экономика и экология.

1

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика»

1

57

Золотое кольцо России

1

58

Стандартизированная работа

1

60

Города: Кострома, Ярославль, Иваново, Суздаль,  Владивосток

1

61

Проект «Музей путешествий»

1

62

На севере Европы

1

63

Что такое Бенилюкс?.

64

В центре Европы.

1

65

Путешествие по Франции и Великобритании(Франция).

1

66

На юге Европы.

1

67

По знаменитым местам Мира.

1

68

Обобщение по теме «Путешествие по  городам и странам»

1

«Окружающий мир»  3 класс

2 ч в неделю, всего  66 часов

Тема урока

Кол. час

1

Мир глазами астронома.

1

2

Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы.

1

3

Стартовая диагностика

1

4

Мир глазами географа

1

5

Мир глазами историка.

1

6

Когда и где?

1

7

Мир глазами эколога.

1

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

1

10

Равнины и горы России

1

11

Моря, озера и реки России

1

12

Природные зоны России

1

13

Зона арктических пустынь.

1

14

Тундра.

1

15

Леса России.

1

16

Лес и человек.

1

17

Зона степей.

1

18

Пустыни.

1

19

У Черного моря.

1

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

1

21

Наш край

1

22

Поверхность нашего края.

1

23

Водные богатства нашего края

1

24

Наши подземные богатства.

1

25

Земля-кормилица.

1

26

Экскурсия в лес и на луг

1

27

Жизнь леса.

1

28

Жизнь луга.

1

29

Жизнь пресного водоема.

1

30

Экскурсия к водоему

1

31

Растениеводство в нашем крае.

1

32

Животноводство в нашем крае.

1

33

Наши проекты

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны»

1

34

Начало истории человечества

1

35

Мир древности: далекий и близкий

1

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

37

Новое время: встреча Европы и Америки

1

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

39

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».

1

40

Жизнь древних славян

1

41

Во времена Древней Руси

1

42

Страна городов

1

43

Из книжниной сокровищницы Древней Руси

1

44

Трудные времена на Русской земле

1

45

Русь расправляет крылья

1

46

Куликовская битва

1

47

Иван III

1

48

Мастера печатных дел

1

49

Патриоты России

1

50

Петр Великий

1

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

52

Екатерина Великая

1

53

Отечественная война 1812 года

1

54

Страницы истории XIX века

1

55

Россия вступает в XX век

1

56

Россия вступает в XX век

1

57

Страницы истории 20–30-х годов

1

58

Великая война и Великая Победа

1

59

Страна, открывшая путь в космос

1

60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу .

Итоговая работа.

1

61

«Страницы истории Отечества»

1

62

Основной закон России и права человека

1

63

Мы- граждане России

1

64

Славные символы России

1

65

Такие разные праздники

1

66

Путешествие по России

1

67

Путешествие по России Закрепление

1

68

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»

1

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» начальное общее образование (Spotlight) 2-4 классы.

Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» начальное общее образование (для обучающихся легкой умственной отсталости) Класс 2-4

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...

Рабочая программа учебного предмета" Музыка" для начального общего образования с1-4 классы

МузыкаЕ.Д.Критская, Г.П.СергееваТ. С., Шмагина, М.УМК «Школа России»Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Уровень начального общего образования 2020-2024гг

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» начальное общее образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» начальное общее образование...