Открытый урок по окружающему миру «Зачем люди осваивают космос?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

В помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Посельская СОШ»

Окружающий мир

Тема урока:"Зачем люди осваивают космос?"

                                                                                              Учитель начальных классов

                                                                                               Быкова М. С.

2016 год

Урок окружающего мира по УМК "Школа России"

Тема урока:"Зачем люди осваивают космос?"

Место занятия в учебном процессе:
 раздел "Почему и зачем?"

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.

Характеристика учебной деятельности:

  • понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
  • рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;
  • работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;
  • моделировать экипировку космонавта;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формируемые УУД

  • Личностные: начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
  • Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.
  • Познавательные: ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход работы

 I .Организация начала урока

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Но прежде, чем мы с вами начнем урок, повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь! А вот теперь с хорошим веселым настроением приступим к нашему уроку!

II. Самоопределение к деятельности

Учитель: Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? На рисунках изображены воздушный  шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон.

Дети. Все они способны к полёту.

У. На какие группы можно разделить эти предметы?

Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.

У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд!

– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся: на метлах – баба-Яга, на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор.) 

 То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:  

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

Постановка задач урока

Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О космосе.)

  И вот  через несколько минут и нам с вами предстоит совершить это увлекательное путешествие   в просторы космоса. Впереди вас ждут интересные задания.

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

Ребята, скажите каким видом транспорьта мы воспользуемся? Они у нас есть?

Вот и ваше первое испытание. Сейчас вы станете космическими инженерами-строителями. И каждая пара  создаст свою ракету. У каждой пары   есть макет ракеты, но чтобы она взлетела в космос, ее необходимо привести в порядок. Что же не так с вашими ракетами? Что для этого необходимо сделать?

Прошу. Итак у вас ровно 2 минуты, чтобы раскрасить ракету и приготовить ее к старту. А полет ваших ракет начнется с космодрома, он находится здесь. Как только ваша ракета будет готова, прошу закрепить ее на взлетной площадке.

Ну что, проверим, как вы готовы к полету? Тогда прошу встать и приготовится к полету. Необходимо проверить вашу готовность.

Итак, все готово к полету.

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим.

Начинаем предстартовый отсчет. Считаем от 10 до нуля и заводим наши моторы. Готовы?

Пуск ! 

III. Работа по теме урока

  1. Беседа, работа по учебнику

- Рассмотрите рисунки на с. 72

Как вы понимаете, что такое космос?

Как вы думаете, а где найти точное значение слова? (В толковом словаре). (Показать и зачитать).

Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

Итак мы с вами подошли к теме нашего урока, которая называется: «Зачем люди осваивают космос?»  И сегодня на уроке мы поставим 2 вопроса, на которые нужно получить ответы к концу урока!

1.Зачем космонавты летают  в космос?

2. Для чего нужны искусственные спутники Земли?

Давайте с вами вспомним:

Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)

Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)

Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа)

- Найдите на рисунке на с. 73 первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его.

А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди)

4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Вот как он выглядел. (с. 73)  Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров.  Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. Спутники выполняют определенную роль в космосе. Они следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.

Есть спутники-разведчики. Как вы думаете, что это за такие спутники?

– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.

Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой

Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта.

А какая собака должна была быть?

 Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Почему? Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. Но и на этом человек не остановился, он сам захотел побывать в космосе и увидеть все своими глазами. Скажите, а какого числа празднуется день космонавтики? (12 апреля)

А кто знает, почему именно 12 апреля? (ответы)

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.  В том же году день полета в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.

Как называется костюм космонавта? (скафандр)

В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту. Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как наши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается.

А как вы думаете, есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется?

У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Как работают космонавты?

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Вот такая не легкая работа у космонавтов! А сейчас мы с вами будем работать в паре.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Правила работы в паре

1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не понял, переспроси.
4. Своё  несогласие высказывай вежливо.

Стр. 50, задание № 1.

- Рассмотри фотографии. Постарайтесь подобрать к каждой фотографии подпись.

- Выполните задание.

( Проверка  в парах.)

Стр. 50, задание №2  

(Работа в парах.)

- Найдите приложение к заданию. Оденьте мальчика в специальную одежду для космонавтов.

IV. Физкультминутка

Ракета

А сейчас мы с вами, улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз

Раз, два,

(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)

Три, четыре –

(Основная стойка.)

Вот летит ракета ввысь!

          

V.  Продолжение работы по теме урока.

  • В полёте  космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
  • Космонавт, не забудь
    Во вселенную ты держишь
     (путь).
  • Главным правилом у нас
    Выполнять любой
    (приказ).
  • Космонавтом хочешь стать
    Должен много, много
     (знать).
  • Любой космический маршрут
    Открыт для тех, кто любит
    (труд).
  • Только дружных, звездолёт
    Может взять с собой
    (в полёт).
  • Скучных, хмурых и сердитых
    Не возьмём мы на
     (орбиту).

1. Работа  по учебнику

(Работа в группах. Чтение и обсуждение вопросов на с. 73. Самопроверка по учебнику (с.92)

  1. Работа в группах. Чтение с заданием.

– Мы с вами выяснили, что космонавты  должны обладать трудолюбием, чтобы  достичь высоких результатов. Трудолюбие — это очень важное качество для любого человека. Сейчас мы с вами тоже будем воспитывать в себе это качество. Вы будете сами добывать знания. Каждая группа  получила лист с текстом и заданием. Читаете текст про себя и готовите ответы  на вопросы.  Затем мы будем обмениваться полученными знаниями друг с другом. А также надо выбрать  слова, которые являются в вашем тексте ключевыми.

Примерные тексты.

1 группа. Космическая орбитальная станция.

 У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. (космос, космическая станция)

Вопросы:

1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?

2 группа. Как работают космонавты.

 Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.  (космическая станция, космонавт)

Вопрос: Что делают космонавты на космической станции

3 группа. Животные-космонавты.

 Первыми космонавтами-разведчиками были  кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (мышка, кролики)

Вопросы:

1. Какие животные  летали в космос?
2. Что вы узнали о полёте мышки?

4 группа. Собаки-космонавты. 

 Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и  отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка)

Вопросы:

1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?

5 группа. Первый космонавт.

 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. (космонавт, Юрий Алексеевич, 12 апреля, «Восток»)

Вопросы:

1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?

6 группа. Скафандр.

 В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.

Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки.

В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. (скафандр)

Вопросы:

1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?

7 группа. Искусственные спутники.

  4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. (искусственный спутник)

Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли

VI. Рефлексия

Ребята, пока наш корабль совершает мягкую посадку на Землю, расскажите, что вам запомнилось и понравилось в путешествии?

Дети делятся впечатлениями.

 (учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.73, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

Сделал открытие.  Активно работал. Было интересно. Хорошее настроение.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VII. Подведение итогов урока.

Ну вот мы и дома.

  Все, ребята! Мы вернулись на Землю  Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в космическое пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру «Труд людей осенью»

Открытый урок по окружающему миру  на тему: «  Труд людей осенью»...

Урок окружающего мира "Зачем люди осваивают космос?"

Систематизация и представление детей о космонавтике...

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Великие люди России"

Данную разработку можно использовать на уроке окружающего мира,  в 4 классе, по программе "Школа России"....

Технологическая карта урока окружающего мира "Зачем люди осваивают космос" (1 класс)

Цель урока: формирования знаний о космосе и зачем люди осваивают космос. Задачи урока Дидактические:1. Изучить, что такое космос;2. Изучить для чего люди осваивают космос;3. Выявить необходимость осво...

Технологическая карта урока окружающего мира ««Зачем люди осваивают космос?»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование и систематизация у обучающихся знаний о космонавтике; знакомство с искусственными спутниками Земли, с космическими научными стан...