Программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" (с КТП)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Мудрак Ольга Васильевна

Цели, задачи, планируемые результаты, содержание материала, КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas_2ch.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

Цель  рабочей  программы:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- обогащение экологических представлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами;

- расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;

- овладение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

Задачи:

На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

II. Планируемые результаты освоения программы курса «Мир вокруг нас»

в   сфере

личностных универсальных учебных действий

регулятивных универсальных учебных действий

познавательных универсальных учебных действий

коммуникативных универсальных учебных действий

•        оформлять календарь природы;

•        самостоятельно работать с дополнительной литературой;

•        соблюдать правила поведения в природе;

•        называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира края;

•        защищать результаты групповой или индивидуальной работы перед аудиторией;

•        анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;

•        владеть на уровне навыка различными способами сбора и обработки информации

•        (сравнивать, анализировать, обобщать).

•        включаться в поисковую проектно-исследовательскую деятельность;

•        анализировать, сравнивать, обобщать информацию, оформлять результаты исследования в виде устного выступления, письменной работы, творческого отчёта.

узнавать

•        историю своей школы;

•        представителей растительного и животного мира края,  их значение в природе и жизни человека;

•        содержание Красной книги;

•        полезные ископаемые родного края;

•        обычаи и традиции коренных жителей края;

•        формы охраны природы.

-установление аналогий и причинно – следственных связей;

•        осуществлять рефлексию способов и условий действий;

•        самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

•         презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

•        создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

•         моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»

раздела

Наименования разделов

Основное содержание

1

Введение

2

2

Тайны за горизонтом

6

3

Жили-были динозавры… и не только

8

4

Тайны камней

6

5

Загадки растений

10

6

Утконос и компания

9

7

Планета насекомых

8

8

Загадки под водой и под землей

11

9

Что такое НЛО

3

10

Мы – защитники природы

4

11

Подведение итогов

1

Итого:

68 часов

  1. Календарно-тематическое планирование  внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 

Номера занятий

Наименования разделов и тем

План

Факт

1.

Вводное занятие. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

02.09

2.

Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

07.09

3.

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло.  

09.09

4

Открытие Америки.

14.09

5

Экспедиции Д. Кука.

16.09

6

Покорение Северного и Южного полюса.

21.09

7

Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

23.09

8

Практические работы с картой.

28.09

9

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

30.09

10

Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море.

05.10

11

Выход организмов на сушу.

07.10

12

Леса каменноугольного периода.

12.10

13

Эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

14.10

14

      Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
      Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

19.10

15

Подготовка беседы о динозаврах для первоклассников.

21.10

16

Подготовка и проведение  беседы о динозаврах для первоклассников.

26.10

17

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты

28.10

18

Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.

09.11

19

      Практическая работа: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

11.11

20

Практическая работа «Выращивание соляных кристаллов»

16.11

21

Практическая работа: изготовление картин, бижутерии  из  разных камней.

18.11

22

Экскурсия  в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

23.11

23

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

25.11

24

Родина комнатных растений.

30.11

25

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и   др.

02.12

26

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.  

07.12

27

Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

09.12

28

Практическая работа: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей.

14.12

29

Практическая работа: приготовление салатов   с использованием овощей и фруктов.

16.12

     30

Практическая работа: приготовление   чая с использованием   дикорастущих трав.

21.12

31

Экскурсия  в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

23.12

32

Проект  «Загадки растений».

28.12

33

      История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

11.01

34

Тайна озера Лох-Несс.

13.01

35

Существует ли снежный человек?

18.01

36

Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой.)  

20.01

37

Органы чувств кошки.

25.01

  38

Экзотические рыбки.

27.01

39

Экскурсия в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

01.02

40

Проект «Загадочные животные»

03.02

41

Викторина «А знаете ли вы?»

08.02

42

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки.

10.02

43

Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян

15.02

44

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

17.02

45

Охрана насекомых.

22.02

46

      Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

24.02,

01.03

47

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

48

Проект «Насекомые»

.03.03

10.03

49

Учимся передавать информацию другим детям. Беседа с первоклассниками «Насекомые».

50

      Как изучают подводный мир.

15.03

17.03

29.03

31.03

05.04

51

Киты, дельфины, акулы.

52

История открытия гигантского кальмара.

53

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

54

Жизнь в темных глубинах океана.

55

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

07.04

56

Проект «Жизнь под водой»

12.04

14.04

57

Загадочный мир пещер. Сталактиты.

58

Презентации «Мир пещер Российской Федерации».

19.04

59

Жизнь обитателей пещер.

21.04

24.04

60

Проект «Жизнь под землей».

61

Загадки НЛО: свидетельства..

26.04

28.04

05.05

62

Загадки НЛО:   сомнения .

63

Загадки НЛО:  предположения. Авария на Чернобыльской АЭС

64

Охрана природы.

12.05

17.05

65

Растения  и животные «Красной книги России».

66

Подготовка к проведению игры – путешествие «По лесным тропинкам» для первоклассников.

19.05

 67

Проведение игры – путешествие «По лесным тропинкам» для первоклассников.

24.05

68

Подведение итогов кружковых занятий.

26.05

Итого

68ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"

В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей. По мере взросления у детей расширяется их самостоятельность, круг общения. Все...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Мир вокруг нас. Почемучка»

   Рабочая программа внеурочной деятельности  по общеинтеллектуальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)

Настоящая  программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...