методическая разработка урока окружающий мир «Ты и твои друзья» 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Антоненко Лилия Владимировна

Данный урок разработан для проведения на районном методическом объединении.

Материал позволяет создать условия для развития представления о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по теме или другим вопросам, связанным с этими понятиями.

Тип урока: Урок  открытия новых знаний.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Методы: технология проблемно-диалогического обучения, обучение в сотрудничестве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени С. И. Подгайнова

 г. Калининска Саратовской области»

методическая разработка   урока

окружающий мир

«Ты и твои друзья»

 2  класс

Разработал и провел: учитель высшей квалификационной категории

Антоненко Лилия Владимировна

2019 год

  1. Ф. И. О:  Антоненко Лилия Владимировна
  2. Место работы: МБОУ « СОШ №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»
  3. Должность: учитель начальных классов
  4. Предмет: окружающий мир
  5. Класс:  2 класс (1-4)

     6.Тема урока:  «Ты и твои друзья».

  1. Базовый учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс
  2. Образовательная цель: Создать условия для развития представления о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по теме или другим вопросам, связанным с этими понятиями.

        Задачи:

1. - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

2. - приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формируем умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

3. - вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование   сплоченного классного коллектива развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия.

9.Тип урока: Урок  открытия новых знаний.

10.Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Методы: технология проблемно-диалогического обучения, обучение в сотрудничестве

 11.Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: презентация MicrosoftPowerPoiht..

Примечание: данный урок разработан для проведения на районном методическом объединении.

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 

И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)

РЕФЛЕКСИЯ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Мотивация к учебной деятельности.

Давайте встанем в «Круг радости» для того, чтобы весело поприветствовать, друг друга, ведь для радости есть причина: здесь собрались настоящие друзья. Возьмемся за руки и вместе скажем: «Здравствуй, друг, вот и я! Мы - хорошие друзья!»

Ну а теперь давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Чувствуете, как разливается по классу солнечный свет от улыбок и всем становится теплее.  

«Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и не умели разговаривать. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его и убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.

Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идет, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. И только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки:

  Смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».

- Давайте пожмем друг другу руки. Что вы чувствуете?

Как мы называем человека, с которым нам тепло, приятно и весело?

- Кто догадался, какой теме будет посвящен наш урок?

- Вы правильно догадались, тема урока как будет звучать:

- У вас есть друзья?

- А вы умеете дружить? - Ребята, а разве нужно учиться дружить?

- Вы хотите узнать, как правильно общаться с друзьями? 

-Какую цель поставим? (Что хотели бы узнать и чему научиться?)

– Тогда начнём, пожелаем всем удачи в открытии нового.

- Первое правило знает каждый из вас. Вы его легко сформулируете. 

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

1. Игра- телепередача «Волшебная шкатулка»

 (в шкатулке начало фразы, ваша задача продолжить её)

  • -Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то вы…
  • -Если вам неприятно, когда вас толкают, то …
  • -Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то …
  • -Если вы хотите, чтоб вам помогли в чем-то …

2. Игра «Кто больше»

Какие слова вы называли? Что это  за слова? Какое чудо способны сотворить эти слова?

- Как называют людей, которые всегда употребляют эти слова?

Итак, первое правило: Будь вежливым!

- Чтобы вывести второе  правило, мы проведем игру, которая называется «Два зеркала».

Откройте тетради на стр. 37

 На желтом овале («зеркале»), нарисуйте грустное выражение лица, а на розовом – веселое лицо.

- Скажите, какое изображение вам больше нравится? Почему?

- В общении друг с другом большую роль играет мимика лица. Я предлагаю выполнить упражнение “Отражение” в парах, повернитесь друг к другу и внимательно выполняйте задания.

Работа с мимикой

– Покажите мимикой

выражение  внимания, удивления, печали, удовольствия, страдания, вины, радости.

– Какое выражение было приятнее изображать?
– Что вам помогло показать радость?  
– Конечно, улыбаться было приятнее, с помощью улыбки, без слов, можно сообщить о прекрасном настроении.
– Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели общаться друг с другом – улыбнитесь.
– Мы открыли ещё одно правило дружбы, назовите его.
– 
Действительно, общаться интереснее с тем человеком, который всегда улыбается, а не с тем который плачет или сердится. Ведь дружба начинается с улыбки.
Физкультминутка.

Встаньте в «Круг радости»

Упражнение-энергизатор

В нашем классе все друзья:

Я, ты, он, она,

Вместе мы одна семья.

Улыбнитесь девочки,

Улыбнитесь мальчики.

Далее действия улыбнитесь, заменяются: подпрыгните подмигните, похлопайте, помашите.

А теперь все кто любит сладкое выполняют сразу все движения!

- А теперь все у кого есть друзья возьмемся все за руки и подарим друг другу тепло своих ладошек.

- Как вы считаете, это все правила дружбы?

Чтобы открыть следующие  правила, посмотрите на слайд, из каждой пары картинок выберете ту, которая, по вашему мнению,  должна быть правилом дружбы. И все эти правила можно объединить в одну фразу:

Работа с учебником стр.56.

Поиск информации

- Ребята прочитайте первый абзац текста.

- Найдите и перечитайте главную мысль.

А теперь рассмотрим иллюстрации.

У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни, - это…

- Давайте поговорим, как следует себя вести в гостях у друга, бывая на  дне рождения.

- Как надо принимать гостей, как развлекать гостей?

- Обсудим вместе, как правильно праздновать День рождения.

- Кого обычно приглашают на праздник?

- А вот и гости.

РАБОТА В ГРУППАХ

Разделитесь на 3 группы (по рядам)

-Давайте вспомним правила работы в группе.

(Задание выбирают жеребьёвкой)

1 группа: стр. 56 работа с иллюстрацией. Подумайте, какие слова говорят гости при встрече?

О чём вы думаете, когда выбираете подарок?

- Что вам хочется подарить другу?

- Чтобы вы пожелали ему в День рождения?

- Как надо принимать подарки, что говорить при этом?

2 группа: верхняя иллюстрация стр.57. Назовите игры, которые приготовила Надя. Какие игры, по вашему мнению, выберут мальчики, а какие подойдут девочкам? В какие ещё игры можно играть в гостях?

 

3 группа: нижняя иллюстрация стр.57. Все ли за столом ведут себя как полагается?

- Какие правила поведения за столом нарушают дети?

- Какие ещё правила нужно соблюдать за столом?

- Ребята, как вы думаете, правила поведения в гостях и за столом на друзей тоже распространяются? Может быть, друзьям их соблюдать не обязательно?

 

Ребята, мы с вами пришли к выводу, что дружить – это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде. Да, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. Надо считаться с желаниями друга, а не только своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, надо уметь предложить помощь так, чтобы не обидеть своего друга.

Вы  выполнили поставленные, в начале урока задачи? Преодолели  затруднение? 

Прочитайте вывод на стр.59, совпадает он с вашим мнением?

- В известном мультфильме, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом. У вас разные «кирпичики» размещены по всему кабинету, вам надо найти их и подумать, какие подойдут для строительства дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то, на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего Дома Дружбы.

 (кирпичики размещены на стенах кабинета)

- Какие слова остались не использованными? Почему?

 - А кто должен жить в Доме Дружбы?  А вот и он. (изображение мальчика)

-Давайте выведем формулу дружбы.

Игра «Подбери слова» На каждую букву слова Друг – слово-качество, которым должен обладать настоящий друг.

- Что спрятано в этом слове? Какой вывод можно сделать?

Ребята, если вам понравился наш урок, и вы всё поняли, то поднимите зелёный карандаш. 

Если остались какие-то вопросы, то – жёлтый. 

А если вы совсем ничего не поняли и не разобрались с новой темой, то – красный.

Ритуал прощания.

-Давайте возьмемся  за руки и вместе произнесем слова:

Ребята, давайте  друг с другом дружить,

Ведь имея друга верного хорошо на свете жить!

Для всех:

1.Повторить вывод по уроку, объяснить смысл пословиц стр. 58-59. В рабочей тетради выполнить задание на стр.40

Кто желает:

2. Написать письмо другу. Письмо можно написать любому однокласснику с предложениями о дружбе.

3. Нарисовать портрет друга на стр.36 в рабочей тетради.

Дополнительно игра «Сказочный переполох» 

На доске прикреплены таблички с именами героев разных сказок. Найдите им друзей.

“Кто с кем дружит, кто кому нужен”

 Составьте пары. Но есть одно условие: я называю одного ученика, а тот в свою очередь, выбирает себе друга.  Старайтесь проследить, чтобы не вызывать одних и тех же учеников. Настоящие друзья стараются задействовать всех.

 Волк                крокодил Гена

Белоснежка      Мальвина

Чебурашка        кот Матроскин

 Дядя Фёдор      гном

Малыш      

Буратино         Карлсон

- Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей?

- Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?

Выполняют ритуал приветствия

друг

дружбе

Под руководством учителя называют тему урока:

«Ты и твои друзья»

- Сегодня мы узнаем, что такое дружба и как научиться дружить.

А для этого мы составим правила, которые помогут нам дружить и сохранять дружбу.

Тема прошлого урока «Вежливые слова»

Заканчивают фразы.

Учащиеся по очереди называют «вежливые» слова. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.

Вызвать улыбку, желание помогать и общаться

вежливые, приветливые, воспитанные

   Будь вежливым!

Радостное.

Улыбка.

Чаще улыбайся!

Не надо ссориться по пустякам.

Называй друга по имени. Умей признавать свои ошибки.

«Относись к другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе» 

день рождения.

В гости приглашают самых близких друзей

Дети делятся на 3 группы. Повторяют правила работы в группе.

Правила работы в группе:

-уважать мнение товарищей;

-слушать и слышать друг друга;

-не обижать и не обижаться;

быть внимательным;

-участвовать всем.

- У каждой группы свой докладчик, который расскажет о работе группы.   Если группа закончит работу, все участники берутся за руки и поднимают их над головой.

Выступление каждой группы оценивают слушатели

Дети дают ответ.

Да, мы узнали, что такое дружба и составили правила дружбы.

Дети берут "кирпичики", на которых написаны разные качества, выбирают положительные и строят из них дом.

Любовь, злость, радость, доверие, жадность, мир, горе, подарок, забота, гнев, счастье,  зависть, верность.

Друг

Учащиеся подбирают слова на каждую букву слова «друг»

Доброта

Радость, равенство

Уважение

Гармония

В слове спрятаны все правила дружбы.

Записывают домашнее задание

Личностные:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

КУУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.

КУУД:

оформлять свои мысли в устной форме.

КУУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

РУУД:

уметь определять и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий в

ходе урока.

Познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

РУУД:

сохранять учебную задачу урока.

ПУУД:

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи

КУУД: уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. 

КУУД:

оформлять свои мысли в устной форме.

РУУД:

оценивать результаты деятельности

ПУУД:

классифицировать объекты:

объединять в группы по существенному признаку.

  

КУУД:

 уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

ЛУУД:

ценностное отношение к здоровому образу жизни.

ЛУУД:

уметь видеть и признавать свои ошибки.

Предметные: развивать  познавательный  интерес к предмету.

ПУУД:

Ориентироваться на развороте учебника,

находить ответы на вопросы.

ЛУУД:

принимать правила делового сотрудничества.

        

РУУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс,

анализировать.

ЛУУД:

участие в оценке и обсуждении полученного результата; толерантность к чужим ошибкам и другому мнению.

Предметные:

делать выводы из изученного материала. 

Предметные:

уметь применять знания в жизненных ситуациях.

ПУУД: уметь провести рефлексию своих действий на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка к разделу "Ты и твое здоровье. Как закаливать свой организм"

Программа "Начальная школа 21 века". Учебник "Окружающий мир" Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова...

Методическая разработка урока английского языка по теме «Друзья по переписке» во 2 (втором) классе общеобразовательной школы

Методическая разработка урока английского языка по теме «Друзья по переписке» во 2 (втором) классе общеобразовательной школы с цклью формирования навыков чтения и работы с текстом; развитиякоммуникати...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка на тему: «Всё в твоих руках»

Тип занятия: Формирование нового знания.Цель: Развитие у учащихся: представление о добре и зле, стремление совершать добрые дела, отзывчивость, милосердие к окружающим.Задачи:Коррекционно-развивающие:...

Методическая разработка открытого мероприятия КВН "Птицы наши друзья"

Учащиеся начальных классов познакомились с птицами Курской области. Учились различать их по внешнему виду. Узнавали их повадки и приспособленность к среде обитания....