Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Блинова Ольга Сергеевна

Конспект урока по окружающему миру по теме Когда придет суббота?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchiy_mir_1_klass.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Окружающий мир 1 класс.

Тема урока: «Когда придет суббота?»

Тип урока: первичное восприятие новых знаний.

 Цель урока: создание  дидактических условий для формирования  представления о времени, его составляющих — настоящем, прошлом и будущем; систематизирование знаний о днях недели и об их последовательности через ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Задачи урока: 

1. обучающие: формирование представления о времени и его составляющих – настоящем, прошлом  и будущем; систематизация знаний о днях недели;         

2. развивающие:  развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, память, внимание, устную речь; осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру; совершенствовать уровень развития речи, навыков общения со сверстниками;

3. воспитательные: воспитывать бережное отношение ко времени, к природе, трудолюбие, культуру общения. Умение работать в парах, группах, слушать друг друга; воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке; воспитывать  уважение к людям труда, любовь к малой Родине, чувство гордости за народ.

Формируемые УУД:

  1. личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
  2. предметные: анализировать иллюстрации и фотографии, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности;
  3. метапредметные: познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению.

Методы и формы обучения: объяснительно- иллюстративный, проблемный, наглядный, частично-поисковый; фронтальная,  групповая, работа в парах  и индивидуальная работа.

Образовательные ресурсы и оборудование:

  • А.А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» для 1-го класса. Москва «Просвещение» 2019г.;
  • конспект урока «Когда придет суббота?»;
  • «Толковый словарь русского языка» Ожегова;
  • презентация MicrosoftPowerPoint «Когда придет суббота?»;
  • таблички со словами:  понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье;
  • гексы: настоящее, прошлое, будущее, картинки  относящиеся к разному времени (6штук);
  • карточки для работы в парах;
  • временной  круг для индивидуальной работы;
  • звездочки  для рефлексии.

Ход урока.

1 Организационный момент (прием «Зашифрованное послание»)

- Добрый день! Меня зовут Ольга Сергеевна! Я очень рада вас видеть! Повернитесь назад, кивните гостям, зафиксируйте свое внимание.

- Скажите у вас есть какие то знаки приветствия, без слов ?

- Ребята моего класса приготовили для вас зашифрованное послание, попробуйте его расшифровать….

Слайд 1- видео (Доброе утро, мы рады видеть вас, мы желаем вам на уроке. … Попробуйте разгадать наше послание.  Приветствие с помощью жестов (видео, прием Зашифрованное послание)

- Как вы поняли приветствие?

- Самые активные на уроке получат  календарики.

- Вы готовы со мной работать?!

- Девочки присаживайтесь, мальчики..

2 Актуализация знаний (прием «Собери пазл»)

Слайд 2 – Муравьишка  с вопросом

- Поднимите руку, кто знает, как зовут этого любознательного Муравья.

- За что его назвали Вопросиком?  

- Муравьишка и сегодня пришёл к нам с вопросами, он просит Вас помочь ему собрать пазл  из разрезанных картинок.

- Сначала вам необходимо ответить на вопросы. (дети выбирают номер вопроса, учитель зачитывает вопрос, дети отвечают)

Вопросы на пазлах:

1 Что такое класс? (помещение, в котором вы учитесь или ваш коллектив)

2 Какими должны быть одноклассники по отношению друг к другу? (сплоченными, дружными)

3 Как вы помогаете друг другу учиться? ( советом, поддержкой)

4 Какие правила нужно соблюдать на уроках?(внимательно слушать учителя, не разговаривать, помогать друг другу)

 3 Постановка и выдвижение гипотезы

- Предлагаю выполнить задание, собрать пазл.

Слайд 3 – календарь  - Что за картинка получилась? (календарь)

- Для чего нужен календарь? (Чтобы не запутаться во времени, он помогает определить день недели)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о времени)

- Мудрая черепаха пригласила в субботу Муравьишку Вопросика к себе в гости. Но Муравьишка не знает, когда ему отправляться к Черепахе. Как вы думаете, почему? Муравьишка обратился с этим вопросом к нам. Поможем ему? На какой вопрос мы будем искать ответ?

Слайд 8 - на экране слова: КОГДА ПРИДЁТ СУББОТА? – Это тема нашего урока.

- Что надо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Какие учебные задачи поставим перед собой? (карточки с вопросами на доску – 1 узнать, что такое время; 2 выяснить из каких дней  состоит неделя; 3 определить, когда наступит суббота)

- А нам в жизни надо знать названия дней недели, их последовательность? Где в жизни мы с ними встречаемся?

4 Изучение нового материала. 

• Знакомство с понятиями: время, прошлое, настоящее, будущее.

- Прежде, чем мы найдем ответ на этот вопрос, отгадайте загадку:

Оно весь век бежит вперед и никогда не устает. ( Время)

- Поднимите руку, кому знакомо слово «время»?

-  Вы слышите это слово каждый день, с утра до вечера. Каждое утро мама будит Вас в школу и говорит: «Вставай, соня, знаешь уже сколько времени?»

- Что мы знаем о времени?

- Что мы представляем, когда слышим слово время?

- В толковом словаре Ожегова о времени говорится так:

1. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

2 Промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.

- Что еще можно сказать о времени?

- Каким оно бывает?

-СЛАЙД 9 – Картина Сальвадора Дали

- Художник Сальвадор Дали изобразил текущее время. Почему он так назвал свою картину? Может потому что верил в постоянство памяти, то, что в памяти сохраняются различные события и люди, несмотря на течение времени.

Работа с учебником.

- Прочитать в учебнике (стр. 8,  2 строчки, начиная «Время постоянно бежит…»)

- Какие слова выделены в тексте?

- Как разобраться со смыслом этих слов?

Слайд 10 - (на экране ВРЕМЯ)

-Какое сейчас время года? (вылетело слово СЕЙЧАС ) (зима) (на экране картинка зимы)

-Действие, которое происходит сейчас - это настоящее время. (на экране НАСТОЯЩЕЕ)

-Какое время года было до зимы? (на экране БЫЛО) (осень) (на экране картинка  осени)

-Действие, которое было, называют прошлым временем. (на экране ПРОШЛОЕ)

-Какое время года будет после зимы? (на экране БУДЕТ) (весна) (на экране картинка весны)

-Действие, которое ещё только будет происходить, называют будущее время. (на экране БУДУЩЕЕ).

5 Первичное закрепление – работа в группах

- Я предлагаю вам поиграть в конструктор. Для этого разделимся на 3 группы по цвету листов у вас на столе.  

- У каждой группы есть 4 подсказки, чтобы узнать зашифрованное слово- какому времени они соответствуют. В группе вы можете обсуждать ваши мнения, как только догадаетесь, сразу мне сигнализируете. На работу в группе дается 2 минуты.

- Проверяем, работу групп. Командиры групп выходят к доске, наклеивают  картинки, соответствующие определенному времени и рассказывают про него.

На картинка – игрушки, одежда, дома, автомобили разного времени.

- Молодцы, Вы замечательно справились с заданием.

- В этом году мы отметим один из самых важных для нашего народа праздников. Какой это праздник? (75- летие Победы в ВОВ)

- Как вы думаете, к какому периоду мы отнесем ВОВ? (прошлое)

- А есть ли связь между прошлым и настоящим? (Прошлое напоминает нам о важных событиях в жизни людей и  страны.)

- А куда можно поставить данные детали нашего конструктора?

- Нужны ли они нам? (Это очень важно, знать и чтить историю своей страны.)

- Слайд 11 – М.В.Ломоносов

- Великий русский ученый М.В.Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

- Время касается не только людей, но и городов, посёлков, сел. Вот и  нашего областного центра –г. Оренбурга,  коснулось время. Слайды 12-14.

- Какое время изображено на этих слайдах?

- Почему нет ничего на последнем слайде? (Именно от  вас зависит, каким будет будущее вашего города).

- На какой вопрос мы ответили, выполняя данное задание? (Время бывает настоящее, прошлое и будущее – убираю с доски табличку с первым вопросом)

Физминутка

А  часы  идут, идут,

( Ходьба  на  месте.)

Иногда  вдруг  отстают.

(Замедление  темпа  ходьбы.)

А  бывает, что  спешат,

Словно  убежать  хотят.

( Бег  на  месте.)

Если  их  не  заведут,

То  они  совсем  встают.

( Остановиться.)

6 Продолжение работы по теме урока.

Знакомство с днями недели, их названием и последовательностью.

- Отгадайте загадку

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний      (Дни недели)

- Из чего состоит неделя?

- Сколько дней в неделе? Какой у вас любимый день недели ?

7  Закрепление.

Работа в парах

- Предлагаю поработать в парах  (правила работы в парах) Вам необходимо определить правильную последовательность дней недели, начиная с понедельника, для этого воспользуемся упражнениями с платформы учи.ру.

- Даю 2 минуты. Не забываем просигналить мне, когда закончили работу.

- Проверим. На партах у нескольких учащихся лежат карточки синего цвета с названиями дней недели.

-Те ребята, которые получили карточки, пожалуйста, выйдите к доске и постройтесь в том порядке, в каком расположены дни недели.

- Читаю стихотворение:

 Среди дней любой недели

Первым будет – понедельник.

День второй за ним пошел.

Это вторник к нам пришел.

Нам не деться никуда….

Третий день всегда – среда.

Он четвертый там и тут

Этот день четверг зовут.

В череде рабочих дней

Пятый пятница теперь.

Вся закончена работа-

День шестой всегда суббота.

А седьмой? Его мы знаем:

Воскресенье, - отдыхаем!

- Посмотрите внимательно на цвет карточек, что они вам напоминают? (радугу)

- На какой вопрос мы только что ответили? (Как называются дни недели?) – убираю с доски карточку со вторым  вопросом

- А где еще встречается волшебное число 7? (цветик-семицветик, радуга)

Историческая справка (дополнительно): Названия дней недели сохранились со времен Древней Руси, кроме названий  «воскресенье» и «суббота». «Воскресенье», день отдыха, назывался  раньше «неделя» «день недельный».

   Название «суббота» пришло к  нам из стран Древнего Востока.  На древнем еврейском языке оно звучало как шаббат, что значит «покой», «отдых».  Другие дни недели  остались  такими  же, как в  старину.

- Оцените свою работу:

 красными звездочками - выполнили задание без ошибок;

зелеными – 1- 2 ошибки;

желтыми – 3 и более ошибок.

• Практическая работа

Перед вами лежит круг «Неделька».

– Какой сегодня день недели? Подчеркните его красным цветом.

– Какой день недели был вчера? Подчеркните его  синим цветом.

– Какой день будет завтра? Подчеркните его  зелёным цветом.

8 Итог

- Ребята, о чём нас спрашивал   Муравьишка в начале урока? (Когда придёт суббота?)

–Давайте ответим на его вопрос. (Через два дня, на третий)

- Помогли ли мы Муравьишке? (да, теперь он точно будет знать, когда придет суббота)

- А с помощью чего мы можем определить на какой день недели выпадает какое-либо событие? (календарь)

- У вас на партах лежат календари, посмотрите внимательно, какие важные события нас ожидают в этом году весной в субботу? (9 мая) Слайд 15

- А что у вас ассоциируется с праздником? (салют, феерверк) Слайд 16

-  Ваши маленькие победы будут тоже вознаграждены салютом. Я предлагаю устроить салют из звездочек.

 

9 Рефлексия

- У вас на столах лежат две звездочки

- если вы узнали что-то новое, нужное для себя на уроке, то просигнальте  красной звездочкой

- если вам было не интересно – просигнальте синей звездочкой

- Наш урок мы начали с пожелания с помощью жестов, и сейчас я прошу вас с помощью жестов показать ваше настроение от нашего урока…

- Я тоже хотела ответить вам с помощью жестов (руки в стороны, к груди, сердечко из пальцев)

- Большое спасибо за урок. Вы молодцы!!!

- И пусть впереди у нас будет только счастливое время!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...