Конспект урока по дисциплине «Окружающий мир» (обществознание). Тема урока: «Путешествие по планете»
план-конспект урока по окружающему миру

Рябухина Анастасия Сергеевна

Тема урока: «Путешествие по планете»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.05.-okr_mir.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по дисциплине «Окружающий мир»

(обществознание)

Тема урока: «Путешествие по планете»

Учитель начальных классов-

Рябухина Анастасия Сергеевна

Тема урока: «Путешествие по планете»

Образовательная система (УМК): Школа России

Цель урока: организовывать деятельность учащихся по ознакомлению с планетой на карте мира, что такое океаны и материки.

 Задачи урока:

Образовательные:

-формировать у обучающихся представление о планете на карте мира.
Развивающие:
- развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию у детей мыслительных процессов  и развитию речи

Воспитательные: 

оспитывать умение слушать другого, толерантное отношение к чужому мнению, воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительного отношения к предмету
Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-формировать умение формулировать свои мысли, обосновать своё мнение, исправлять свои ошибки, сравнивать свой ответ с ответом товарища, находить схожее и различное, воспринимать критику и похвалу со стороны учителя;

-осознание практической важности изучаемой темы, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, умение формулировать свои мысли, обосновать своё мнение

Метапредметные результаты:

Познавательные:

-развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

-находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы;

-умения использовать научные методы познания

Регулятивные:

-развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

-умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные:

-умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Предметные результаты: 

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

Средства обучения:

  • презентация,
  • учебник
  • карточки с заданием

Литература:

1.А.А. Плешаков «Окружающий мир 2 класс».

Издательство «Просвещение» 2013 год.

Время

Этапы урока

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

5 мин

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Организовать мотивирование учащихся к учебной деятельности, а именно:

актуализировать требования со стороны учебной деятельности («надо»);

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

установить тематические рамки («могу»)

Здороваюсь с детьми, представляюсь.

Прошу детей убрать со стола все лишнее и проверить, чтобы на столе лежали только рабочая тетрадь, учебник и пенал.

Беседа - словесный метод,

10 мин.

10 мин.

15

Мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Отгадай загадку, и ты узнаешь тему урока.

На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

Предположи, о чём мы будем говорить на уроке

Что же будет нашей целью?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его ты скажешь мне в конце урока.

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

“Ты береги нас, береги!”

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза,

И тихо шепчут родники:

“Ты береги нас, береги!”

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

“Ты береги нас, береги!”

Остановил олень свой бег:

“Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги.

Ты береги нас, береги!”

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: “Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!”.

Земля

О нашей планете

 Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель организует работу класса, выясняя причины затруднения при ответе, те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения задачи урока

-Открой учебник на с.114.Давай узнаем, какие задачи ставит перед нами Вопросик Муравьишка.

- Сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.

- А ты знаешь, кто первым совершил кругосветное путешествие?

Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.

- Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Отправляемся в путешествие?

К берегам неведомой земли

Плывут по морю корабли,

Командам не страшны преграды,

На острове всех ждут награды!

Полный вперед!

Открывают учебник на странице 114

Фернан Магеллан

4. Построение проекта выхода из затруднения

Построить проект выхода из затруднения,

учащиеся в коммуникативной форме.

Обучающиеся наблюдают за опытами и делают выводы реализации опытов.

 Откройте карты полушарий в атласе «Мир и человек» на стр.24-25

В путешествии нам необходимо будет ориентироваться.

Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?

Что такое карта?

Что значит уметь читать карту?

Что обозначают цвета на карте?

Вспомните, с какой географической картой мы уже познакомились

Перед вами физическая карта мира. Слово «физическая» произошло от греческого слова «физис» - природа. Как по-другому можно назвать эту карту?

Правильно! Давай прочитаем в учебнике на странице 117, какие карты называются физическими?

- Как ты думаешь, можем ли мы совершить это путешествие, используя карту России? Почему?

В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно

Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

Понимать условные обозначения

Голубой цвет – воду, зелёный, жёлтый, коричневый – сушу

С картой России

Карта природы мира.

Карта полушарий или карта мира.

5

мин

8.Включение в систему знаний и повторение

Выявляются границы применимости нового знания и выполняется новое задании, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает и умеет

Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся.

На доске вывешиваю таблички со словами.

Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

- Всего материков шесть. Самый большой материк – Евразия. - Евразия — самый большой материк Земли.

Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы.

- Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов.

В каком полушарии находится этот материк? /Показать на карте полушарий на доске./

Возможно ты догадался, почему так называется этот материк, Евразия, а если нет, то найди ответ к следующему уроку.

Рядом – Африка. Материк Африка находится в Восточном полушарии. Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического. Африка – самый знойный материк.

-Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. - Материк Северная Америка находится в Западном полушарии.

Его омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического.

-Материк Южная Америка находится в Западном полушарии.

Его омывают воды двух океанов – Тихого и Атлантического.

Пятый материк – Австралия, Материк Австралия находится в Восточном полушарии.

Это самый маленький материк.

И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира. Материк Антарктида - самый холодный материк.

- Каким цветом на карте обозначают водоемы?

 (Синим).

- Опишите встреченные вами водные просторы. Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Может ты сможешь предположить, как называются, одним словом эти огромные водные пространства? (Предположения детей.)

- Каким цветом на карте обозначают участки суши? (Жёлтым, коричневым, зеленым.)

- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

- Предположите, как называются огромные участки суши, окруженные водой?

- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?

- Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой.

Проверим ваши предположения по учебнику.

Какая карта поможет в путешествии по планете?

Как называются огромные водные пространства?

- Как называются огромные участки суши, окруженные водой?

 Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

Слушают рассказ учителя о новой теме урока.

Слушают рассказ учителя о новой теме урока.

Слушают рассказ учителя о новой теме урока.

Читает определения материков и океанов – стр. 115

Карта мира

Океаны

Материки

5мин

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

1) Зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

С какими материками познакомились?

Перечислите океаны, которые вам известны.

Домашние задание подготовить сообщение о материках, выбираю тех обучающихся, кто будет готовить сообщения.

Спасибо за урок, вы отлично работали. Урок окончен.

Словесный метод обучения

беседа, анализ работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету: "Окружающий мир" в 1 классе по УМК "Планета знаний" на тему:"Насекомые, птицы, звери, рыбы"

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование первичных понятий: «насекомые, птицы, рыбы и звери»; формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения сущест...

Конспект урока по курсу "Окружающий мир" по теме "На что похожа наша планета" 1 класс

Конспект составлен к учебнику А.А. Плешакова. К конспеку прилагается презентация....

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС НА ТЕМУ "КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИСЬМО?" СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе. Тема урока:"Как путешествует письмо?"

Подробный сценарий урока окружающего мира в 1 классе . Тема: "Как путешествует письмо?"...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема «Как путешествует письмо?»

Конспект урока по окружающему миру 1 классТема «Как путешествует письмо?»Учебно-методический комплект А. А. Плешакова («Школа России»)...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 2 класс. УМК "Школа России" Тема урока: "Путешествие по планете. Путешествие по материкам"

Урок представлен в виде игры.Учащиееся делятся на  экипажи и  отправляются в путешествие по планете, по материкам.Чтобы как можно быстрее узнать об  материках, каждый экипаж отправится ...

Технологическая карта урока окружающего мира Тема урока: «Путешествие по планете»

Знакомство обучающихся с понятием «физическая карта мира»; сравнить глобус и карту; познакомить с океанами и материками Земли....