"Разнообразие облаков". Урок окружающего мира, 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Буйвол Ольга Анатольевна

На уроке формируется представление об облаках как явлении, наблюдаемом на дневном небе, о разнообразии облаков, их значении для природы и человека; формируется умение моделировать предметы и явления окружающего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

УМК «Гармония»

Продолжительность урока: 45 мин.

Тема: Разнообразие облаков.

Цель: Формирование представления об облаках, их разнообразии.

Задачи:

Познавательные учебные действия: 

формировать представление об облаках как явлении, наблюдаемом на дневном небе, о разнообразии облаков (о кучевых, слоистых, перистых); о значении для природы и человека; формировать умение моделировать предметы и явления окружающего мира  

формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации: рисунок, учебник; развивать умение сравнивать предметы, анализировать и обобщать информацию; развивать наблюдательность; развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся;

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умение оценивать и контролировать свои действия;

Коммуникативные действия: формировать умение работать в паре, в группе;

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, карточки для работы в паре и в группе.

Ход урока.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

1. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке будете слушать, читать, анализировать, рассуждать.

-Начнем с проверки домашнего задания.

ЭУ с. 92 Виджет «Природные явления». Выбрать изображения явлений, которые происходят в живой природе.

- Рассказать о явлениях природы.

- Какой критерий оценивания? (Полнота и правильность пересказа).

•        Для всех учащихся - самостоятельная работа в ТПО «Тестовые задания» с. 24 №№1-2. Задание: тела и явления природы.

2. Постановка учебной задачи, планирование путей её решения.

-Предположить, о чем пойдет разговор, поможет загадка.

Загадка

Без крыльев летят,

Без ног спешат,

Без паруса плывут.

                            (Облака)

-Ваши мысли?

-Что в загадке указывает на ответ?

-Определить тему урока.

Прочитать на доске: Разнообразие облаков.

РАЗНООБРАЗИЕ. (Разный, разный образ)

А где можно уточнить значение этого слова или проверить наши догадки? (В толковом словаре)

У вас на столах лежат словари. Найдите это слово и прочитайте значение. (Разнообразный – различный, неодинаковый по каким-либо признакам)

РАЗНООБРАЗИЕ. (Разный, разный образ)

- Определить учебную задачу.

Узнать – применить – проверить и оценить.

-Что хотелось бы узнать по этой теме? Спланируйте свою работу.

Открывается план на доске или слайд.

План

1 Что такое облака?

2 Как называются разные по форме облака?

3 Из чего состоят облака?

4 Как образуются облака?

-Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?

/Наблюдать, сравнивать, слушать, читать, доказывать, открывать/

-Начнем работу с ответов на вопросы учебника стр. 96.

- Прочитайте вопросы. Кто готов ответить? (Фронтальный опрос)

-Наблюдали ли вы за облаками?

-Что знаете об облаках, какого они цвета, какой формы?

- Это тела или явления? Какие пути решения можете предложить?

- Обратимся к нашему плану.

- Выберите наиболее простой из вопросов. (Что такое облака. Как называются разные облака). Определить учебную задачу. Узнать, что такое облака и как называются разные по форме облака?

-Где можно найти такую информацию? Есть разные источники информации.

Чтобы легче было искать информацию, поработаете в группе. Не забудьте о правилах сотрудничества.

1-4 группы, - статья учебника на странице 96.

5 группа – в интернете.

6 группа – в энциклопедиях.

- Какие умения понадобятся для решения этой задачи? (рассматривать, анализировать, решать, доказывать)

- У вас на столах лежат карточки с заданием для работы в группах. Прочитать и выполнить его.

Задание.

1. Прочитать текст на с.96 учебника.  

2. Соотнести названия облаков с их изображениями.

3. Назвать их особенности.

Виды облаков

Изображение

Особенности

кучевые           грозовые          слоистые          перистые            

- Проверим правильность выполнения работы.

- Какое задание предложено?

-Что узнали нового?

(Группа соотносит на интерактивной доске названия облаков с их изображениями.)

-Зачитать, что такое облака. Так, это тело или явление?

- Какие бывают облака? (Перистые, кучевые, слоистые, грозовые) (слайд 5)

- Почему им дали такие названия? (Перистые – похожи на перья птиц. Кучевые – напоминают снежные горы, кучки. Грозовые – дождливые, тёмные. Слоистые – расположены слоями) (слайд 6,7) 

Выше всех  крепятся перистые облака, ниже кучевые, ещё ниже слоистые и туча.

Самые верхние перистые -№2

Чуть ниже кучевые - №1

Еще ниже – слоистые -№4

Самые тяжелые грозовые - №3

- Зачитать, какие облака называют перистыми. А какие слоистыми?

-По какому критерию будете оценивать деятельность? Оценить свою работу.

-Кто сумел самостоятельно найти информацию?

Видеосюжет (1мин.) Виды облаков -2.

- Вернемся к плану. На какие вопросы нашли ответы? (Что такое облака и их разнообразие).

- Какую учебную задачу ставили? Сделайте вывод.

Музыкальная пауза.

3. Задача: выяснить, из чего состоят облака и как они образуются.

- На какие вопросы предстоит еще найти ответы? Определить учебную задачу.

Задача: выяснить, из чего состоят облака и как они образуются

- Предположите, что находится в кучевых, слоистых, перистых облаках, в грозовой туче? Из чего состоят разные облака?     Самые маленькие капельки в кучевом облаке, побольше в слоистом облаке, большие - в туче. В перистом облаке кристаллики льда.

- Можно ли потрогать облако рукой или пройти сквозь него?

- Приходилось ли вам попадать в туман? Что можете рассказать об этом явлении?

- Проверьте свои рассуждения.

- Я предлагаю поработать со статьёй учебника на с. 97.

Приём «Чтение с пометами»

˅        - уже знал

+        - узнал новое

?        – хочу узнать

Проверка:

- Что нового узнали?           ЭУ - интерактивы 

И туман, и облако состоят из маленьких капелек воды, а отличаются они тем, что облако образуется высоко в небе, а туман у поверхности земли.

- Какие у вас возникли вопросы?

Работать будете в парах. У Вас на столах карточка с заданием и лист для работы.

Задание.

Пользуясь статьёй учебника на с. 97, составьте схему - модель образования облаков.

Как Вы мыслили?

- Пара рассказывает о своих наблюдениях с опорой на схему- модель.

- К какому выводу пришли?

-Проверить работу можно по схеме на слайде. Слайд.

-Как в облаке при слиянии капелек воды или кристалликов льда образуется дождь или снег?

Видеосюжет.  Что такое облако (от 0:25 до 0:47 с) Из чего состоят облака -1.  (до 0:25 про туман)

4. Итог урока

- Вернёмся к плану.                                                                                                  

- Какую учебную задачу ставили?

- Справились с решением поставленной задачи?

- Какие умения понадобились?  (наблюдать, рассматривать, анализировать, искать информацию, доказывать, работать с книгой, со схемами)

-Какие открытия сделали?

–Что понравилось? Что не понравилось?

Задание на дом. С. 96 – 97, пересказ, изобразить облака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира во 2 классе "Разнообразие облаков"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе Гармония. На уроке дети знакомятся с видами и разнообразием облаков. Идет разговор о поведении во время грозы....

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Урок окружающего мира по теме: Разнообразие облаков"

Урок "открытия" новых знаний  2 класс...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...