Конспект урока "Город и село"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Холодилова Татьяна Михайловна

Конспект урока "Город и село"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_i_selo.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Город и село»

Тип урока: изучение нового материала 

Цели урока:  – систематизировать представление учащихся о жизни города и села; - развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; - воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.

Задачи:

Формируемые УУД:

Регулятивные: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;             - учиться высказывать свою точку зрения, осуществлять саморегуляцию своих действий;

-взаимодействовать в группе при выполнении учебных задач, выполнять взаимопроверку;- определять истинность (ложность) высказываний

Познавательные: - осуществлять поиск, сравнение и анализ информации о городе и селе.

-ориентироваться в своей системе знаний, уметь работать с информацией;

-развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;

-формировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: - работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.

- доносить свою позицию, слушать и слышать партнеров;

- излагать свою точку зрения и анализировать её, отвечать на итоговые вопросы;

- грамотно строить речевые высказывания.

Личностные результаты: - проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою работу - самостоятельно определять и опираться на общие для всех людей правила поведения при работе;

- понимать необходимости приобретения новых знаний;

- представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей;

- проявлять чувство гордости за свою малую родину

Предметные результаты: - иметь представление о понятиях «город», «село», «горожане», «селяне»; называть их отличительные признаки;

- сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

- сравнивать городской и сельский дома;

- рассказывать о своём доме по плану.

Материально-техническое обеспечение урока: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс; мультимедиапроектор, компьютер, презентация, фотографии города и села, раздаточный материал.

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент

- Я рада вновь увидеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу  нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Мы умные!

Мы дружные!

Мы  внимательные!

Мы старательные!

Мы во втором классе учимся!

Всё у нас получится!

Приветствие учителя; самоорганизация к деятельности.

Целеполага-ние и мотивация.

- Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно посмотрите на фото. –

Что изображено на фото? СЛАЙД 1

-Так о чём мы с вами будем разговаривать сегодня на уроке?

 Сформулируйте тему, цель нашего урока.

ГОРОД и СЕЛО (Слайд 2)

-Сейчас, по моей команде, вы закроете глаза и будете очень внимательно прислушиваться ко всем звукам, которые вас окружают, благодаря этим звукам мы будем с вами путешествовать в разные места. Ваша задача догадаться, куда вы попали,  что вас окружает, где можно услышать такие звуки.  Для этого нам нужно, чтобы в классе была полная тишина,  и  вы должны быть очень внимательными! Если вы догадались, надо тихо поднять руку, и я обязательно спрошу. Вы готовы?

Закрываем глаза.

 (Аудиозаписи «Шум города», «Утро в деревне», «Петушиное пение», «Шаги по тротуару», «Мычание коровы»)

–  Молодцы ребята, вы были очень внимательными и справились со всеми моими заданиями.

Слушают учителя.

Формулируют тему урока.

По музыкальным фрагментам определяют свое «местоположение»

Изучение нового материала.

Перед вами различные фотографии. (слайд 3).

-Я утверждаю, что на всех этих слайдах изображён город. А как вы думаете?

        Я вижу, что вы хотите со мной поспорить.

        Разделите фотографии на группы.

– Давайте попробуем выделить отличительные черты города  и села. Для этого нам поможет памятка, которая лежит у вас на столах.

СЛАЙД 4.

Город

Село

Многоэтажные дома, в которых живет большое количество людей.

Частные дома, в которых живет одна семья.

Дороги покрыты асфальтом.

Дороги могут быть асфальтированы,  могут быть проселочными.

Люди работают на заводах, фабриках, на предприятиях.

Люди занимаются разведением растений и выращиванием животных.

Большое количество транспорта.

Основной вид транспорта – автобус, могут ездить на лошадях.

Зелени мало, воздух загазован.

Вокруг много леса, воздух свежий.

Много памятников, музеев, кинотеатров и театров.

 

        

Сейчас каждый из вас выберет только те иллюстрации, где изображен город.  (раздаточный материал в конверте №1)

- Что же такое город?  

ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.  Слайд 5

 - Что такое село ?   

Село СЕЛО– небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных.  Слайд 6

-Из русского языка, мы уже знаем, что такое синонимы.

Давайте попробуем подобрать синоним к слову -Село. (деревня)

Определения на экране.

–  Как вы думаете, где лучше жить в городе или селе?

Потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики.

Но наблюдается и другой процесс – жители городов возвращаются в сельскую местность, где более здоровый воздух и жизнь спокойна.

Находят и определяют отличительные черты  города и села.

Подбирают иллюстрации.

Формулирую понятия «Город» и «Село»

Высказывают свое мнение, опираясь на полученные знания.

Физмину-тка -игра

 - Молодцы, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из- за своих парт, сейчас мы с вами будем играть в игру.

Правила игры: я буду называть вам разные слова – признаки села и города. Если речь пойдет о городе, то вам нужно будет встать на носочки и тянуться вверх (потому что в городе дома высокие, покажите какие). А если названное мною слово относится к селу, то вам нужно будет присесть. Например, слово «курица», где можно встретить курицу, в городе или селе? В селе – значит нужно присесть.

Итак, начали:  Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; троллейбус; колодец;  кинотеатр;  топор; утка;  цирк; ржаное поле; много машин.

Выполняют действия, анализирую и, проводя аналогии.

Закрепление изученного. Краеведение. 

В России много больших и малых городов, сёл, деревень... все они по-своему красивы.

 В каком городе мы живем?

- В какой области находится наш город?

- Расскажите, что вы о нем знаете

- Как называются жители нашего города?

 – Какие реки протекают в нашем городе?  

– Есть ли в нашем городе фабрики и заводы? Какие вы знаете?  

- Что ещё вы знаете о нашем городе?

- Чем наш город отличается от сёл, деревень?

Рабата в парах.

-Давайте вспомним правила работы в парах.

-У каждого на столах лежит конверт №2, открываем.

-Поднимите руки те, у кого многоэтажный дом? К городу или селу он относится? Почему?

-Поднимите руки те, у кого сельский дом? К городу или селу он относится? Почему?

-Задача каждой пары: нарисовать многоэтажный дом. Найдите по три плюса и три минуса в городских квартирах; нарисовать сельский дом. Найдите по три плюса и три минуса в  сельских домах.

По мере готовности, результаты вывешиваются на доску.

Посмотрите, что у нас получилось. На доске  - кусочек нашего города.  

Отвечают на вопросы учителя.

-Бердск

-Бердчане

-Бердь и Обь

Высказывают свои предположения.

Вспоминают правила работы в парах.

Каждая группа выполняет свое задание.

Подведение итогов. 

Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Всего важнее сохранить красоту и богатство города, села.

 Как сохранить красоту и богатство города, села?  

– Каждый горожанин и житель села должны беречь красоту своего населенного пункта, приумножать его ценности. Давайте и мы украсим наш город.

-Любить и защищать СЕЛО, ГОРОД, РОДИНУ.

-Беречь природу, приумножать ее богатства.

-Охранять памятники архитектуры, уберечь их от гибели

Рефлексия.

- Оцените свои знания, взятые с урока.

Достаньте из конвертов (конверт №3)  маленькие частички ваших знаний - цветы.

-Если вы узнали много интересного, и урок вам понравился, то  тогда выбираем красный цветок.

Трудности – синий.

Не понравился урок – зелёный.

– Что же мы получили в итоге? (Наш город.)

– Достигли ли мы все цели, поставленные в начале урока.

– С какими понятиями познакомились вы на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке.

- Наш город.

Отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"жизнь на селе в старину"- конспект урока по окружающему миру

О старинном быте сельских жителей-ролевая игра...

Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме: "Жизнь в городе и селе".

Конспект урока английского языка в начальной школе по теме: "Жизнь в городе и селе"....

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ "Путешествие по селу Кулунда"

Программное содержание:Активизировать словарь по теме «Наше село».Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными  в роде, в ед. ч., в Им. п..Формировать умение составлять прос...

«Село моё неброское, любимое село»

Данная разработка классного часа поможет обобщить представление детей о родном селе, труде взрослых; воспитывает любовь к родному краю, подчеркнув, что наш край связан со всей стран...

Образовательное путешествие в Царском селе "Ворота Царского Села".

Интереснейшая форма внеклассной работы близкая к квесту и проекту. Карта для учащихся содержит конкретный маршрут образовательного путешествия, привязанный к определенному району Санкт-Петербурга. Но ...

ПРОЕКТ "МОЁ СЕЛО - СЕЛО РОДНОЕ"

Исторический, поисковый материал для "Краеведческой комнаты" ....