"Россия в огне"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Осипова Анна Юрьевна

Конспект урока по окружающему миру по программе "Школа 2100" для 3 класса.( Вахрушев) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_14.04.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фамилия Имя  Отчество    Осипова Анна Юрьевна

Предмет          Окружающий мир

Класс              

Тип урока        изучение нового материала

Тема урока

«Россия в огне»

Цель

- ознакомить с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в 1917 году. Сформировать первичные представления о причинах и последствиях революций.

Задачи

  • вызвать эмоциональный отклик на ситуацию, сложившуюся в России в начале ХХ века;
  • продолжить формирование у учеников образа трагического времени, в ходе которого жившие в России люди не смогли найти мирного способа решения всех проблем и конфликтов;
  • пробудить чувство ответственности за судьбу своей страны.

УУД

  1. Личностные

- Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Регулятивные

- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  1. Коммуникативные

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

-  Умение работать в паре и в группах.

  1. Познавательные

-Развивать умение извлекать информацию из схем, таблиц,  иллюстраций, текстов.

- Представлять информацию в виде схемы или таблицы.

- Выявлять сущность, особенности объектов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

 - Ориентироваться на развороте учебника.

- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Планируемые результаты

  1. Предметные

- Сформировать у учащихся образ трагического времени, в ходе которого жившие в России люди не смогли найти мирного способа решения всех проблем и конфликтов (крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов, государственной власти и общества, стремящегося к свободе);

- Ориентироваться в образной исторической карте;

- Определять последовательность исторических событий;

- Различать следы исторического прошлого в современной действительности.

  1. Метапредметные

- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- оценивать результаты выполнения работы;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- планировать свою работу.

  1. Личностные

- проявлять интерес к новым знаниям;

- развивать умение выражать свои эмоции;

- формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- развивать устную речь, мышление.

Понятия: Революция, Гражданская война, советская власть, Советы, большевики, СССР, времена Советской России и СССР

Межпредметные связи: чтение, работа с иллюстрацией,история,  изобразительное искусство, музыка.

Методы обучения: эвристический, наглядный, словесный, практический, проблемный

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ

Этапы  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

 Формируемые УУД

Методы обучения

Организационный момент

- Сегодня, ребята, нам предстоит очень серьезная работа на уроке – мы должны познакомиться с таким важным историческим событием в истории России, которое полностью изменило жизнь не только в нашей стране, но и повлияло на ход мировой истории

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Положительное отношение к школе и учебной деятельности

словесный

Актуализация знаний

(Учитель записывает основные данные в виде задачи по математике.) Учёные подсчитали, что к 1914 году Россию населяло примерно
180 млн человек.  К 1924 году в России осталось 150 млн человек. Сколько лет прошло между 1914 и 1924 годами? На сколько человек уменьшилось население России? Сколько таких городов, как современная Москва, опустели, обезлюдели за эти годы?

Какой возникает вопрос?

Проблема урока показывается на доске.

Формулируют  тему и цели урока.

 отвечают на вопросы, формулируют свои высказывания

-10 лет

  • на 30 млн.

  • более трёх городов

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?

Работать с учебником,  находить нужную информацию в тексте и иллюстрации

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

словесный, практический, наглядный, проблемный

Активное целеполагание

Для того чтобы помочь учащимся выдвинуть разнообразные версии, учитель предлагает воспользоваться рекой времени российской истории на с. 26–27 учебника и иллюстрациями к уроку 19 на с. 90–91.

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

– Составим план урока.

План (примерный)

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Работают с учебником

Ученики высказывают версии, которые можно свести в три-четыре блока:

1. Миллионы человеческих жизней могли унести болезни или стихийные бедствия (об этом можно предположить по названию урока).

2. Возможно, произошла война внутри России, между её жителями (об этом можно предположить по иллюстрациям на с. 90, хотя эти иллюстрации не относятся к гражданской войне). Возможно, Россия участвовала в войне с внешним врагом (иллюстрации на с. 91).

3. Река времени разбивается о камень, на котором написано «Революция 1917 года». Понятие «революция» учащимся ещё не знакомо, но можно предположить, что это событие тоже как-то повлияло на сокращение населения.

  1. По каким-то причинам люди могли покинуть Россию (эта версия пока ничем не подтверждается).

 Вместе с учителем  составляют план на основе выдвинутых версий. Планируют свою деятельность

Ориентироваться в образной исторической карте

1.Развивать умение выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Словесный, практический, наглядный, эвристический

Изучение нового материала

Предлагает создать общую картину произошедшего в начале ХХ века.

Предлагает рассмотреть иллюстрации на с.91 (картины Первой Мировой войны). Задает вопросы и подводит к выводу.

с.92- Гражданская война в России 1918 -1922г.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали?

Читают тексты фрагментов урока, составляют таблицу- событий на реке времени.

Рассматривают иллюстрации (читают подписи под ними, описывают чувства людей) , отвечают на вопросы и делают вывод, что жестокий характер войны ускорил начало революции.

Создают образ Гражданской войны. Заполняют на реке времени и события, и явления.

Отвечают на вопросы.

Определять последовательность исторических событий

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Выявлять сущность, особенности объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника.

7.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

словесный, практический, наглядный.

Первичное осмысление и закрепление

Предлагает занести данные в колонки «Даты», «События и явления». После того как все группы справятся с заданиями, на доске должна получиться примерно такая таблица.

Начало XX века

Многие люди недовольны условиями жизни и порядками в стране.

1914 год

Началась первая мировая война. Условия жизни людей стали ещё хуже.

Февраль-март 1917 года

Рабочие и солдаты Петрограда восстали против царя.
Создали Советы народных депутатов. Николай II отрёкся от престола, власть в стране перешла к Временному правительству.

7 ноября 1917 года

Большевики свергли Временное правительство. Власть перешла  к Советам народных депутатов, где коммунистов было большинство.

Март 1918 года

Переговоры о мире. Россия вышла из  Первой мировой войны.

1918-1922годы

Гражданская война в России. Победу одержали красные. Многие белые были вынуждены покинуть Россию.

1922 год

Советские республики объединились в Союз. (СССР)

Предлагает ответить  на основной вопрос урока.

-Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Чем объяснить тот факт, что за 10 лет (с 1914-го по 1924 год) население России уменьшилось более чем на 30 млн человек?)

  • Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
  • Как по-твоему, почему в России произошла революция?

- Как ты думаешь, почему большевики смогли захватить власть?

Подчеркивает, что это новый урок, который преподнесла история нашей стране и ныне живущим поколениям, что надо учиться на ошибках своих предшественников и ни в коем случае не доводить конфликты до кровопролития.

Заполняют таблицу в тетради.

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы. Должны прийти к мысли, что для решения им необходимо еще многое узнать про революцию и Гражданскую войну.

Формулируют свои высказывания, анализируют выполненное упражнение.

Сравнивают со Смутным временем начала 17 века.

Формировать образ трагического времени, в ходе которого жившие в России люди не смогли найти мирного способа решения всех проблем и конфликтов (крестьян и помещиков, рабочих и капиталистов, государственной власти и общества, стремящегося к свободе)

1.Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Выявлять сущность, особенности объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника.

словесный, практический, наглядный.

Итоги урока.

Рефлексия

 Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

  • Какую бы отметку вы себе поставили?
  •  Что нового узнали?
  • Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы, анализируют полученные знания.

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

словесный

Домашнее задание

Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание:

1) подготовить краткое сообщение «Моя семья в начале XX века»;

2) принять участие в выставке открыток, посвящённых событиям начала XX века;

3) на альбомных листах сделать иллюстрации к стихотворениям и песням, в которых упоминаются события 1914–1922 годов. 

Слушают и записывают домашнее задание.

Слушать и слышать

Развивать умение слушать и понимать других

словесный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 3 классе "Россия в огне"

Урок истории в 3 классе "Россия в огне" по ОС "Школа 2100"...

Виртуальная экскурсия "Россия в огне"

Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Россия в огне" (з класс, образовательная программа "Школа 2100"). Состоит из презентации слайдов и послайдо...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Россия в огне"

Презентация создана к уроку окружающего мира по УМК "Школа2100" 3 класс по теме: "Россия в огне"Цели:•познакомить учащихся с конкретными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в начале XX век...

Россия в огне

Конспект урока разработан в соответсвие ФГОС по программе "Школа 2100"....

"Россия в огне". Урок истории 3 класс ОС "Школа 2100"

Задача урока: познакомить учеников с коренными изменениями  произошедшими в жизни нашей страны в 1917 г. Сформировать первичные представления о причинах и последствиях революций....

Техкарта урока "Россия в огне"

Техкарта урока для 3 класса по теме "Россия в огне", окружающий мир. Цель: Ознакомить учеников с коренными изменениями, произошедшими в жизни нашей страны в начале XX века...