Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (УМК «Школа России) (ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Казакова Любовь Сергеевна

Специфика курса "Окружающий мир" состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально - гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3b_klass_okr.mir_.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013, 2016.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2018.
  3. Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты для 3 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2018.

    Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» предназначена для учащихся 3б класса. В классе 12 девочек и 13 мальчиков. По итогам 2-го года обучения учащиеся имели хорошие результаты усвоения учебного материала по предмету: 100% общую и 100% качественную успеваемость. По итогам 2016/2017 учебного года «5» имели 72% учащихся (18 школьников), «4» - 28% учащихся (7 школьников).

Срок реализации данной программы – 1 год (третий год обучения в общеобразовательной школе). На изучение окружающего мира в 3 классе начальной школы при пятидневной учебной неделе отводится по 2 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов в год.

Анализ Всероссийской проверочной работы в 2017 году показал, что наибольшие затруднения при выполнении работы вызвали вопросы, связанные с:

  • формулировкой правил дорожного движения при опоре на изображение;
  • характеристикой цели торжественной церемонии присяги избранного Президента Российской Федерации;
  • характеристикой товаров, которыми известен регион.

С целью успешного достижения учащимися планируемых результатов обучения по предмету на уроках окружающего мира будет уделено большое внимание рассмотрению данных вопросов.

В связи с тем, что 05.11.2018 года является праздничным днём, тема урока №17 «Размножение и развитие растений» перенесена на урок №18 «Охрана растений».

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся на уроках окружающего мира реализуется  материал краеведческой направленности.

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного

предмета

Обучающийся научится:

находить на карте города Золотого кольца России, приводить пример достопримечательностей этих городов;

осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

находить на карте страны — соседи России и их столицы;

определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

вырабатывать правильную осанку;

выполнять правила рационального питания, закаливания,

предупреждения болезней;

понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода,

утечке газа;

соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

раскрывать роль экономики в нашей жизни;

осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

понимать, как ведётся хозяйство семьи;

обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

III. Содержание учебного предмета

                                                         

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.    

Раздел  «Человек  и природа»

Обучающиеся 3 класса научатся:

-   различать (узнавать)  изученные  объекты  и  явления живой и неживой  природы;

-  описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;

-  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;

- проводить несложные наблюдения  и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов;

-   использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной  информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или  письменных высказываний;

-   использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;

-  использовать готовые модели (глобус, карта, план)  для  объяснения  явлений или выявления свойств объектов;

-  обнаруживать  простейшие  взаимосвязи  между живой и неживой  природой, взаимосвязи  в живой природе;  использовать их для объяснения необходимости бережного  отношения  к природе;

-  определять характер  взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье  и безопасность человека;

-    понимать необходимость  здорового образа жизни, соблюдения  правил безопасного  поведения;  использовать  знания   о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся  получит возможность  научиться:

-  осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность за  её  сохранение, соблюдать правила экологического поведения  в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии)  и в природе;

-   пользоваться  простыми навыками самоконтроля и саморегуляции   своего самочувствия для  сохранения здоровья, осознанно  выполнять  режим дня, правила рационального питания  и  личной  гигиены.

-   выполнять правила безопасного поведения в природе,  оказывать  первую помощь при несложных несчастных  случаях.

Раздел  «Человек и общество»

Обучающийся  научится:

- различать государственную  символику Российской Федерации;   описывать  достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте Российскую  Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить основные (изученные)  исторические события  с датами,  конкретную дату с веком;  находить место  изученных событий на «ленте времени»;

-   используя  дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-   оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников  и т.д.);

-    использовать различные  справочные издания  (словари, энциклопедии)  и  детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска   и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных  устных или письменных высказываний;

-  соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость  здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;

-  ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;  оценивать их возможное влияние  на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-  наблюдать и описывать проявления богатства  внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,  профессионального сообщества, страны;

-   проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила, в том числе правила общения  со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников.

Используемые методы обучения:

- по источнику знаний:

  • практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
  • работа с индивидуальными ученическими нетбуками.

- по типу познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные;
  • методы проблемного изложения;
  • частично поисковые методы;
  • исследовательские.

         - по дидактическим целям:

  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

         Используемые  технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного  метода;
  • дифференциация обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность;   
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;           
  • система инновационной оценки «Портфолио».

Формы организации учебных занятий:

                    - урок (урок-КВН, урок-дискуссия, урок-сказка, урок вопросов и ответов, урок-сообщение, урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра);

                   - экскурсия:        

                   - проектная деятельность (основывается на творчестве, самостоятельной работе учащихся для решения поставленной задачи) и др.

           В учебном процессе  используются следующие виды учебных действий:

        1.Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать,  воспроизвести и т.д.).

2.Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.

3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти ошибку;  оценить результат своей деятельности или деятельности других.

4. Продуктивные действия: создание нового продукта – придумать предложение, рассказ,  преобразовать данный продукт в новый: пересказ, изменение порядка слов в предложении; формирование новых целей: задать вопросы к тексту; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа.

При реализации рабочей программы учитываются результаты Всероссийских проверочной работы по окружающему миру в 4 классах, выполненной учащимися школы.


IV. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата   проведения урока

Характеристика деятельности учащихся 

Как устроен мир (6 ч)

1

Природа. Экскурсия

1

03.09

- Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»; понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей;

- работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию

2

Человек

1

04.09

- находить сходство человека и живых существ и отличие его от животного;

- различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать внутреннее богатство внутреннего мира человека

3

Общество. Проект «Богатства, отданные людям»

1

10.09

- В ходе выполнения проекта учиться:

- определять цель проекта;

- распределять обязанности по проекту в группах;

- собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, в музее, Интернете, в ходе интервью;

- подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды) --  оформлять стенд;

- презентовать проект;

- оценивать результаты работы

4

Что такое экология.

1

11.09

- определять место человека в мире;

- характеризовать семью, народ, государство как части общества;

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества

5

Входная контрольная работа

1

17.09

 -анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, -прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;

- работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи

6

Природа в опасности!

Тест №1

1

18.09

- устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;

- работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;

- обсуждать, как каждый может помочь природе; участвовать в природоохранной деятельности  

Эта удивительная природа (18 ч)

7

Тела, вещества, частицы

1

24.09

- Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

- характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

- классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ

8

Разнообразие веществ

1

25.09

- наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

- практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради

9

Воздух и его охрана

1

01.10

- анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

- работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах;

- работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе (посёлке)

10

Вода

1

02.10

- практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради)

11

Превращения и круговорот воды

1

08.10

- высказывать предположения о состоянии воды в природе; различать три состояния воды;

- наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения о причинах образования облаков и выпадения дождя; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе

12

Берегите воду!

1

09.10

- высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;

- моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды; обсуждать способы экономного использования воды

13

Что такое почва

1

15.10

- анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

- высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

- практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента; использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез

14

Что такое почва. Почвоведение

1

16.10

15

Разнообразие растений

1

22.10

- доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

- знакомиться с группами растений по материала учебника;

- работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений

16

Солнце, растения и мы с вами. Экскурсия

1

23.10

- выявлять с помощью схему сходство и различие процессов питания и дыхания растений;

- выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

- доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека

17

Размножение и развитие растений

1

05.11

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения;

- наблюдать в природе , как распространяются семена деревьев;

- выявлять роль животных в размножении и развитии растений

18

Охрана растений

1

06.11

- актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, о Красной книге, правилах поведения в природе;

- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

- оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»

19

Разнообразие животных

1

12.11

- актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 класса;

- классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

- приводить примеры животных разных групп;

- с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе

20

Кто что ест.

Проект: «Разнообразие природы нашего края»

1

13.11

- характеризовать животных по типу питания;

- приводить примеры животных по типу питания;

- анализировать схемы цепей питания;

- характеризовать защитные приспособления растений и животных;

- обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель и этапы работы;

- распределять обязанности;

- совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

- находить в краеведческой литературе  материалы о природе родного края

21

Размножение животных

1

19.11

- моделировать стадии размножения животных разных групп;

- рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве;

- обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных

22

Охрана животных

1

20.11

- актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 класса;

- характеризовать факты отрицательного воздействия человека на животный мир;

- обсуждать меры по охране животных

23

В царстве грибов

1

26.11

- характеризовать строение щляпочных грибов;

- с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;

- обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»

24

Великий круговорот жизни.

Тест№2

               1

27.11

- характеризовать организмы-потребители, организмы-производители и организмы-разрушители;

- обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;

- рассказывать о круговороте веществ на Земле  

Мы и наше здоровье  (10 ч)

25

Организм человека

1

03.12

- актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

- характеризовать системы органы человека (их части и назначение);

- анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника

26

Органы чувств

1

04.12

- работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенной теме;

- формулировать правила гигиены органов чувств;

- распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе эксперимента

27

Надежная защита организма

1

10.12

- практическая работа: изучить свойства кожи;

- характеризовать свойства гигиены и ухода за кожей;

- характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

- подготовить рассказ об уходе за кожей

28

Опора тела и движение

1

11.12

- характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;

- раскрывать роль правильной оценки для здоровья человека;

- следить за правильной осанкой на уроке и вне его

29

Наше питание. Пищеварительная система

1

17.12

- практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

- моделировать строение пищеварительной системы;

- характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;

- составлять меню здорового питания

30

О дыхании, о движении крови

1

18.12

- актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

- характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;

- характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме

31

Умей предупреждать болезни

1

24.12

- характеризовать факторы закаливания;

- формулировать правила закаливания;

- составлять памятку по закаливанию;

- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

- регулярно проводить закаливание своего организма

32

Здоровый образ жизни. Экскурсия

1

25.12

- различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

- обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться соблюдать

33

Тест №3.Мы за здоровый образ жизни

1

14.01

- составлять памятку по закаливанию;

- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

- составлять меню здорового питания;

- регулярно проводить закаливание своего организма

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края»

1

15.01

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- представлять результаты проектной деятельности;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Наша безопасность  (7 ч)

35

Огонь, вода и газ.

1

21.01

- актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах;

- характеризовать  действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей

36

Чтобы путь был счастливым.

1

22.01

- актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;

- работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщение;

- обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными

37

Дорожные знаки

Знаки. Экскурсия.

1

28.01

- актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах;

- анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

- моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков

38

Проект «Кто нас защищает»

1

29.01

- находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

- интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

- оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

39

Опасные места

1

04.02

- актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

- обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

- работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест

40

Природа и наша безопасность

1

05.02

- характеризовать опасности природного характера;

- находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

- обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;

- обсуждать правила гигиены при обращении с домашними животными

41

Экологическая безопасность

Тест№4

1

11.02

- анализировать по схеме цепь загрязнения;

- приводить примеры цепей загрязнения;

-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;

- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды

Чему учит экономика (12 ч)

42

Для чего нужна экономика

1

12.02

- раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

- различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

- характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

- работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

18.02

- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

- приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

- объяснять значение образования для успешного труда человека в выбранной сфере деятельности

44

Полезные ископаемые

1

19.02

- актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;

- определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

- выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые

45

Растениеводство

1

25.02

- актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;

- практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

- обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

- различать и классифицировать культурные растения, определять их с помощью атласа-определителя

46

Животноводство

1

26.02

- актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;

- классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

- характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

- выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства в промышленности

47

Какая бывает промышленность?

1

04.03

- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

- соотносить продукцию и отрасли промышленности;

- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

- характеризовать труд работников отраслей промышленности

48

Проект «Экономика родного края»

1

05.03

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего края (города, села);

- оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

- коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

49

Проект «Экономика родного края»

1

11.03

50

Что такое деньги?

1

12.03

- характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

- раскрывать роль денег в экономике;

- различать денежные единицы разных стран;

- практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их

51

Государственный бюджет

1

18.03

- характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

- определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

- выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства

52

Семейный бюджет

1

19.03

- характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

- выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

- определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

- моделировать семейный бюджет

53

Экономика и экология

Тест№5

1

01.04

 - актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах;

- характеризовать вредное воздействие отраслей экономики на окружающую среду;

- раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

- приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов

Путешествие по городам и странам (15 ч)

54

Золотое кольцо России

1

02.04

- прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

- рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

- узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

- составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

- с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца

55

Проект «Музей путешествий»

1

08.04

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

- оформлять экспозицию музея;

- готовить сообщения (экскурсии по музею);

- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

56

Проект «Музей путешествий»

1

09.04

57

Наши ближайшие соседи

1

15.04

- показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

- обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

- с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих

58

На севере Европы

1

16.04

 - работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

- соотносить государства и их флаги;

- узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;

- составлять вопросы к викторине по странам севера Европы

59

Что такое Бенилюкс?

1

22.04

- работать в группе: самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) – каждой группе по одной стране; подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

- составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса

60

В центре Европы

1

23.04

- работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах цента Европы ( каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

- узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям

61

Путешествие по Франции и Великобритании

1

29.04

- работать в группе: самостоятельно изучать материал о Франции и Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения стран их  столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

- описывать достопримечательности Франции и Великобритании по фотографиям;

- составлять вопросы для викторины о Франции и Великобритании;

- в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции и Великобритании

62

Путешествие по Франции и Великобритании

1

30.04

63

На юге Европы

Тест №6

1

06.05

- работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать по одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений;

- составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

- описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям

64

По знаменитым местам Мира

1

07.05

- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

- обсуждать цели международного туризма;

- работать с картой;

- описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

- находить в дополнительной литературе и Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения

65

По знаменитым местам Мира

1

13.05

66

Итоговая контрольная работа

1

14.05

- выполнять тесты с выбором ответа;

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

67-68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края»

2

20.05

21.05

- представлять результаты проектной деятельности;

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для УМК «Школа России»

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру (1-4). "Школа России"

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи изучения предмета, учебно-тематический план, календарною-тематический план с указанием планируемых результатов....

рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России ФГОС

рабочаяпрограммапоокружающемумиру4клШколаРоссииФГОС...

рабочая программа по окружающему миру 1 кл Школа России ФГОС

рабочаяпрограммапоокружающемумирув1клШколаРоссииФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "школа России" для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" для 2 класса...