окружающий мир 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Букатова Надежда Анатольевна

Природа и человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природа и человек19.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

(педагогической ситуации)

Урок «Окружающий мир», 2 класс.

Тема урока: Человек и природа.

Цель педагогической ситуации: сформировать у младших школьников умение формулировать прямые выводы на основе фактов, имеющихся в тексте.

Задачи (работа с УУД): 

  • Регулятивные УУД: Создать условия для формирования умения осуществлять контроль, сверяя результат своей работы с эталоном;
  • Коммуникативные УУД: Сформировать у учащихся умение вступать в сотрудничество при работе в паре;
  • Познавательные УУД: Сформировать умение использовать образец для решения учебно-практической задачи.

Дидактический ресурс:

Сказка Н.И. Сладкова "Дуб и Рябина".

Дуб: Ой, Рябинушка, что взгрустнула ты?

Рябина: Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты за меня заступился!

Дуб: Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

Для урока было разработано следующее задание для учащихся:

1. Карточки с изображениями животных сада. (Жаба, заяц, мышь, божья коровка, гусеница, синица, горихвостка).

- Что за животные изображены на карточках? На какие две группы можно разделить этих животных?  Разделите эти иллюстрации на 2 группы: вредные животные сада, животные – защитники сада. Расскажите, как животные охраняют садовые растения.

2. Угадать животных по описанию:

"Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба." - Кто это?

"Сама знаю, что не красавица. А окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая."

Ход урока

Планируемая деятельность педагога

Предполагаемые действия учащихся

-  О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть Мать одна

По имени Природа!

У неё для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты –

Поля, леса, луга, моря и реки.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением разных животных.

- Что это за животные?

-На какие две группы можно разделить этих животных?

- На карточках разделите животных на две группы.

-Поднимите руку, кто считает, что сделал все правильно?

- Вот сейчас вы сможете  проверить,  выполнив это задание на доске.

- Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание?

- Если у кого-то есть ошибки, исправьте их.

- Ребята, прочитайте слова на плакате.

 

- Сегодня у нас тревожный урок.

-  Ребята, что произошло с рябиной и дубом?

- Могло ли такое произойти с другими растениями? С животными?

- Какой можно сделать вывод?

- Значит ли это, что все растения и животные нужны природе?

- Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Давайте потанцуем. (звучит песня Все на свете нужны).

- У нас в гостях несколько животных (на слайде представлены иллюстрации животных). От них поступили жалобы. Я прочитаю только две. Догадайтесь, от кого они?

Жалоба 1: Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это?                                     Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т зерна. С 1964 г сова находится под охраной государства.

Сама знаю, что не красавица. А окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

-  Ребята, подумайте, посовещайтесь в паре и напишите, какие еще жалобы от животных мы могли бы услышать.

- Постарайтесь к следующему уроку найти информацию о том, какую пользу приносят выбранные вами животные.

- Скажите, ребята, может ли жить человек без природы?

- С древних времен люди многое брали в природе. Притом они нередко не возвращали ей необходимое, не заботились о ней. В результате случилось немало бед: пропали многие растения, замолкли навсегда сотни птичьих и звериных голосов. Некоторые красивейшие водоемы превратились в сточные канавы. Часто люди вырубали леса, но не выращивали новые. Вслед за этим пересохли совсем или остались лужами некоторые когда-то полноводные реки, ручьи, озера. Как видите, немало потеряла природа, а значит, потеряли и мы. Поэтому защита родной природы – обязанность всех нас и отдельно каждого.

-  Наша жизнь, наше здоровье, наше счастье неразрывно связаны с природой. Любите нашу Землю – мать и кормилицу, бережно относитесь к ней и ко всему, чему она дала жизнь. Если хотите жить в мире и согласии – любите жизнь!

- Предлагаю всем вместе выйти и нарисовать Мир, в котором мы хотим жить – Мир красоты и гармонии! (звучит песня «Мир, который нужен мне»).

-  Расскажите, в каком мире вы хотели бы жить.

- Животные сада.

- Животные, вредные для сада и животные - защитники сада.

Работают на карточках в паре.

Подают сигнал. Поднимают руку.

Выполняют деление животных на группы на интерактивной доске.

Поднимают руку.

Исправляют ошибки на карточках.

Учащиеся читают хором:

Рыбе – вода, птице – воздух, Человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину.

Заранее подготовленные дети инсценируют сказку Н. Сладкова "Дуб и Рябина".

Рассуждают по содержанию сказки.

Рассуждают, приводят примеры.

- В природе все взаимосвязано. Вымирание, уничтожение одних веществ, влечет за собой исчезновение других. Ведь если погибнет рябина, то зимние птицы останутся голодными, погибнет дуб – исчезнет любимая еда многих лесных жителей: кабанов, оленей, медведей.

-Да!

Все танцуют.

- Это сова.

- Это жаба.

Придумывают, записывают, зачитывают придуманные жалобы.

Отгадывают, о каких животных идет речь.

Рассуждают.

Дети рисуют на больших листах ватмана.

Показывают свои рисунки, рассказывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...