Открытый урок окружающего мира по теме "Звери и птицы весной" для 2 класса (УМК Перспектива) в рамках Мастер-класса ВЫСШИЙ КЛАСС СТОЛИЧНЫХ ШКОЛ ШКОЛА No2092 им. И.Н.КОЖЕДУБА г. МОСКВЫ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Михеева Ксения Владимировна

Урок разработан в рамках системно-деятельностной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 27.67 КБ
Файл раздатка 1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир УМК «Перспектива»

Класс: 2г

Учитель: Михеева К.В.

Тип урока: Открытие новых знаний

Технологическая карта к уроку по теме: «Весна в мире птиц и зверей»

Тема

Весна в мире птиц и зверей

Цели

Познакомить учащихся с весенним поведением птиц и зверей.

Задачи

1) Показать весенние изменения в жизни птиц и зверей.

2) развивать критическое и креативное мышление, коммуникативные способности детей, навыки сотрудничества в команде.

3) воспитывать бережное отношение к природе родного края, к его обитателям

Планируемый результат

Учащиеся научатся объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей, отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Предметные:

Различать птиц и зверей. Приводить 2-3 примера птиц и зверей. Определять роль животных в природе и их связь с человеком. Выявлять поведенческие особенности животных в весенний сезон. Объяснять причины поведения поведения птиц и зверей.

Метапредметные:

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; воспринимать смысл познавательного текста; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).

Регулятивные. Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Личностные:

Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.

Основные понятия

Насекомые, птицы (перелетные, оседлые), животные, спячка, гнездование, линька, размножение зверей.

Ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, справочные материалы (в раздатке); компьютер, проектор, экран и презентация.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах и парах.


Ход урока

    СЛАЙД 1 «Добро пожаловать»

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Скажите, какую группу живых организмов мы обсуждали на прошлом уроке? (насекомых).

     - Не сомневаюсь, что прошлый урок пошел всем вам на пользу.

     - Сегодня урок окружающего мира я хочу начать с китайской мудрости (СЛАЙД 2):

« Я слушаю – я забываю,

Я вижу – я запоминаю

Я делаю – я усваиваю»

- Подумайте над каждой частью этой фразы и попробуйте рассказать, как вы ее поняли.

  • Обсуждение

СЛАЙД 3

-А как должен работать ученик на уроке, чтобы открыть новое знание? ( Понять, что я не знаю,  и постараться самостоятельно узнать новое)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального  затруднения в пробном действии

- Действительно, все услышанное рано или поздно забывается, а вот увиденное и, тем более, неоднократно повторенное в действиях врезается в память. Вот для чего так важно иногда вспоминать то, что мы уже знаем, не зря говорят «Повторение – мать учения».  СЛАЙД 4

- А мы все сегодня будем повторять? (Только то, что нам поможет в открытии нового знания).

- Давайте вспомним некоторые слова, знание которых поможет вам в дальнейшем на уроке.

СЛАЙД 5 на слайде слова «линька», «потомство» и «перелетные птицы» и их значения.

- Далее, предлагаю вам задание, которое вы будете выполнять в группах.

- Вспомним правила работы в группах.

СЛАЙД 6 (Дети проговаривают правила работы в группах).

- Каждый ряд получит свой пазл. СЛАЙД 7

- Задача – собрать пазл как можно быстрее и сказать, кто или что спрятался «в обломках».

  • Работа в трех группах по рядам: дети получают пазлы с изображением суслика, бабочки-адмирала и дятла.

СЛАЙД 8 «Проверь себя»

- Все они относятся к Царству… (животных).

- А если быть еще более точными (СЛАЙД 9), то суслик – это … (зверь, млекопитающее),  дятел – это … (птица), а бабочка – это … (насекомое),

- Какое сейчас время года? (весна).

СЛАЙД 10 - Какое самое главное изменение в жизни насекомых происходит с приходом весны? (просыпаются, начинают бодрствование).

 - В связи с чем это происходит? (Становится тепло… и т.д.)

СЛАЙД 11 А сейчас предлагаю вам выполнить задания, в которых будет что-то новое. Вы должны постараться его выполнить, но не расстраиваться, если что-то не получится. Ведь это задание на пробное действие. 

СЛАЙД 12 Задание «Напиши, как живут птицы и звери весной».

(каждый самостоятельно выполняет задание на листочке в теч.1-й минуты).

-Стоп!

 

  1. Выявление места и причины затруднения.

СЛАЙД 13

- Какое задание вы должны были выполнить? (Написать, как живут птицы и звери весной)

- Кто не выполнил задание?

- Кто выполнил?

- Кто с уверенностью может сказать, что выполнил задание верно?

СЛАЙД 14

- С каким из затруднений столкнулся каждый из вас?

1. Я пока не могу написать какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.

или

2. Я пока не могу обосновать, что правильно написал о том, какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.

СЛАЙД 15

- Почему вы не смогли выполнить задание? (Потому что мы пока не знаем особенности жизни зверей и птиц весной)

- Каких знаний вам не хватает? Продолжите фразу: Я НЕ ЗНАЮ …

СЛАЙД 16 какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей

4.Построение проекта выхода из затруднения

- Значит, наша цель на сегодня УЗНАТЬ

СЛАЙД 17 … какие изменения происходят весной в жизни птиц и зверей.

- Тогда уточните тему нашего урока сегодня.  

СЛАЙД 18  ТЕМА УРОКА: «Весна в мире птиц и зверей».

СЛАЙД 19

- Что можно использовать в своей работе? (Учебник, энциклопедия)

- Чтобы достичь цели, что надо сделать? (Надо составить план.)

Работать будете по такому плану:       СЛАЙД 20

План работы:

1. Рассмотреть весенние картинки.

2. Проанализировать и обобщить результаты.

3. Сделать вывод.

5.        Реализация построенного проекта

- Рассмотрите внимательно 2 листа с изображением зверей и птиц, попробуйте сами, проанализировав изображения, ответить на вопрос, какие главные изменения происходят в жизни птиц и зверей.

СЛАЙД 21-22  (дети делают записи на листках, пытаются сделать выводы)

Варианты записей: Возвращаются перелетные птицы, птицы строят гнезда, выводят птенцов. Просыпаются ото спячки некоторые звери. Многие животные линяют – меняют шубу. Звери выводят потомство.

6. Первичное закрепление во внешней речи

СЛАЙД 23

- Давайте вернемся к заданию на пробное действие.

- Какое задание вы не смогли выполнить при выполнении пробного действия? (Написать, как живут птицы и звери весной).

- Теперь мы сможем выполнить правильно выполнить это задание?  (Да)

- Можем ли мы сейчас быть уверенными в том, что с этим заданием справимся успешно?

- Да, потому что мы знаем, что … (Проговаривают особенности жизни птиц и зверей весной)

- Молодцы!

- Какой ваш следующий шаг на уроке? СЛАЙД 24   (Научиться применять новое знание.)

СЛАЙД 25

- Как думаете, почему мы начали знакомиться с весенними изменениями в мире животных именно в такой последовательности: насекомые и только потом птицы и звери? (птицы зависят от насекомых; все животные взаимосвязаны)

- Предлагаю поработать с учебником и конкретизировать наши зная о птицах весной.

- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 86. Перед вами текст, который требует дополнения. Предлагаю поработать с параграфом учебника – находить только нужную нам информацию.

СЛАЙД 26 Задание «Дополните текст недостающими словами»

Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны.  … запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали … . В лесу начали стучать … . С юга возвращаются … птицы. Раньше других прилетают … . Следом за … возвращаются … и … . Позже других прилетают … и … .

Весной из своих убежищ выходят сильно похудевшие … . Весной звери меняют … . У большинства зверей появляется … .  

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ:

Еще лежит снег, а зимующие птицы почувствовали приближение весны.  Синицы запели, как будто зазвенели в серебряные колокольчики. Весело зачирикали воробьи. В лесу начали стучать дятлы. С юга возвращаются перелетные птицы. Раньше других прилетают грачи. Следом за грачами возвращаются скворцы и жаворонки. Позже других прилетают ласточки и стрижи.

Весной из своих убежищ выходят сильно похудевшие медведи. Весной звери меняют шубу. У большинства зверей появляется потомство.  

СЛАЙД 27 Физминутка

Капли звонко капали  (прыжки)

Вы сосульки плакали ( Качаем головой)

Солнце светит ярко (руки вверх, тянемся)
Нам сосулькам жарко ( обмахиваемся)

С нас течет уже вода ( наклоны)

Мы растаем навсегда (Выпрямляемся)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Конечно же, мы с вами не успеем за один урок обсудить перемены в жизни всех зверей, но основные моменты знать нужно.

СЛАЙД 28, далее 29

Продолжите фразы! У вас будет минутка на обсуждение вариантов с вашим соседом, затем мы проверим.

Весной из теплых стран …….(возвращаются перелетные птицы)

Они строят …….(гнезда) и выводят……(птенцов)

После зимнего сна ………(пробуждаются звери)

У них появляется…….(потомство)

СЛАЙД 30

- Кто из вас может поставьте себе знак «плюс», если все выполнили верно? Кто допустили ошибки и может пока поставьте вопросительный знак?

- У кого не так? У кого задание вызвало затруднение? Где оно возникло? (Учащиеся называют свои ошибки.)

-У кого задание не вызвало затруднений.

- Преимущественно с чем связано оживление в мире зверей и птиц, возвращение некоторых птиц из дальних стран? (с потеплением, появлением пищи)

8. Включение в систему знаний и повторение

СЛАЙД 31

– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам, зверям и насекомым?

– Что может сделать человек для них и чего он не должен делать?

– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для животных, вы хлопаете, соглашаясь, а если нет, то топаете, протестуя.

1. Вывешивать скворечники.

2. Стрелять из рогатки по птицам и зверям.

3. Помогать больной или раненой птице.

4. Разорять птичьи гнезда и жилища зверей.

5. Ловить сачком насекомых, трогать их руками.

6. Уносить домой детенышей животных.

7. Подходить близко к гнездам птиц.

8. Изучать птиц, зверей и насекомых.

9. Рефлексия учебной деятельности.

СЛАЙД 32

- Какую цель вы ставили перед собой?  (Узнать, какие изменения происходят в жизни птиц и зверей весной)

-Достигли ли вы цели? Докажите. (Открыли новое знание, правильно выполнили С.р. и т.д.)

- В чем возникали затруднения на уроке?

- Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику, почитать интересное в энциклопедии...)

- А где вы сможете это сделать? (дома)

Домашнее задание: с. 87-90, РТ с. 48

- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

- Докажите. (Мы сами открывали новое знание, сами поняли, что не знаем и сами открыли новое знание)

- Оцените свою работу на уроке.

- Закончить наш урок я хотела бы стихотворением:

СЛАЙД 33

Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку. 
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Люди, помните всегда:
Их не так уж много!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока окружающего мира по программе "Перспектива" для 1 класса.

Урок был дан в период апробации учебников УМК "Перспектива" в 2009-2010уч. году...

Открытый урок окружающего мира "Зима в мире растений" 2 класс.

Материал урока окружающего мира "Зима в мире растений" для 2 класса по программе Перспектива....

Урок окружающего мира по теме: Мир растений.3 класс.УМК " Перспектива".

     Материал содержит конспект урока и презентацию....

Разработка урока окружающего мира по теме "Свет знания" 3 класс УМК "Перспектива"

Данный урок является первым по окружающему миру в 3 классе в рамках УМК "Перспектива". Он очень хорошо подходит для проведения 1 сентября в День знаний,  поскольку его тема и основная цель заинте...

Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....

Конспект урока окружающего мира "Трава у нашего дома" 2 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока окружающего мира (2 класс)Тема: Трава у нашего домаЦель: расширение знаний о наиболее встречающихся травянистых растенияхПланируемые результаты:Предметные:-уметь распозновать травя...

урок окружающего мира "Деревья и кустарники осенью" 2 класс УМК Перспектива

Планируемые результаты-сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников осенью- определять деревья и кустарники по листьям и плодам,-описывать внешний вид хвойных деревьев осенью -Расска...