Проектная деятельность обучающихся на уроках окружающего мира. Обобщение педагогического опыта в рамках районной августовской конференции работников образования
презентация к уроку по окружающему миру по теме

ДОЛГИХ  ЕЛЕНА  НИКОЛАЕВНА

В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

                           

Тема моего выступления  «Проектная деятельность обучающихся на уроках окружающего мира»

     В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность.

     Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.

Цель эта может быть достигнута: (слайд 2)

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации;

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

(слайд 3)

1.  Развитие инициативности и активности обучающихся;

2.  Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;

3.  Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

4.  Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности;

5.  Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

 Из истории метода проектов (слайд 4)

          Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859 – 1952) американский философ – прагматик, психолог и педагог. Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы.  Обучение при этом должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы, способности, склонности и потребности. Основным способом обучения становится исследование окружающего мира в проектной форме. Любое действие дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить .    

       Понятие проектирования в отечественной педагогической науке широко использовал также А.С. Макаренко, разработавшим основы логики педагогического мышления. Речь шла о проектировании личности на основе целей воспитания, а также способностей и склонностей конкретного воспитанника.

В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве, приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с информацией, причем на разных носителях. Обращение к методу проектов в наше время связано, прежде всего, с тем, что он дает возможность рассматривать проблему в ее развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии.

 (слайд 5) Поэтому в реальной педагогической практике проектом называют самые разные виды деятельности., имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Стадии работы над проектом — это «пять П»: .( слайд 6)

- Проблема

- Проектирование (планирование)

- Поиск информации

- Продукт

- Презентация

  Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях,  трудовой, художественной, сочинительской, организационной и другой деятельности.

Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга: ( слайд 7)

  результатом:

         поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки и т. д.);

         мероприятия ( викторины, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

 

  числом детей:

         индивидуальная деятельность;

          работа в малых группах;

          коллективная деятельность.

Начинаю обучение учащихся проектной деятельности с занятий по развитию информационно-аналитических  и поисковых умений.

На вводном уроке я знакомлю детей с основными темами раздела, их содержанием, вместе с детьми формирую проблемы по рассматриваемым вопросам. Определяются примерные темы проектов.  Указываю источники информации, даю краткий инструктаж по содержанию работ. (слайд 8).Урок презентация проводится в конце изучения темы. Он завершает, подводит итоги работы над учебными проектами. Учащиеся защищают свой проект, рассказывают о ходе работы над ним, представляя итоговый результат.

  (слайд 9-11)  По предмету «Окружающий мир» дети выполняют следующие проекты: «Моя малая родина»», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», «Мой класс и моя школа», «Родной город», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Моя родословная»,  «Профессии», «Города России», «Страны мира».  Как выше было сказано, что проекты могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными.

    Так проект «Моя родословная» можно отнести к индивидуальному проекту.

    Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но  и для родителей.

    Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.

         Методический паспорт учебного проекта (слайд 12)

Тип проекта:

-Информационно – исследовательский;

-внутри школы – дома;

-при участии детей и взрослых;

- краткосрочный.

Цель проекта «Моя родословная»

- Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии,

своей семьи;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и

предкам;

- формировать и развивать личность;

- развивать партнерские отношения с семьей.

Объект исследования (слайд 13)

Учащиеся 2 класса и их семьи.

Предмет исследования

Родословная каждого ученика в отдельности.

Цель исследования Создание генеалогического древа каждого ученика.

Задачи

-познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

-изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие

учащихся.

Гипотеза исследования (слайд 14)

Предположить о том, что в результате изучения родословного

дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь

во взаимоотношениях.

Форма работы Индивидуальная

Сроки реализации проекта 3-4 занятия

Планируемая деятельность

1. Беседа с использованием презентации «Откуда мы родом» (учитель)

2 Выставка рисунков. «Мои родные» (учащиеся) (слайд 15)

3. Поисковая   работа с литературой «История моего имени»

 (учитель, дети, родители) 

4. «А в нашей семье…» - сочинение с иллюстрациями (учащиеся) (слайд 16)

5. Составление родословного древа (учащиеся, родители) 

6. Защита проекта  (учитель,,учащиеся_)_ (слайд 17)

   Конечно же заинтересованность и активное участие родителей  в проекте «Моя родословная» способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

    Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах, на мой взгляд,  носит более творческий характер. Так при работе над проектом « Мои домашние питомцы». Я учу детей работать в группе, развиваю их коммуникационные навыки и умение работать в команде на достижение общего результата.

     

 (слайд 18) Цель данного проекта: совершенствовать навыки наблюдения за домашними животными, обратить внимание учащихся на правила ухода за определенными животным; обогатить знания учащихся о разнообразии пород домашних животных;  воспитывать бережное отношение к животным.

Задачи  проекта: (слайд 19)
1. Исследовать внешний вид домашних животных.
2. Узнать о привычках и предпочтениях животного.

3. Уточнить условия содержания животного дома.
4.  Подготовить рисунки, поделки, фотографии с изображением домашних любимцев.
Участники проекта: (слайд 20)
1. Ученики первого класса.
2. Родители учеников.
3. Учитель.
Срок реализации проекта: 4-5 занятий (слайд 14)

(слайд 21) Прогнозируемый результат: ученики посмотрят на домашнего любимца другими глазами: увидят в нем не только объект для веселья, игр, развлечений, но и существо с собственными повадками, характером, естественными потребностями, определенными правилами содержания. Первоклассники захотят узнать больше о породе своего животного.
І. Подготовительный этап проекта
 Обоснование выбора проблемы :каждый ребенок мечтает иметь домашнее животное. И родители часто приносят его в дом, надеясь, что благодаря животному легче будет воспитать в ребенке чувство ответственности, желание и умение заботиться о ближнем. Однако становится грустно, когда живое существо становится живой игрушкой. Играя с животными, дети часто делают им больно.
Как же проявлять доброе отношение к домашним животным и при этом не делать их несчастными?
Чтобы дети отвечали за тех , кого приручили, их надо этому учить. Вот почему на уроках в школе неоднократно нужно обращаться к темам, посвященных домашним любимцам, вместе с объяснением родителей способствовать развитию у детей умения сочувствовать, сопереживать.
II. Организационный этап проекта (слайд 22)
1. Объединение учеников в группы
Группа 1-учащиеся, которые имеют дома кошку или не имеют, но хотели бы иметь его;
Группа 2-учащиеся, которые имеют дома собаку или не имеют , но хотели бы его иметь;
Группа 3-учащиеся, которые имеют дома хомячка или не имеют, но хотели бы иметь;
Группа 4-учащиеся, которые имеют дома попугая или не имеют, но хотели бы иметь;
Группа 5-ученики, которые имеют дома аквариумных рыбок или не имеют ,но хотели бы иметь.

( В нашем классе оказалось, что кошек больше всего ребят имеют дома, чем других животных. Также много ребят оказалось, которые не имеют, но хотели бы иметь собаку.)


2. Вручение задач  (слайд 23)
Учащимся , которые имеют дома животное:

1.Провести наблюдения за поведением и повадками животного.
2. С помощью родителей сделать рисунки,  поделки домашнего любимца.
3. Выяснить , чем питается животное.
4. Подготовить рассказ об уходе за своим животным.
Ученикам, которые не имеют дома животных:
1. Сделать рисунок того животного, о котором мечтаешь.
2. Подготовить вопросы к членам группы относительно правильного ухода за животным.
III. Деятельный этап проекта (слайд 24)
Работа в группах
1. Ученики рассматривают принесенные рисунки, поделки,отвечают на подготовленные вопросы тех детей, которые не имеют животных.
2. Чтение текста «Интересные факты из жизни...»
3. Обсуждение условий ухода за животным, составление правил.
IV. Обобщающий этап проекта
 1.Презентация проектов группами
2. Демонстрация учителем  презентации «Наши любимцы» с изображением различных пород животных, рассмотренных на уроке.
3.Оценка проектов
Выдаю каждой группе карточку с изображением животного (кот, собака, попугай, хомячок, рыбка).

V. Итог проекта
1. Что больше всего вам понравилось в исследовании домашних любимцев?
2.Что вы можете сказать о бывших хозяев животных, которых люди выбросили на улицу?

        Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира

 (слайд 25)      Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности, и как один из них – метод проектов, и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проектная деятельность учащихся на уроках окружающего мира"

Выступление на августовской конференции педагогов...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Статья по организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира...

Выступление на Августовской конференции работников образования.

Выступление на секции "Управление внедрением ФГОС в образовательной организации" по теме "Проблемы реализации ФГОС, выявленные на ступени начального общего образования и опыт их разрешения"...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"

Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...

Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Интерес к окружающему миру является одним из в...

Методический материал. Традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира "Исторические вехи нашей страны"

     Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции уча...