Рабочая программа по гражданскому образованию
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Пугачева Юлия Александровна

Рабочая программа по курсу « Гражданское образование» составлена на основе региональной авторской программы курса «Гражданское образование», разработанная С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной  при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области. Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная   школа с. Абабково

Павловского района Нижегородской области

Рассмотрено

Руководитель  ШМО учителей ____________    /Ю. А. Пугачева/

                               

протокол № __от  _______2016г.

Согласовано

     Зам. директора по УВР  

____                  / В. А. Карасева/ 

             ______                2016 г.

Утверждаю

             Директор школы

 ___                 /Е. В. Журавлева/

                           

Приказ № __от _               2016 г.

Рабочая программа

по курсу «Гражданское образование»

3 класс                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                               Составила:

                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                          Пугачева Ю. А

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу « Гражданское образование» составлена на основе региональной авторской программы курса «Гражданское образование», разработанная С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной  при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области (Программа курса «Гражданское образование в начальной школе»: 2-3 классы четырёхлетней начальной школы. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006). Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель курса

 -создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

Задачи курса

  1. Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
  2. Духовно – нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
  3. Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
  4. Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе  знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
  5. Эстетическое развитие ребёнка, воспитание эмоционально – эстетической отзывчивости.
  6. Развитие навыков  взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
  7. Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
  8. Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
  9. Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Общая характеристика курса

Курс гражданского образования рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальных классах.

Курс является интегрированным. Дети получают представления о природе, обществе, человеке. Курс способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учётом идеи развивающего обучения. Предполагается тесная связь курса гражданского образования с обучением различным учебным предметам (окружающий мир, литературное чтение, изо и др.), с внеурочной работой и семейным воспитанием.

В третьем классе особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля – жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство – гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села; семья, член семьи. Таким образом, ребёнок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.

Специфика курса определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентаций, то есть эмоционально – чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу.

Уроки гражданского образования строятся на деятельностной основе. Преобладающими являются формы и методы работы, в рамках которых дети могут проявить свою активность: игры, тренинги, дискуссия, драматизация и разыгрывание  ситуации, викторины и отгадывание загадок и кроссвордов, практические работы, работа в микрогруппах, выполнение исследовательских заданий.

      Место предмета в базисном учебном плане

        В  учебном плане на изучение «Гражданское образование» отводится 1 час в неделю (34 часа)

В 3  классе обучение по данному курсу обеспечено учебно – методическим комплектом «Жар-птица».

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков:

- Открытие новых знаний.

- Рефлексия (повторение и закрепление)

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

Оценка деятельности учащихся

Оценка выставляется только словесная, эмоциональная, здесь нет бальной системы оценивания. За выполненные задания в конце четверти ставится аттестован(а), если задания систематически не выполнялись, то не аттестован(а).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по курсу «Гражданское образование»

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Гражданское образование», к школе;

– интерес к предметноисследовтельской деятельности;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина

России и о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– целостного образа

мира;

– миролюбия, толерантности, умения понимать других людей на основе отрицания насильственных методов решения конфликтов;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– представления о красоте природы России, родного края.

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной,

письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность

научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– находить в тексте ответ на вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

(в коллективной организации деятельности);

– воспринимать смысл познавательного текста;

– осуществлять синтез как составление целого из частей

– строить сообщения в устной форме;

– производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации

– проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об

объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другие мнение и позицию;

– формулировать собственные мнение и позицию;

– уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность

научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера

в общении и взаимодействии;

– учитывать другие мнение и позицию;

– уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– осуществлять взаимоконтроль.

Обучающийся научится:

– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

– узнавать объекты, представленные на рисунке;

– воспринимать первичные сведения о Земле как общем доме всех людей;

– узнавать государственные символы (герб, флаг, гимн) России, знать название столицы;

– называть  и находить на карте различные города России (Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород) и понимать их значение  в истории и современности нашей страны;

– называть некоторые страны, характеризовать особенности жизни людей в них;

– называть адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников;

– вести себя в соответствии с правилами вежливого обращения;

–  понимать содержание некоторых статей Всеобщей Декларации прав человека;

Обучающийся получит возможность научиться:        

–  ориентироваться в учебнике;

– понимать различия между источниками информации о мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет;

– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах;

– характеризовать Россию как самое большое и многонациональное государство;

– характеризовать историю, культуру, достопримечательности городов (Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород), стран (США, Индия, Скандинавские страны, страны Западной Европы, Африки, Китай, Япония)

– адекватно использовать средства устной речи во время инсценировок;

– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных странах мира;

– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность узнать:

– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в различных регионах Земли;

Календарно - тематическое планирование по курсу «Гражданское образование», 3 класс

урока п/п

Наименование раздела и темы

Темы уроков

Количество часов

Срок прохождения

дата

корректировка

1

В поисках счастья.

1

2

Сохраняя прошлое.

1

3

Мировое древо.

1

4

Моя родословная.

1

5

Наша школьная семейка.

1

6

Я – надежда Отечества.

1

7

Слышу голос из прекрасного далека.

1

8

В кругу родном и тесном.

1

9

Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок-экскурсия по «дому-музею».

1

10

Отечество: старое, новое, вечное.

1

11

Отчизны славные сыны.

1

12

Наше государство-Российская Федерация.

1

13

Сто народов-одна страна.

1

14

Законы, по которым мы живем.

1

15

Без праздника нет народа.

1

16

По родной стране. Обобщающий урок – устный журнал.

1

17

Мы и наши соседи.

1

18-19

Аист на крыше.

2

20-21

У янтарного моря.

2

22-23

В горах Кавказа.

2

24-25

Многоцветные краски Востока.

2

26

Фестивальные встречи. Обобщающий урок-праздник.

1

27

Я взрослею.

1

28-29

Таинственный мир знаний.

2

30-31

Пора в путь дорогу.

2

32

Приглашаем в театр.

1

33

Досуг-дело серьезное.

1

34

парк чудес и открытий. Обобщающий урок-праздник.

1

Перечень учебно - методического обеспечения:

Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское  образование в  начальных  классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Жар птица». Часть I. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008,- 2 –е изд., испр. и доп..

Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Жар птица». Часть I,II. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2012.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс "Жар-птица"

В данной публикации представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Гражданское образование (региональный компонент). Планирование создано по комплекту: Тивикова...

Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс "Кораблик"

Предмет Гражданское образование "Кораблик" относится к региональному компоненту. Календарно-тематическое планирование построено на основе комплекта: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., ...

Методическая разработка раздела учебной программы по гражданскому образованию "Я и моя семья"

     Курс "Гражданское образование" разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО С.К.Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я.Жклезновой, Н.Ю.Яшиной....

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС, авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева и др....

Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс

В данном материале представлена рабочая программа по гражданскому образованию во 2 классе....

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс

Рабочая  программа разработана на основе программы по гражданскому образованию Нижегородского института развития образования,  авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова,Н. Ю. Я...

Рабочая программа по гражданскому образованию 2,3 классы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично...