Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Кравченко Диана Александровна

Тема:  Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.

Педагогическая цель: способствовать  формированию целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

 

Планируемые результаты:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx126.13 КБ
Файл obshchestvo.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

МЕСТО НАРОД ЧИСЛЕННОСТЬ (МЛН. ЧЕЛОВЕК) СТРАНА ПРОЖИВАНИЯ Бразильцы 149 Бразилия Американцы 194 США Русские 146 Россия Индусы (хинди) 244 Индия Бенгальцы 190 Индия, Бангладеш Японцы 126 Япония Китайцы 1220 Китай 1 4 2 5 7 6 3

Слайд 3

Государственный флаг Государственный герб Государственный гимн Символы государства

Слайд 4

Символы Российской Федерации флаг гимн герб



Предварительный просмотр:

Тема:  Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.

Педагогическая цель: способствовать  формированию целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Планируемые результаты:

Образовательная: создать условия для формирования представлений о людях, населяющих планету Земля; о символах РФ, дать представление об обществе и из каких частей оно состоит.

Развивающая: развивать умение работать с разными источниками информации; расширение кругозора, словарного запаса, развитие связной речи.

Воспитательная: воспитывать любознательность; способствовать формированию чувства патриотизма, воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.

УУД:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать.

Коммуникативные: работать в группе: координировать принимать различные позиции во взаимодействии, формулировать выводы и оценивать достижения на уроке

Личностные результаты

Формирование

-основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

-осознание своей этнической и национальной принадлежности

-ценностей многонационального российского общества;

-уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки

Сценарий урока

I. Самоопределение к деятельности

1. Приветствие

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

2.  Проверка домашнего задания

ΙΙ. Актуализация знаний

-Посмотрите на слайд, что на нём изображено?

-Можете ли вы разгадать данный ребус?

- А как вы понимаете, что такое общество?

Общество – совокупность людей, объединённых общими условиями жизни.

- И как вы думаете, какая же тема нашего урока?

III. Постановка проблемной учебной задачи

-Как вы думаете, слово «общество» и «семья» связаны между собой? (семья это ячейка общества)

Какие задачи вы поставите перед собой?

научиться определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества;

1. Человек и общество.

– Объясните пословицы:

•  Человек без Родины, как соловей без песни. ( Человеку нужна родина, ведь соловей без песни не  может, так и  человек не может без родины)

•  На родной стороне и камешек знаком. ( На Родине все любимо и знакомо)

•  Если дружба велика – будет Родина крепка. (Если мы будем в мелочи замечать истинный смысл, то и в большой части все будет хорошо)

•  Жить – Родине служить. (Жизнь должна пройти с пользой для общества)

На доске запись: семья, общество, человечество

– Постройте цепочку от меньшего множества к большему. (Семья, общество, человечество.)

– Какое из этих слов вы можете объяснить? (Семья.)

– Какое слово обозначает самое маленькое количество людей? (Семья.)

– Как вы объясните слово общество? (Общество.)

– Как вы объясните слово человечество?

- Это главные понятия нашего урока.

IV. Открытие новых знаний

Работа по учебнику (с. 18–19).

Найдите ответы на вопросы:

– Что такое человечество?

– Что такое семья?

– Что такое народ? Сколько разных народов насчитывается на Земле?

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или «человечество». Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества – свою семью (рисунок в учебнике). Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.

Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.

Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя все истоки, можно узнать все о них. Частью общества является и народ, к которому вы принадлежите.

- А можно ли фото на с.19 назвать семьей?

– Как вы думаете, сколько сейчас на Земле народов? (Ответы учащихся.)

На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.

- Подумайте еще раз можно ли назвать эти народы на фотографии, семьей?

Практическая работа

– Укажите место каждого народа в таблице (Слайд):

Самые многочисленные народы

Место

Народ

Численность (млн. чел.)

Страна проживания

Бразильцы

149

Бразилия

Американцы

194

США

Русские

146

Россия

Индусы (хинди)

244

Индия

Бенгальцы

190

Индия, Бангладеш

Японцы

126

Япония

Китайцы

1220

Китай

Учащиеся выполняют задание. Подвожу итоги

Беседа:

– Чем отличается каждый народ? (Языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т. д.)

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VΙ. Открытие нового знания (продолжение)

Всего на Земле около 200 государств (вывешивает карту мира).

– Перечислите, что имеет любое государство (страна).  (Государство  (страна) имеет: территорию, государственную границу, столицу, народ, государственный язык,  главу  государства,  символы  государства  (флаг, герб, гимн), законы, экономику, образование, науку, культуру.)

Россия – наша Родина.

– У поэта-песенника Михаила Матусовского есть хорошие слова:

С чего начинается Родина?

А может, она начинается

С картинки в твоем букваре,

С той песни, что пела нам мать.

С хороших и верных товарищей,

С того, что в любых испытаниях

Живущих в соседнем дворе.

У нас никому не отнять…

На этот вопрос каждый ответит по-своему, у каждого свои представления о Родине.

-Что для вас означает слово Родина? Но одно ясно, что Родина – это  самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.

– Как называется наша Родина?

Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей – это русские, татары, чуваши, ненцы, якуты и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.

Как называется главный город России?

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

(В. Степанов.)

- Сколько лет Москве? (870)

Москва – столица России. Столица – это город, в котором работает правительство страны.

Глава Российского государства – президент (Владимир Владимирович Путин).

Председатель Правительства России – премьер-министр (Дмитрий Анатольевич Медведев).

Государственные символы России.

– Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.

Чтение стихотворения

У России величавой

Он смотреть бы сразу мог.

На гербе орёл двуглавый,

Сильный, мудрый он и гордый.

Чтоб на запад и восток

Он – России дух свободный.

(В. Степанов.Герб России.)

- Флаг – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.

Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.

Расположение  полос  отражало  древнерусское  понимание  мира: внизу – красный – мир природный; выше – голубой – мир небесный; еще выше – белый – мир Божественный.

В России эти цвета издавна почитались и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

Вот еще одна трактовка цветов (читает стихотворение):

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов.Флаг России.)

Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы (столицы). Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Есть еще один важный символ нашей Родины – это гимн. Гимн – это торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.

Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Например, при встрече иностранных делегаций, на торжественных собраниях, при награждении победителей международных спортивных мероприятий. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране.

Встанем и послушаем гимн.

– В любой стране есть глава государства. Кто глава государства в нашей стране? (В. В. Путин – президент России. Президента избирает народ.)

– Назовите еще страны, в которых есть президент. (США, Франция и др.)

– В других странах главой государства является монарх (это король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передается по наследству. В нашей стране в прошлом главой государства был  монарх  (царь или император), а теперь – президент.

– Какие вы знаете страны, где главой государства  является  монарх?   (Великобритания), Швеция.)

– Кто еще может быть главой государства? (Работа с таблицей учебника, с. 21.)

- Выполнение задания 2 с.21

– Каждый человек является гражданином какой-либо страны.

- Кто запомнил какие страны являются монархиями(республиками)?

VΙΙ. Первичное закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради (№ 1, с.14 ).

Чтение стихотворение:

На карте мира не найдёшь        

Мы не найдём на карте той.

Тот дом, в котором ты живёшь,

Но мы всегда на ней найдём

И даже улицы родной        Свою страну – наш общий дом.

(В. Степанов.Наш дом.)

VΙΙΙ. Подведение итогов

– Итак, мы выяснили, что люди живут не по одиночке, а в обществе. Это нелегко, потому что каждый человек имеет свой характер, привычки, желания. Посмотрите (рисунок или фотографию), это – человек. Мы не знаем, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. А теперь подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля, чтобы всем жить было легко, радостно, спокойно?

ΙX. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

- Что вам понравилось?

- Какой вывод вы сделаете?

– Прочитайте вывод в учебнике (с. 22).

Х. Домашнее задание

Выполнить задания в р.т № 3, 5 (рабочая тетрадь, с. 8).

Читать 18- 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к условиям и требованиям современного общества.

В статье описан педагогический опыт воспитания и обучения детей, а так же, применяемые современные технологии....

Урок "Человек. Общество. Семья"

Урок "Человек. Общество. Семья" дает учащимся  представления о людях населяющих нашу планету, воспитывает бережное отношение к людям разных национальностей, учит быть терпимыми по отношению к дру...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"

Конспект внеклассного мероприятия, 3 класс "Человек – природное существо и член общества" УМК "Перспектива"...

ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ_ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА_МУЛЬТФИЛЬМЫ В ЖИЗНИ МОЕЙ СЕМЬИ

В работе раскрывается связь поколений в семье  на примере  произведений студии "Союзмультфильм". Автор размышляет над вопросом: можно ли считать  мультфильмы посланиями поколе...

Урок окружающего мира "Школа России" 1 кл. по теме: "Человек - член общества, носитель и создатель культуры. История появления одежды и развитие моды»".

На уроке созданы  условия для знакомства учащихся с историей появления одежды и развитием моды. Развиваются  умения связно и аргументированно вести учебный диалог, формируются  представ...

Урок по окружающему миру 2 класс на тему "Человек - член общества".

Урок по окружающему миру для 2 класса по программе Начальная инновационная школа на тему "Человек - член общества"....