Конспект и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Попова Ольга Николаевна

Данный конспект и презентация поможет провести урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyna.rar1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Отечественная война 1812 года

Цели урока:

1. Сформировать представления о войне 1812 года.

2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.

3. Воспитывать патриотизм, интерес  к истории.

   

Задачи урока:

  1. Проверить усвоение пройденных на прошлых уроках тем.
  2. Дать определение понятию «Отечество».
  3. Познакомить с военной биографией Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова.
  4. Познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года.
  5. Показать, какую роль в победе над французской армией сыграл простой русский народ.
  6. Проанализировать материал всего урока и ответить на проблемный вопрос: Почему война 1812 года называется Отечественной?
  7. Познакомить с участием жителей Яренского уезда в Отечественной войне 1812 года.
  8. Проверить усвоение нового материала с помощью теста.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, флэшкарта с презентацией, книга Михаила Брагина «В грозную пору»,  книга М. Ю. Лермонтова «Бородино», книги В. А. Лукошникова «Яренск" и  «Земля Вычегодская. Яренская энциклопедия».

Комментарии к уроку.

  • Урок дается по методике усвоения новых знаний с элементами семинара (несколько учащихся – историков получили индивидуальное задание: исследовать с помощью справочной литературы и Internet один из четырёх вопросов по теме урока и подготовить сообщение по этому вопросу), таким образом осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность                                          
  • Усвоение новых знаний находится в центре внимания учителя и ученика. Учебно-познавательная деятельность направлена на раскрытие объективных связей и отношений в изучаемом материале. В начале урока ставится проблемный вопрос.
  • На данном уроке используются  тестовые задания для выявления более качественного усвоения основных элементов учебного материала. На дом дается творческое задание.
  • На уроке используются отрывки из книг В. Соловьёва «История России для детей и взрослых» Москва, 2003, А. Ишимовой «История России для детей» Москва 2003, М. Брагина « В грозную пору» Москва 1984.
  • На уроке используются  отрывки из стихотворения М.Лермонтова «Бородино» и из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Ход урока

Комментарии

I Оргмомент

      - Сегодня мы продолжаем говорить о славных страницах истории нашей страны, о великих людях прошлых лет и о их подвигах.

II Проверка домашнего задания

 

-Что было задано на дом?  

( Вспомнить о великих полководцах и их подвигах, повторить даты. )

   Дидактическая игра «Неотосланная депеша»

 (Депеша – быстрое сообщение, телеграмма).

     Кто мог сказать такие слова?

  1. « Гордый Измаил у ног Вашего Величества».  ( А. В. Суворов.)
  2. « Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».    ( Екатерина II.)
  3. « Морским судам быть!»   ( Пётр I.)
  4. « Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом».   (Александр Невский.)
  5. « Организовал при Академии первую в России химическую лабораторию».    ( М. В. Ломоносов.)
  6. « Я царь, а у меня мозоли на руках».    ( Пётр I.)
  7. « Я разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении».      ( Ф. Ф. Ушаков.)

-Кто из вас, ребята, следил за историческим проектом 2008 года « Имя Россия» ?

-А кто знает победителя в этом проекте ?  (Александр Невский)

-Почему победил А. Невский? Что вы о нём знаете?

-А кому бы вы отдали призовое место? Чьё историческое имя вам дорого? Почему?

-Каких великих полководцев вы ещё знаете?

III Сообщение темы урока

      -  Эти великие люди оставили заметный след в истории нашей страны. Сейчас невозможно представить, как жили бы мы (и жили бы вообще) сейчас, если не было бы тех знаменитых побед на Чудском озере, на Куликовом поле, в русско-турецкой войне.

       А сегодня мы поговорим ещё об одной грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIX века, о великих полководцах, сражавшихся за родную землю, о мужестве русского народа, давшего врагу достойный отпор.

      Тема урока:  Отечественная война 1812 года.

      - Прежде, чем мы начнём говорить об этой войне, нам нужно выяснить, от какого слова образовалось слово отечественная ?

- А  что значит «Отечество»?

 

      - Вот как определяет это понятие В. И. Даль – автор толкового словаря.

IV Постановка проблемы и учебной задачи

      - В конце урока мы должны ответить на вопрос:

 Почему война 1812 года называется Отечественной?

-А что бы вы хотели узнать про эту войну?

Поставим учебную задачу.

  Поставили  учебную задачу, давайте её выполнять.

                 

V Знакомство с новым материалом

1. Беда, нависшая над Европой.

      - В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.

      О том, насколько опасной была эта угроза для нашей страны, мы поймём, если узнаем, кто такой Наполеон Бонапарт. Его военную биографию исследовал Владик. Послушаем его сообщение.

Чтение учителем отрывков из книги «В грозную пору» с.5 и с.6.

      - Да, Наполеон был очень грозным противником. Он был умён, хитёр и талантлив как военачальник. Свою армию он называл « Великая армия».

Она была хорошо вооружена и обучена.

2. Вторжение наполеоновской армии в Россию.

      Российский император Александр I  в переговорах с Наполеоном не шёл ему навстречу. И летом 1812 года французская армия вторглась в Россию.

( У карты ) У западных границ её встретили две русских армии. Одной командовал генерал Барклай-де-Толли, а другой генерал Багратион.

         Удар французов был настолько силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление. Французы во главе с Наполеоном теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войти в российскую столицу. Позади  вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.

      Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве. И Смоленск французам удалось захватить.  

         

    Царь Александр I был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Военную биографию М. И. Кутузова исследовал и  нам расскажет  Руслан

                   Ф и з к у л ь т м и н у т к а

        

Чтение учителем абзаца учебника на с.113

«Ну как с такими молодцами и не побить французов?!» - были первые слова главнокомандующего при виде солдат. А те быстро нашли ответ: «Едет Кутузов бить французов!»

3. Бородинская битва.

      - Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.

( У карты ) Но и Кутузов, приняв армию, продолжил отступление. А у села Бородина он решил дать Наполеону сражение, которое станет главным сражением войны 1812 года.

Чтение текста « Бородинская битва»

Посмотрите иллюстрацию «Бородинская битва» на с. 114-115.

   - Кто запомнил дату Бородинского сражения?

    М. Ю. Лермонтов посвятил этому событию целое произведение, которое так и назвал «Бородино».  ( показать книгу )

Послушайте два небольших отрывка  в исполнении Насти и Дианы.

    Вам не видать таких сражений!

    Носились знамена, как тени,

                  В дыму огонь блестел,

    Звучал булат, картечь визжала,

    Рука бойцов колоть устала,

    И ядрам пролетать мешала

                   Гора кровавых тел.

                                                  Изведал враг в тот день немало,

                                                   Что значит русский бой удалый,

                                                                      Наш рукопашный бой.

                                                   Земля тряслась – как наши груди;

                                                   Смешались в кучу кони, люди,

                                                   И залпы тысячи орудий

                                                                       Слились в протяжный вой…

    Бородинская битва дала много героев. ( Показать портреты героев на обложке книги « Бородино» ).  Послушайте рассказ об одном из них.

Эльдар рассказывает о Багратионе.

4. Сдача Москвы Наполеону.                                                

      - В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери. Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров. В некоторых книгах пишут, что та и другая сторона потеряла примерно по 50 тысяч человек. И это за 15 часов боя!  Но у Наполеона ещё оставались резервные войска.  

  -Объясните, что значит  « резервные»?

 Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию.

      Михаил Илларионович собрал всех генералов в деревне Фили на совет.

      О том, какое решение приняли на этом совете  нам расскажет  Карина.

       

              Ф и з к у л ь т м  и н у т к а

(  Упражнения для глаз и туловища с использованием  зрительных меток. )

 По углам даты: 1240г., 1380г., 1790 г., 1812г..

-Какое решение принял  Кутузов? (отступать и сдать Москву).

      - Да, во всех завоёванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приёма Наполеон ждал и от московских жителей. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нём.

         До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю.

     ( Учитель читает два отрывка к  19 слайду. )

         Послушайте, что пишет об этом А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

Стихотворение читает Игорь.

         Москва… как много в этом звуке

         Для сердца русского слилось!

         Как много в нём отозвалось!

          Вот, окружён своей дубравой,

          Петровский замок. Мрачно он

          Недавнею гордится славой.

          Напрасно ждал Наполеон,

          Последним счастьем упоённый,

          Москвы коленопреклонённой

          С ключами старого кремля.

          Нет, не пошла Москва моя

          К нему с повинной головою.

          Не праздник, не приёмный дар,

          Она готовила пожар

          Нетерпеливому герою.

          Отселе, в думу погружён,

          Глядел на грозный пламень он.

5. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.

      - После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.  Об этом нам расскажет учебник . Стр. 116. Прочитайте самостоятельно.

 - Кто пришёл  на помощь армии?  ( партизаны )

 - Назовите одного из командиров партизанского отряда.  (Денис Васильевич Давыдов )

   6. Работа в группах.

Каждая группа получает текст. Нужно прочитать его и определить к какому моменту войны 1812 года он относится.

 

   Проверка . Можно  тексты зачитать вслух. ( Если времени будет мало, то прочитать на следующем уроке.)

 VI Подведение итога урока

Выполнили ли мы учебную задачу, которую ставили?

  • Возвращение к проблемному вопросу:

 Почему войну 1812 года называют Отечественной?

    - Ребята, а как вы думаете, жители нашего Ленского района приняли участие в этой войне?

   Эту проблему я просила исследовать Арину. Послушаем её.

 Знакомство с литературой по данному вопросу. ( книги «Яренск» и «Земля Вычегодская».)

  • Тест

- Проверить усвоение материала по теме «Отечественная война 1812 года» поможет тест. Взаимопроверка.

  • Выставление оценок .  
  • Ребятам-историкам и чтецам- 5.

VII Домашнее задание

По выбору:

Подготовить рассказ о Бородинской битве по иллюстрации на стр. 114 – 115. ( Используйте дополнительную литературу. )

Найти материал об одном из героев Отечественной войны 1812года.

 

VIII Заключительное слово учителя

      - Сегодняшний урок хотелось бы, как ни странно, закончить словами Наполеона Бонапарта:

«Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима».

- Спасибо за работу!

 

Слайды 1 - 8

 

Слайд 9

Учащиеся дают ответы

Слайд10

Вопрос написан на доске. 

Ответы детей.

Дети формулируют учебную задачу.

Сообщение первого историка.

Слайд11

Показ направления наступления французской армии и отступления русской армии на карте-схеме

Слайд12

 ( Приложение 1. )

 Слайд13

Сообщение второго историка.

 

Показ на карте места Бородинской битвы.

Работа с учебником.

Слайд14 

Двое учащихся читают наизусть отрывок из стихотворения

М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Слайд 15

Слайд16

Сообщение третьего историка.

Слайд 17

Сообщение

четвёртого историка

Слайд 18-19

 ( Приложение 2. )

Чтение отрывка из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Слайд 20

 Слайд 21-25

 ( Приложение 3,4. )

 ( Приложение 1. )

  Показ  на карте направления отступления французской армии и наступления русской армии.

Учащиеся высказывают своё мнение.                            

(На борьбу с Наполеоном поднялся весь народ: армия, крестьяне, жители русских городов, москвичи).

Сообщение пятого историка.

6 баллов- 5

5 баллов- 4

4 балла- 3

 Слайд 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Великая война-Великая победа"

Презентация может пригодиться учителю во время подготовки к внеклассным занятиям и урокам по теме "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА"...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 1 класс

Конспект и презинтация к уроку окружающего мира для 1 класса по теме:"Кто такие звери" помогут учителям подготовиться к этой теме....

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме Великая Отечественная Война

Данная презентация содержит видео и аудио материал к уроку окружающего мра в 4 классе по теме "Великая Отечественная война" ....

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Школа России" или внеклассному занятию по теме: "Великая Отечественная война".

Презентация  к уроку окружающего мира или внеклассному мероприятию по теме "Великая Отечественная Война"...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян"

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян" УМК "Школа России"...